Обители Бога: Памяти Сергея Опульса

Недавно я побывала на выставке его картин… Они посвящены всем мировым религиям: различным христианским деноминациям, исламу, буддизму, иудаизму. Но художник всегда был православным, другие религии для него — лишь расширение кругозора и эстетический опыт. Вдова художника Наталья Булгакова, проводя экскурсию по экспозиции и переходя от работ, посвященных другим религиям, к картинам на православные темы, подчеркнула, обращаясь к зрителям: «Наверное, вы сразу почувствовали, где сердце художника, а где его ум». 
Валаам. Вечерний звон. 2009
Журнал: № 06 (июнь) 2022Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 5 июля 2022

Всё, что в детстве, — до конца

Несмотря на то, что художник родился в Узбекистане, православие было в его жизни с раннего детства.

— Средняя Азия спасла многих членов Александро-Невского братства, на этой земле мирно уживались многие религии и конфессии, — рассказывает Наталья Булгакова. — Сергей Маркович много писал храм святого Александра Невского на ташкентском кладбище. Бабушка со стороны матери Анна Степановна, которая его воспитывала, жила в доме настоятеля этого храма. Она крестила внука и водила в детстве на службы. Незадолго до смерти он говорил с известным ташкентским краеведом Борисом Голендером, намеревался вновь приехать в Ташкент и писать работы с утраченными храмами, но не случилось… Картина «Храм Александра Невского в Ташкенте. Чинара», написанная к выставке «Острова веры» в 2018 году, стояла на отпевании рядом с гробом художника.

Родители Сергея были против того, чтобы мальчик ходил в церковь. Его мама была учительницей, и она весьма агрессивно выражала свое недовольство, даже пыталась сорвать с него крестик. Учился он в школе при Туркестанском военном округе, где распорядок и программа были примерно такими же, как в Суворовском училище. После восьмого класса поступил в художественное училище, его дипломная работа была отобрана в фонд училища, а сам юный живописец получил направление в Суриковский институт. В Москву не поехал, а поехал в Самарканд, в авиационную школу. Выпуск вертолетчиков был направлен в Афганистан. Сергей был воспитан с детства в готовности «что-то сделать для большой страны». Потом всю свою творческую жизнь Сергей Маркович писал «афганские» картины по непосредственным впечатлениям — например, многие ракурсы гор и долин предполагают, что художник смотрел из иллюминатора вертолета. Как рассказывает Наталья Булгакова, после Афганистана Сергей уверовал уже сознательно и даже еще раз крестился — ездил для этого в Томск, там у него жили родственники. Именно в Афганистане, как он признавался, он не только обрел веру, но и почувствовал себя художником, а не просто мальчиком, который умеет рисовать.

Сергей Опульс любил говорить, что всё, что человек испытал в детстве, — это «до конца». Интерес к другим религиям также сформировался у него в детстве: на письменном столе его отца стояла статуэтка Будды, они с отцом ходили в Ташкентский художественный музей, где немало памятников, посвященных буддизму. А неродной дед художника, второй муж бабушки, директор кабельного завода, несмотря на коммунистические взгляды, был религиозным иудеем.

На выставке есть картины, посвященные буддизму, они написаны не с натуры, это не пейзажи в буквальном смысле, а скорее фантазии. «Дар Тибета» родился в период самоизоляции, в 2020 году, на выставке в Доме дружбы была премьера этой картины. Есть и картина небольшого формата с видом дацана Гунзэчойнэй — она примечательна тем, что это самая первая работа с натуры, написанная художником в Санкт-Петербурге.


