О чем расскажет афиша

О месте и времени концерта, об исполнителях, о содержании концертной программы… Авторы совместного проекта Санкт-Петербургской академической филармонии и Санкт-Петербургского института истории РАН «Военная летопись Филармонии», предполагающего реставрацию более чем 700 афиш военного времени, считают, что афиша, программка, пригласительный билет — это полноценные памятники культуры, важнейшие свидетели, через которых мы можем узнать о быте конкретной эпохи — в данном случае времен Великой Отечественной, увидеть духовный облик людей 1940-х годов, нарисовать портрет целого города — Ленинграда или, к примеру, Новосибирска. 
Раздел: ПОДРОБНО
О чем расскажет афиша
Журнал: № 6 (июнь) 2023Автор: Тимур ЩукинФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 24 июня 2023

Юлия Зораховна Кантор, руководитель проекта, заместитель директора Института истории по внешним и общественным связям:

— «Военная летопись Филармонии» дает уникальную возможность реконструировать «звучание» оркестра Ленинградской филармонии в Сибири, увидеть роль культурного воздействия Ленинграда на сибирские регионы, показать связь времен. Заведующий библиотекой Филармонии Павел Вячеславович Дмитриев сказал, что было бы замечательно отреставрировать афиши военного времени, находящиеся в архиве Филармонии, которые привез с собой из эвакуации Е. А. Мравинский, находившийся вместе с оркестром в Новосибирске. 

Де юре эти афиши не являются музейными. Однако де факто это памятники культуры. Поэтому Институт истории, конечно, откликнулся. У нас прекрасная реставрационная мастерская, которая специализируется как раз на памятниках на бумажных носителях, в нашем штате — реставраторы высокой квалификации. Проект рассчитан на три года, он завершится к юбилею Победы в 2025 году. Первый этап закончится в июне, к концу сезона в Филармонии. 

Мы получили 75 афиш, 15 программок и один пригласительный билет на премьеру 7-й симфонии в Новосибирске в 1942 году. Почему мы начали именно с этих афиш? Потому что в этом году 120-летие Е. А. Мравинского — это приношение ему. С июля мы будем заниматься блокадными афишами, их более 200 единиц. Третий этап — период после снятия блокады до конца 1945 года. Всего более 700 афиш. Чуть позже в лабораторию приедет т. н. блокадная книга Филармонии — это большой том в клеенчатом «под кожу» переплете с написанной от руки программой каждого из блокадных концертов и количеством проданных билетов. Не случайно наш проект назван «Военная летопись Филармонии», ведь его экспонаты помогают не только реконструировать историю Филармонии, но и услышать звучание блокадного города.

http://aquaviva.ru/upload/iblock/e07/6njbjebm80n4t0ihfm72spp2bulilcd9/MAR9957.jpg
Механическая очистка бумаги — с помощью пылесоса или специальных резинок. Снимается пыль и поверхностные загрязнения. 
Работы выполняет художник-реставратор Галина Николаевна Азизова.


Старший художник-реставратор I категории Елена Сергеевна Пахалова занимается подклейкой разрывов, которых очень много, особенно по краям. Для этого используется клей на основе пшеничного крахмала и поперечные полоски японской бумаги для фиксации разрывов. Часто для укрепления документа требуется дублирование — наклеивание его на более прочную основу.

Павел Вячеславович Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской Филармонии:

— Мы концертная организация, и реставрация не является нашим приоритетным направлением. Поэтому сотрудничество с Институтом истории было необходимо. Нужно, чтобы афиши сохранились для последующих поколений. Моей принципиальной позицией была реставрация всего фонда — то есть всех семи сотен афиш. Финансирование проекта осуществляется за счет средств спонсоров Филармонии. Где будут экспонироваться отреставрированные афиши? 9 мая была организована виртуальная выставка отреставрированных афиш на сайте Филармонии. Будет выставка копий афиш к юбилею Е. А. Мравинского. Есть запросы от многих музеев, в том числе художественных, в том числе региональных, о предоставлении цифровых копий афиш для выставок в 2024 году — вся страна готовится отмечать 80-летие снятия блокады. Это очень важно для установления связи с регионами, для формирования культурного пространства.


ромывка — важнейший этап реставрации. Бумага очищается от загрязнений, затеков, частично уходит желтизна, которая возникает от избыточной кислотности. «С точки зрения реставрации хуже всего себя ведет „сахарная“ бумага — так в литературе называется плотная, жесткая бумага, которая использовалась для производства пакетов из-под сахара», — рассказывает Елена Михайловна Шепилова, научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования рукописных памятников СПбИИ РАН.
ромывка — важнейший этап реставрации. Бумага очищается от загрязнений, затеков, частично уходит желтизна, которая возникает от избыточной кислотности. «С точки зрения реставрации хуже всего себя ведет „сахарная“ бумага — так в литературе называется плотная, жесткая бумага, которая использовалась для производства пакетов из-под сахара», — рассказывает Елена Михайловна Шепилова, научный сотрудник Лаборатории комплексного исследования рукописных памятников СПбИИ РАН.



Прессование

последний и совершенно необходимый этап реставрации. Под пресс документы помещают несколько раз, при необходимости переворачивая.


Татьяна Анатольевна Базарова, и. о. заведующего Научно-историческим архивом СПбИИ РАН:

— Сейчас у нас реставрируются афиши, которые показывают жизнь Ленинградской филармонии в эвакуации. В 1941 году она переехала в Новосибирск и там продолжила свою творческую деятельность. Концерты давались очень часто. Удивительно время начала концертов: 8:00, 8:30 вечера, но это понятно — после долгого и тяжелого рабочего дня люди шли слушать музыку. Афиши печатались тиражом в несколько десятков экземпляров. Их развешивали по всему городу, их брал с собой оркестр, когда гастролировал по другим городам. Обратите внимание: типографская краска всего двух цветов — черная и красная. Когда давались концерты для детей, например когда исполнялся «Конек-Горбунок», типографы старались использовать менее строгие шрифты. 

Афиши дошли в очень разном состоянии. Некоторые требуют минимальной работы реставраторов: небольшие утраты по краям, лохматость, разрывы, следы от проколов. Другие же буквально распались на части, и их приходится воссоздавать по крупицам. К каждой афише свой подход, поэтому прежде всего проводятся предреставрационные исследования, устанавливается кислотность бумаги, толщина, белизна и другие параметры.


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"