О былых пожарищах и творческом огоньке

Тревога за подрастающее поколение свойственна человеку во все времена. И в наши дни встает вопрос, как воспитать «Ивана, помнящего свое родство», как сформировать мировоззрение юного россиянина. К 75-летию Великой Победы в Музее истории религии была подготовлена выставка «Русская Православная Церковь на защите Отечества». Она проходила с 29 сентября по 15 ноября. Главным экспонатом выставки стала уникальная рукотворная книга «Церковь призывает на защиту Отечества», созданная юными художниками Санкт-Петербурга. Что же о человеке той эпохи сумели понять и объяснить на страницах книги современные подростки? Подход к концепции книги оказался весьма нетривиальным.  
Журнал: № 12 (декабрь) 2020Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 29 декабря 2020

Есть что сказать

Экспозиция о роли Русской Православной Церкви в победе над фашизмом — результат культурно-просветительского проекта, осуществленного музеем при сотрудничестве с Санкт-Петербургской духовной академией, епархиальным советом по культуре и заслуженным художником России Юрием Люкшиным.

Почетный академик РАХ Юрий Люкшин больше двадцати лет работает с детьми по своей авторской благотворительной программе «Краски добра». Цель программы — не научить детей рисовать (этим и так с успехом занимаются художественные школы и студии), а с помощью художественных средств просвещать и воспитывать.

— Научить ребенка рисовать — это прекрасно, — говорит Юрий Константинович. — Но что он будет делать со своим умением, если ему нечего сказать? То, что мы заложим в ребенка сейчас, повлияет на формирование его личности. Важны не только дети, которые непосредственно участвуют в программе, но и зрители — дети и взрослые. К каждой выставке мы пишем подробные пояснительные тексты, раскрывающие тему, которой посвящена та или иная программа.

 Как рассказала куратор выставки старший научный сотрудник музея Светлана Семёнова, сотрудниками отдела детских образовательных программ были проведены экскурсии и лекции, организованы мастер-классы Юрия Люкшина для юных художников. В мастер-классах, а затем в создании экспозиции и книги участвовали воспитанники Образцовой детской студии изобразительного искусства «Преображение» ДДТ «Преображенский» Центрального района под руководством Татьяны и Ивана Кирпичёвых, ДХШ № 13 (педагог — Тамара Брынза), Этнокультурного центра «Китежград» ДТ «Измайловский» (педагоги — Наталья Павлюкова и Марианна Никольская).

Экспозицию, основу которой составили детские работы и предметы из фондов музея, можно разделить на тематические блоки: деятельность иерархов Русской Православной Церкви во время войны, жизнь блокадного Ленинграда, участие Церкви в партизанском движении, подвиг архиепископа и врача Луки (Войно-Ясенецкого). Художница Ольга Жохова предоставила для выставки батик «Священная война», посвященный её отцу, митрофорному протоиерею Владимиру Жохову, участнику войны. А сайт Московской Патриархии разрешил воспользоваться архивными фотографиями.
Герои Советского Союза С. С. Гребченко и Н. Р. Рафиев у могилы М. И. Кутузова в Казанском соборе. 1945 год
Герои Советского Союза С. С. Гребченко и Н. Р. Рафиев у могилы М. И. Кутузова в Казанском соборе. 1945 год 

  — Важно было обратить внимание на образы, которые были актуализированы в то время, которые поднимали дух народа во время Великой Отечественной войны, — говорит Светлана Семёнова. — Одним из ключевых стал образ Александра Невского. В 1942 году отмечали 700-летие Ледового побоища. Это был тяжелейший год войны, наша армия не могла похвастаться победами. Но праздник широко отмечался, выпускались тематические открытки, значки. 29 июля 1942 года был вновь учрежден орден Александра Невского. В тылу и на фронте показывали фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Не случайно чуть позже по призыву священника из Горького (ныне — Нижнего Новгорода) Александра Архангельского на средства, собранные верующими, создается летная эскадрилья «Александр Невский». На нашей выставке представлена архивная фотография летчика Александра Билюкина, сидящего в истребителе с надписью «Александр Невский». Экспозиция напомнила и о показательной, но менее известной детали: проектируя памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине, скульптор Евгений Вучетич хотел изваять фигуру солдата с автоматом, но по личному указанию Сталина автомат был заменен мечом — это явная отсылка к иконописному образу князя Александра Невского. У нас получился очень интересный, обстоятельный рассказ, который раскрывает с разных сторон деятельность Церкви. Некоторое время назад я принимала участие в онлайн-конференции, которую организовал Государственный исторический музей. В одном из докладов говорилось о том, как плохо знают эпоху Великой Отечественной войны современные российские школьники. Поэтому то, что дети были вовлечены в наш проект, многое узнали, смогли выразить свои знания, мысли и переживания через творчество, — большое и нужное дело.