Сергей Опульс (Павлов)

родился 10 мая 1962 года в Ташкенте. В 1982 году окончил Республиканское художественное училище имени П. П. Бенькова. В 1982–1986 годах учился в Школе младшего авиационного состава в Самарканде, служил в Афганистане. Жил в Санкт-Петербурге с 1987 года. Член Союза художников России с 1998 года, бакалавр современного искусства, участник более 160 коллективных и персональных выставок в России и за рубежом, участник и руководитель художественных пленэров. В 2019–2021 годах — художественный руководитель арт-проекта «Памятные места и храмы Александра Невского», поддержанного Фондом президентских грантов. Удостоился памятного знака Александро-Невской лавры за художественное руководство этим проектом. Скончался 28 декабря 2021 года в Санкт-Петербурге. В 2021 году (посмертно) художнику присвоено звание «Почетный гражданин Земли XXI века (ЮНЕСКО-ООН)». Более шестисот картин Сергея Опульса находятся в частных собраниях России и стран СНГ, Узбекистана, Европы, США и Австралии, а также в государственных музеях России, Украины и Белоруссии.


Монах — призвание, художник — призвание

После смерти своего отца художник впал в депрессию и решил уехать на Коневец, год был там трудником. Настоятелем обители тогда был архимандрит Назарий, ныне епископ Кронштадтский, наместник Александро-Невской лавры. С того времени они поддерживали отношения, картину Сергея Опульса «Крестный ход на Коневце» (1997) владыка разместил в своих покоях. В 2018 году в старом зале Святодуховского центра прошла персональная выставка художника «Острова веры». Будучи с 2015 года членом Александро-Невского братства, художник принимал участие в трудовых вахтах на Никольском скиту Лавры, расположенном в Кингисеппском районе, и писал и сам старинный храм святителя Николая (Сойкинскую святыню), и новый храм-часовню святого Александра Невского.

Художник посвятил Коневцу много картин, писал и с натуры, и по памяти. На выставке в Доме дружбы привлекает внимание картина «Зима на Коневце» (2009): на первом плане этого полотна ладожская нерпа — уникальный представитель местной фауны.

Живя в Петербурге, Сергей Опульс не терял связи с Коневцом: он был прихожанином Коневского подворья на Загородном проспекте со времен передачи здания храма обители в 1997 году. На картине «Трамвай у Коневского подворья. Зимний сон» (2009) изображен родной храм. Слово «сон» в названии не случайно: храм изображен с куполом, которого в то время еще не было, он был восстановлен позже. Эта картина была впервые выставлена на персональной выставке в Москве «Рождественская сказка Опульса» в 2009 году, а теперь находится в коллекции подворья по благословению настоятеля иеромонаха Давида (Алексеева). А одна из работ, посвященных Коневцу, хранится в коллекции епископа Выборгского и Приозерского Игнатия — священноархимандрита обители.

Коневец. Коса. 2009
Коневец. Коса. 2009

— Когда Сергея Марковича спрашивали, почему он не остался в монастыре, он отвечал, что понял: быть монахом — это особый дар, а его дар — быть художником, — вспоминает Наталья Булгакова. — Он даже иконы пытался писать, хорошо разбирался в иконописи, но тоже сказал, что чтобы заниматься иконописью, нужно быть монахом. Светские художники, по его мнению, не понимают, не чувствуют икону. Для этого нужно поститься, молиться, а если ты пьешь-куришь и пишешь иконы за деньги — ничего не получится.

Сергей Опульс пишет с натуры крестный ход в день перенесения мощей святого Александра Невского. 2016
Сергей Опульс пишет с натуры крестный ход в день перенесения мощей святого Александра Невского. 2016


С натуры и не с натуры

В экспозиции немало работ, написанных с натуры и отражающих причудливый жизненный путь художника. Одна из них — «Ялта с холма Поликур» (1989). На этом холме находилась Ялтинская киностудия. Живописец, тогда еще просто Сергей Павлов, оказался на киностудии, на съемках исторической эпопеи «Битва трех королей» («Огненные барабаны») совместного производства СССР («Узбекфильм»), Марокко, Испании и Италии. В фильме снималась сама Клаудиа Кардинале, а художник работал… погонщиком верблюдов (сказалось ташкентское прошлое) и в свободное от работы время, как он выражался на принятом у художников арго, «красил картинки».
Художник много писал храмы, посвященные святому благоверному великому князю Александру Невскому. Храм в Усть-Ижоре написан в дни празднования 800-летия со дня рождения святого князя — пленэр проводил Дом национальностей. Есть картина, написанная на родине святого — в Переславле-Залесском, изображающая Спасо-Преображенский собор, где состоялся княжеский постриг мальчика Александра. Художник писал и храм Александра Невского во Пскове, и находящийся рядом Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. 

