О разных способах рождения
Бурное развитие биомедицинских технологий ставит перед современным обществом немало нравственных вопросов. Среди них — допустимость нетрадиционных способов зачатия и вынашивания ребенка: экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства. Какова официальная позиция Церкви по этой проблеме?
Раздел: Вопрос-ответ
Журнал: № 11 (ноябрь) 2012 Опубликовано: 15 ноября 2012
Бурное развитие биомедицинских технологий ставит перед современным обществом немало нравственных вопросов. Среди них — допустимость нетрадиционных способов зачатия и вынашивания ребенка: экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства. Какова официальная позиция Церкви по этой проблеме?
НеЭКОлогичное рождение
Формулируя свое отношение к проб-лемам биоэтики, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3, 14), к достижению совершенства Небесного Отца (Мф. 5, 48) и к обожению, то есть причастию Божеского естества (2 Пет. 1, 4).
Формулируя свое отношение к проб-лемам биоэтики, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3, 14), к достижению совершенства Небесного Отца (Мф. 5, 48) и к обожению, то есть причастию Божеского естества (2 Пет. 1, 4).
С помощью новейших биомедицинских методов стало возможно практически полностью преодолеть бесплодие. Но человеческая жизнь при этом становится продуктом, которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.
Рождение ребенка — важная составляющая законного брака, но не единственная его цель, как говорится в молитвах Таинства Венчания. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не соответствующие Божественному замыслу, Церковь не может считать нравственно оправданными.
В Основах социальной концепции РПЦ, принятой соборным решением в 2000 году, сказано: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избы-точных“ эмбрионов». В соответствии с Заявлением Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии от 15 июня 2005 года, «нет принципиального различия в том, на каких сроках развития была прервана жизнь человеческого зародыша — или на этапе сформировавшегося плода, или на более ранних стадиях формирования, или даже на стадии ассоциации нескольких клеток, поскольку во всех этих случаях мы имеем дело с новой человеческой сущностью, в которую Господь вдохнул жизнь, и ее насильственное прерывание является смертным грехом».
Если хирургические и терапевтические методы не помогают супругам от бесплодия, им нужно со смирением принять это как особое жизненное призвание. Единственное решение, не противоречащее законам Православной Церкви, — искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, так как оно не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и не нарушает целостности союза, в отличие от донорства половых клеток. Отцовство и материнство в последнем случае освобождается от любых обязательств по отношению к детям, рожденным от анонимных доноров.
Закон государства и благодать материнства
Суррогатное материнство — вынашивание и рождение чужого ребенка одной женщиной для другой женщины, которая не может или не хочет рожать сама, — еще один спорный вопрос современности. Оно законодательно разрешается в Армении, Великобритании, Греции, Грузии, России и Украине. При этом только в Великобритании суррогатная мать после рождения имеет право оставить себе ребенка на основании естественной связи, возникшей на протяжении беременности и родов, в остальных странах, разрешающих суррогатное материнство, суррогатная мать должна отказаться от своих родительских прав еще до рождения ребенка. Суррогатное материнство запрещено в Дании, Франции, Норвегии, Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, в некоторых штатах США. Немецкий парламент в обоснование своей жесткой позиции в отношении суррогатного материнства еще в 1991 году заявил, что оно противоречит воле ребенка.
Несмотря на существование в России закона, разрешающего суррогатное материнство, Русская Православная Церковь не принимает подобного способа деторождения. По словам председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Смоленского и Вяземского Пантелеи-мона, данный закон ведет «к дальнейшему разрушению семьи, которая как никогда нуждается сейчас в поддержке и заботе. Будет все больше детей, которые не будут знать своего отца. Ведь право иметь ребенка с использованием этих технологий получают и одинокие женщины. У нас и так много мальчиков, у которых нет отца, а мальчику, чтобы стать настоящим мужчиной, он необходим. Закон также дает право иметь ребенка мужчине и женщине, не состоящим в браке. Но, согласитесь, забота отца о своем ребенке в семье — это одно, а забота мужчины о ребенке, которого воспитывает сожительница — это другое. С другой стороны, закон сделает более циничным отношение к рождению детей. Будут разрушаться естественные чувства у матери, которая вынашивает детей на продажу. Этим законом попирается святость материнства. Понятно, что нужда иногда заставляет людей совершать безнравственные поступки, но законодательно закреплять их право на это неверно».
В Основах социальной концепции говорится: «Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и ребенка, который впоследствии может испытывать кризис самосознания… Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация „репродуктивных прав“ одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности».
В качестве оправдания суррогатного материнства теоретически можно привести истории патриархов Авраама и Иакова. Не имея возможности иметь детей от законных жен, они использовали в качестве «инкубаторов» рабынь (Агарь, Валлу и Зелфу). Однако, во‑первых, дети рабынь, становясь полноправными наследниками своих отцов, не теряли при этом связи с физиологическими матерями. Во‑вторых, то, что было нормой для Ветхого Завета (например, многоженство или правило «око за око»), сов-сем не обязательно является таковой для Нового.
В качестве альтернативы обращения к услугам суррогатных матерей Православная Церковь предлагает бесплодным парам обращаться к женщинам, желающим сделать аборт. Таким образом, люди не только смогут иметь долгожданного ребенка, но и спасти его жизнь, и уберечь женщину от греха детоубийства.
Подготовила Александра Ершова
по материалам сайта Patriarchia.ru
Инфографика АЛЕКСАНДР АДАМИЧа
по материалам www.razvod.zakon-ru.ru