Благословение партизан псковским священником Мефодием Беловым. 1943 год.

Благословение партизан псковским священником Мефодием Беловым. 1943 год. 


Поддержать интерес

Выставку посещали студенты СПбДА во главе с ректором епископом Петергофским Силуаном, а также студенты епархиальных курсов специализации «Преподаватель ОПК и воскресных школ» вместе с преподавателем — методистом ОРОиК Викторией Гусаковой.

— Особенность выставки — симфония поколений: тех, кто защищал Родину, и современных детей, которые, знакомясь с фактами и документами, выполняли творческие работы, посвященные войне, — говорит она. — Наш отдел этот проект поддержал. Когда родилась идея сделать выставку, нужны были документы, тексты, консультативная помощь; мы рекомендовали книги, которыми дети могут пользоваться.

Учащихся епархиальных курсов я привела на выставку, чтобы показать им методику работы с детьми. В плане патриотического воспитания эта выставка полезна, и не только для воспитанников воскресных школ. Работать со светскими детьми, заинтересовать их православной культурой довольно сложно. Здесь — творческое осмысление истории, причем с той стороны, которая мало известна. Ни в одном учебнике истории не написано, какую роль сыграла Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. В лучшем случае дети знают, что митрополит Сергий (Страгородский) обращался к народу в день начала войны, но обычно не знают и этого. А на выставке показано, что, несмотря на гонения, несмотря на всё, что пережила перед этим Русская Православная Церковь, понятие «Отечество» было свято. Героизм, проявленный Церковью, произвел ошеломляющее впечатление на детей, которые работали с документами, читали книги, воспоминания. К выставке издан буклет, в нем и рисунки, и исторические материалы. Он распространяется в Музее истории религии.

В планах — сделать пособие, в котором будет описана эта методика, но это пока на уровне идеи. Суть методики в том, как можно привлечь светских детей, чтобы они заинтересовались этой темой, поняли, что Церковь сыграла в Победе большую роль. Сейчас почему-то принято говорить, что дети ничего не хотят, им ничего не надо. Это не так: и дети, и молодежь очень пытливы, любознательны. Когда им говоришь что-то, чего они не знают, — например о том, что священнослужители в годы войны укрывали партизан или что прихожане собирали деньги на снаряжение танковой колонны, — они сразу открывают свои гаджеты и ищут, проверяют информацию в интернете. А тут им сразу дают документ, который это подтверждает. У них просыпается живой интерес, и этот интерес очень важно поддержать. В детях горит творческий огонек, им всегда хочется что-то сделать, заявить о себе, особенно если это выставка или социальный проект, что-то, что будет опубликовано и люди будут это читать, смотреть. Для детей важен момент осознания, то, что они могут рассказать правду об этом времени, донести её потомкам.

  


Седьмая книга

Центральный экспонат выставки — рукописная книга «Церковь призывает на защиту Отечества».

— Это для нас седьмая книга: ранее мы делали книги по стихам Александра Пушкина, Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, — рассказывает Юрий Люкшин. — Мы долго думали, как подать в книге подвиг Церкви в Великой Отечественной войне. Сначала хотели найти какие-нибудь стихи по теме, советовались, искали… И выяснили, что таких стихов просто нет, по крайней мере, нет ничего серьезного, что соответствовало бы величию темы. И мы решили пойти по пути, по которому ранее с детьми не работали. Мы взяли семь посланий иерархов Русской Православной Церкви, написанных в период Великой Отечественной войны. Талантливая молодая художница Наталья Лотарёва создала со своими учениками каллиграфический текст книги. Первое послание — от 22 июня 1941 года, Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), последнее — Патриарха Алексия I от 9 мая 1945 года. Между ними — ещё пять посланий. В книге символически прослеживается вся история Русской Православной Церкви в тот период.

