О чем расскажет афиша
Юлия Зораховна Кантор, руководитель проекта, заместитель директора Института истории по внешним и общественным связям:
Де юре эти афиши не являются музейными. Однако де факто это памятники культуры. Поэтому Институт истории, конечно, откликнулся. У нас прекрасная реставрационная мастерская, которая специализируется как раз на памятниках на бумажных носителях, в нашем штате — реставраторы высокой квалификации. Проект рассчитан на три года, он завершится к юбилею Победы в 2025 году. Первый этап закончится в июне, к концу сезона в Филармонии.
Мы получили 75 афиш, 15 программок и один пригласительный билет на премьеру 7-й симфонии в Новосибирске в 1942 году. Почему мы начали именно с этих афиш? Потому что в этом году 120-летие Е. А. Мравинского — это приношение ему. С июля мы будем заниматься блокадными афишами, их более 200 единиц. Третий этап — период после снятия блокады до конца 1945 года. Всего более 700 афиш. Чуть позже в лабораторию приедет т. н. блокадная книга Филармонии — это большой том в клеенчатом «под кожу» переплете с написанной от руки программой каждого из блокадных концертов и количеством проданных билетов. Не случайно наш проект назван «Военная летопись Филармонии», ведь его экспонаты помогают не только реконструировать историю Филармонии, но и услышать звучание блокадного города.
Работы выполняет художник-реставратор Галина Николаевна Азизова.
Павел Вячеславович Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской Филармонии:
— Мы концертная организация, и реставрация не является нашим приоритетным направлением. Поэтому сотрудничество с Институтом истории было необходимо. Нужно, чтобы афиши сохранились для последующих поколений. Моей принципиальной позицией была реставрация всего фонда — то есть всех семи сотен афиш. Финансирование проекта осуществляется за счет средств спонсоров Филармонии. Где будут экспонироваться отреставрированные афиши? 9 мая была организована виртуальная выставка отреставрированных афиш на сайте Филармонии. Будет выставка копий афиш к юбилею Е. А. Мравинского. Есть запросы от многих музеев, в том числе художественных, в том числе региональных, о предоставлении цифровых копий афиш для выставок в 2024 году — вся страна готовится отмечать 80-летие снятия блокады. Это очень важно для установления связи с регионами, для формирования культурного пространства.
Прессование
последний и совершенно необходимый этап реставрации. Под пресс документы помещают несколько раз, при необходимости переворачивая.
Татьяна Анатольевна Базарова, и. о. заведующего Научно-историческим архивом СПбИИ РАН:
— Сейчас у нас реставрируются афиши, которые показывают жизнь Ленинградской филармонии в эвакуации. В 1941 году она переехала в Новосибирск и там продолжила свою творческую деятельность. Концерты давались очень часто. Удивительно время начала концертов: 8:00, 8:30 вечера, но это понятно — после долгого и тяжелого рабочего дня люди шли слушать музыку. Афиши печатались тиражом в несколько десятков экземпляров. Их развешивали по всему городу, их брал с собой оркестр, когда гастролировал по другим городам. Обратите внимание: типографская краска всего двух цветов — черная и красная. Когда давались концерты для детей, например когда исполнялся «Конек-Горбунок», типографы старались использовать менее строгие шрифты.
Афиши дошли в очень разном состоянии. Некоторые требуют минимальной работы реставраторов: небольшие утраты по краям, лохматость, разрывы, следы от проколов. Другие же буквально распались на части, и их приходится воссоздавать по крупицам. К каждой афише свой подход, поэтому прежде всего проводятся предреставрационные исследования, устанавливается кислотность бумаги, толщина, белизна и другие параметры.