О вере и ракете
Протоиерей Леонид Трофимук, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Гатчинской епархии, был одним из тех, кто стоял у истоков «военного» отдела Санкт-Петербургской епархии.
Раздел: По душам
«Где священник бывает часто — атмосфера мирная. Конфликты быстро гасятся. А где батюшка редко бывает, там „висит“ тревога», — объясняет протоиерей Леонид Трофимук
Журнал: № 1A (Специальный выпуск №4, январь) 2015Страницы: 38-39 Автор: Елена Миловидова Опубликовано: 23 февраля 2015
Начало
Как я сам оказался в отделе? Отец Алексий (Ганьжин) был тогда благочинным в нашем Волосовском районе и однажды попросил меня посетить несколько военных частей. Я согласился, потому что военная тема мне с детства близка. До сих пор считаю, что военный самолет красивее гражданского. Фильмы советские про войну еще в детстве изучил. Теперь пересматриваю их со своими детьми — а их у меня семеро, и все они тоже к военной тематике неравнодушны.Лечение анемии
Полная анемия — так можно было выразить духовное состояние солдат, когда мы впервые появились в армии. Приходили тогда в части по праздникам: в Рождество, Пасху, Троицу, День Победы. Рассказывали солдатам о вере практически с нуля. Ощущалось, что для них это была полностью затуманенная тема, хотя и не спрятанная вроде никем. И вот как онемевшую руку начинают согревать, а она сначала не чувствует тепла, но действие это само по себе благотворно для нее, — так и мы ребят «отогревали». Приходили и беседовали, беседовали… Понемногу стали появляться наработки, как общаться, чтобы слова поглубже в сознание проникали.Офицеры — те совсем другие. У них любая тема осознана, пусть и неправильно. Для примера, спрашиваю у офицера: «Что такое Рождество»? Отвечает: «Святочные гадания», — потому что он так слышал. А кто-то о Боге более глубоко знал, бывали и диспуты в курилке. Почему в курилке? Да потому что в своей, привычной обстановке. Соберешь их в клубе воинской части — разговор выходит официальный. А идешь мимо курилки, скажешь: «С праздником вас», и видишь, как их тянет на разговор: живой, неформальный. Видишь, здесь ты нужен, пастырь!
С самого начала мы не только об азах вероучения рассказывали. Пытались объяснить, в чем духовность русского воинства, чтобы солдаты и офицеры понимали: мы защищаем Родину не только как территорию, а как духовно-нравственное пространство.
Надо «заболеть»
Постепенно в отделе складывался коллектив единомышленников. Можно сказать, глубочайшее братство, в котором очень теплые отношения и взаимопонимание с полуслова. Внешне мы все очень разные: один, например, батюшка у нас совсем мирный, с тихим голосом — на первый взгляд, ему бы в богадельню, а не армию окормлять. А другой, напротив, большой такой, громогласный. Но ведь тоже не по внешнему признаку в военные священники пошел. Этим надо «заболеть». Не каждый батюшка, побывав в части, соглашался туда снова поехать. К сожалению, слышали и отказы. Не все понимали, что это такие же твои прихожане, только за бетонным забором. Наверное, просто это стезя не для каждого священника.Армейская специфика
У армейского батюшки — особая специфика. Это настоящий работник Христов на ниве мужских коллективов. Нам приходится сталкиваться с людьми, которые готовы умирать. Может, он вслух об этом не скажет, но это его профессия. И он должен быть готов кого-то умертвить. Чем глубже человек в это проникает, тем ближе к Богу становится. Наша паства с особым строем ума, психики, души. И надо всегда быть готовым сострадать, помолчать вместе, где-то — пошутить. Иногда «на грани». Он, может, и не расположен к шуткам, а ты всё равно шутишь, «вытаскивая» его из какого-то состояния, мешающего выполнить воинскую задачу. Отец Алексий может любую ситуацию на грани резкости перевести в шутку. Вообще, я считаю, умение шутить в тех ситуациях, когда «не до шуток», отличает военных пастырей. Это — профессиональное, снимает напряжение в доли секунды.Эффект присутствия
Мы болеем не только за то, чтобы наше воинство духовно не пропало. Мы сращиваемся с ними, вникаем в проблемы семей. У офицеров они есть всегда. У большинства зарплата небольшая, сами целый день в части пропадают. Не каждая жена это терпеливо и благодушно переносит. Получается: он или хороший офицер, но плохой семьянин, или наоборот. И когда он видит, что батюшка готов поддержать, он и жену в храм приведет, и детей крестить привезет. А потом и до глубоких вопросов доходит. В этом — призвание военного пастыря. Я считаю, что всё начинается не в бою, а в мирной жизни. Когда у офицера разлад в душе, он ходит на службу как на работу. Он не готов защищать Родину. Такой настрой перенимают солдаты. Получается, что и оружие современное, и людские силы есть — а вместе — колосс на глиняных ногах, если люди в армии просто работают. Поэтому наш президент, он же верховный главнокомандующий, так настойчиво продвигает институт военных священников.Заметен ли эффект от работы военных священников? Безусловно. Есть части, где мы бываем постоянно, где-то — раз в неделю, где-то — по праздникам. Сразу видно, как отличается общий эмоциональный фон, атмосфера. Где священник бывает часто — атмосфера мирная. Конфликты быстро гасятся. А где батюшка редко бывает, там «висит» тревога.