  Конечно, дети, работавшие на мастер-классах Юрия Люкшина, не иллюстрировали послания впрямую: они использовали для своих рисунков архивный материал, который был предоставлен музеем и СПбДА. Отбирать издания помогал заведующий академической библиотекой архимандрит Стефан (Садо). Все книги, которыми пользовались дети, были показаны на выставке. Первому, важнейшему посланию митрополита Сергия на выставке был посвящен целый раздел.

— Сталин молчит, а митрополит Сергий пишет послание, — говорит Юрий Люкшин. — Ему уже 74 года. Он впервые после долгих лет публично обращается ко всем, вспоминает Александра Невского, Димитрия Донского, напоминает евангельские слова «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Митрополит подчеркивает, что душу свою полагает не только тот, кто сражается, но и все, кто помогают общему делу борьбы с врагом. Он говорит и о роли служителей Церкви: «Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией». В первый день войны он пишет, что победа будет за нами, призывает к великой жертве во имя Родины. Важно, что он пишет сам, по своей личной воле. И 3 июля, когда Сталин обращается к народу «братья и сестры», он, несомненно, отталкивается от послания митрополита Сергия.

Следующее обращение — от 26 июля, это обращение митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) «Церковь зовет на защиту Родины».

— Владыка пишет высокопатриотическое воззвание, — продолжает Юрий Константинович, — призывает делать взносы в Фонд обороны. Люди часто несли последние деньги, отзываясь на призыв Церкви.

Следующий текст в книге — речь митрополита Ленинградского Алексия в московском Богоявленском соборе 10 августа 1941 года.

— Он говорит о беспримерном патриотизме русского народа. Послания церковных иерархов тех лет — выдающиеся богословские и даже литературные произведения. Нам важно было, чтобы дети это поняли. Мы пытались провести исторические параллели с князьями Александром Невским, Димитрием Донским. Конечно, говоря о Димитрии Донском, показывали и музейные экспонаты, связанные с преподобным Сергием Радонежским, — рассказывает Юрий Люкшин.

В послании от 13 декабря 1942 года к жителям временно оккупированных территорий Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий призывает к народному подвигу и всемерной помощи партизанам.

— Открывая храмы, фашисты рассчитывали, что гонимые в довоенное время священники поддержат немецкую власть. Но основная часть священников была настроена патриотически. Повсеместно храмы становились центрами сопротивления гитлеровцам, оплотом возрождения русского самосознания. Мы показывали детям фотографии священников-партизан — их сохранилось немало, — комментирует Юрий Люкшин.

Следующее послание — от 30 декабря 1942 года, в нем митрополит Сергий призывает собирать деньги на танковую колонну «Димитрий Донской». Он рассказывает, как преподобный Сергий Радонежский благословлял князя Димитрия Донского на битву, напоминает о подвиге иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби.

7 марта 1944 года, передавая танковую колонну Красной Армии, митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) произнес столь вдохновенную речь, что танкисты писали ему ответные письма. «Церковь была настолько убедительна, что даже люди, которые родились в атеистической стране, не ходили в храм, кто-то даже не был крещен, были вдохновлены», — подчеркивает Юрий Люкшин.

Последний текст, воспроизведенный в книге, — послание Патриарха Алексия I от 9 мая 1945 года. Поздравляя верующих с Великой Победой, Предстоятель Русской Православной Церкви говорит о том, что сейчас все должны собраться и работать еще лучше, потому что предстоит восстановить из руин разрушенную войной страну.

Важно, что вероисповедание детей никогда не было препятствием к участию в проекте.

— Мы взяли эпиграфом строчки из «Бориса Годунова» Пушкина: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». Даже если кто-то неверующий, мы живем на земле, которую созидали православные. У нас православный генокод, — говорит Юрий Константинович. — Мы должны передать эту информацию детям и их родителям. Сегодняшний человек должен понимать всю серьезность, всю глубину этой темы. В годы войны люди хранили эти послания, называя их «Божьими листками». Вся Церковь встала на защиту Отечества, начиная с высших церковных иерархов и заканчивая простым деревенским батюшкой на оккупированной территории.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"