Разумеется, немало у него работ, посвященных храмам Санкт-Петербурга: некоторые из них за прошедшее время, будучи восстановлены, изменили свой облик — тем интереснее посмотреть, в каком виде их передавали Церкви. Центральное место на экспозиции в Доме национальностей занимала картина «Свет Божий», изображающая колоннаду Казанского собора. Она была написана в 2011 году и считается, по мнению трех искусствоведов, лучшей картиной десятилетия. Колоннада изображена в момент окончания дождя и первого появления солнечного света. Интересно, что первоисточником сюжета стала архивная черно-белая фотография, сделанная дядей Натальи Булгаковой, Ильёй Васильевичем Николаевым, в 1960-е годы. Они были знакомы, много общались.

Немало у художника и восточных картин, посвященных Ташкенту, святыням Узбекистана — он всегда тепло вспоминал любимую узбекскую родину.

Две последние работы Сергея Опульса тоже были представлены в экспозиции: одна написана по памяти, вторая — с натуры. Последней работой перед уходом в больницу, из которой художник не вернулся, стал вид Большой хоральной синагоги. Первый вариант вида синагоги был написан для выставки «Близкая Европа», потому что Сергей Маркович любил повторять, что «без еврейства нет европейства». Работа была сразу же куплена в частную коллекцию и стала недоступна, поэтому он написал новую.

А вот последняя натурная работа — храм святителя Николая Чудотворца в поселке имени Свердлова (см. материал «Друзья-прихожане отца Иакова» в № 5 журнала «Вода живая» за нынешний год. — Прим. ред.). Настоятель протоиерей Иаков Амбарцумов был духовником художника, всегда поддерживал его творческие начинания. Этот сюжет художник повторил дважды, одна из картин осталась у отца Иакова: «Отец Иаков разбирается в живописи, тонко её чувствует. Он всегда отмечал лучшие работы», — говорит Наталья Булгакова. Художник познакомился с отцом Иаковом, когда тот служил на Коневском подворье на Загородном проспекте, а потом часто ездил в храм на Неве на Пасху и на престольный праздник святителя Николая.

Настоящая фамилия художника — Павлов, но к фамилии Опульс, ставшей его творческим псевдонимом, он тоже имеет отношение: Текле Яновна Опульс, латышская немка, — его прабабушка со стороны отца. Опульсы до сих пор живут и в Риге, и в других странах. Как вспоминает вдова художника, отцу Иакову псевдоним не очень нравился, он говорил: «Зачем ты взял псевдоним? Будь Павловым, как апостол Павел!» Однако художник ценил свои прибалтийские корни и даже написал картину с видом Риги, назвав её «Местожительство Опульсов» (2016).

Наталья Булгакова мечтает организовать в мастерской Сергея Опульса на Загородном проспекте арт-резиденцию, где могли бы останавливаться художники, на короткое время приезжающие в Петербург: и достопримечательности в шаговой доступности, и из окна открывается живописный вид на питерские крыши. Наталья Евгеньевна стремится популяризировать творчество Сергея Опульса, чтобы как можно больше людей знали о нем, проникались через его работы красотой Божьего мира, чтобы его картины продолжали служить, а он продолжал жить в них. Слова духовника художника — подтверждение того, что в творчестве Сергея Опульса сильна духовная составляющая: «Живопись Опульса возрождает для нас те духовные переживания, которые мы испытывали на Коневце, святом острове. Его картины живые, созерцание таких картин — большая ценность, отдохновение души после множественного негатива современного мегаполиса». 


Первая посмертная выставка работ художника Сергея Опульса «Дом Бога» прошла в мае в Доме дружбы Ленинградской области, что на Потемкинской улице. Она вошла в программу акции «Ночь музеев‑2022».




Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"