О преподавании в школе основ православной культуры
Совсем недавно в Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, открывая международную конференцию «Концепции стратегии непрерывного образования в международном контексте», профессор из Швейцарии сказал: «Суть всего процесса образования — указать путь человеку к Богу». Очевидно, и в России что-то меняется. Впервые после 1917 года 34 часа учебного времени в четвертом классе в некоторых школах Санкт-Петербурга будут отданы под новый образовательный модуль — основы православной культуры (ОПК).
Раздел: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Совсем недавно в Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, открывая международную конференцию «Концепции стратегии непрерывного образования в международном контексте», профессор из Швейцарии сказал: «Суть всего процесса образования — указать путь человеку к Богу». Очевидно, и в России что-то меняется. Впервые после 1917 года 34 часа учебного времени в четвертом классе в некоторых школах Санкт-Петербурга будут отданы под новый образовательный модуль — основы православной культуры (ОПК).
НОВЫЙ ПРЕДМЕТ В НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Учебное пособие для учащихся выпустили два издательства — «Просвещение» и «Дрофа». Автором первого учебника является известный богослов диакон Андрей Кураев. Его учебник диалогичен, по-хорошему «задирист», интересен для детей. Второй учебник написан светскими авторами, руководителем группы является О.В. Воскресенский. Этот учебник тоже по-своему хорош. Скажем об основных задачах курса Основы православной культуры (ОПК).
В новом школьном федеральном стандарте перечислены ключевые понятия, которые способствуют реформированию школы, призваны помогать воспитанию человека: нравственный выбор, смысл жизни, справедливость, милосердие, достоинство, уважение к родителям; ответственность и чувство долга, забота и помощь; мораль, честность, забота о старших и младших. Замечательные слова. Но сама реальность демонстрирует, что все эти качества, не имея идеологического основания, становятся размытыми и часто обретают нежелательный «обратный» смысл. Предмет ОПК и призван придать этим понятиям базовую основу — христианскую.
Также по теме:
Именно воспитанием ценностного, христианского отношения к миру озабочены учителя ОПК в школе. Разумеется, в рамках предмета преподаватель обеспокоен формированием первичных представлений о религиозной культуре, развитием интереса к этой области знания. Подчеркнем, именно знания, потому что предмет не имеет прямой цели воцерковления детей, это личное дело каждого. Но нам важно в предмете развить представление подростка о значении норм христианской морали, христианских ценностях в жизни человека. Это может и должно привести к формированию у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.
Какова же ситуация, в которой это произойдет? Готовы ли учителя, школьники, родители к освоению этих предметов хотя бы на официально заявленном культурологическом уровне?
КАК ВОСПРИНИМАЮТ НОВУЮ УЧЕБНУЮ СИТУАЦИЮ ДЕТИ?
Более всего готовы дети, учащиеся. Учителя знают, как обостряется внимание учащихся, когда на уроках чтения, истории, природоведения или классном часе затрагивается религиозная тема. Надо видеть, как дети, заполняя предложенный им рисунок-ромашку, на лепестках пишут слова, связанные с их пониманием Бога: Бог, мама, икона, церковь, молитва, батюшка, крест…». И оказывается, что этот ряд понятий, от которых так долго отчуждали взрослых, органичен миру ребенка. Комментируя свои рисунки, дети задают самые важные вопросы: «Откуда произошел мир? Человек? Почему в мире много несправедливого? А кроме земного, материального, есть еще иные миры?» Надо сказать, что даже небольшой 34-часовой курс ОПК позволяет задуматься над разрешением этих взрослых детских вопросов.
Дети не могут не чувствовать подмены понятий — но уже у подростков часто остается только тоска по чистоте восприятия. Например, донельзя опошленное нынешним веком слово «любовь» проникает искаженным и в детское сознание. А из курса ОПК дети узнают, что любовь связана с жертвой. Такой Великой Жертвой во имя спасения человека стал Христос. Тогда им становится понятным, что любовь — категория, требующая от человека активности, сотворчества, ответственности и верности. Слова из учебника: «Ценность любви не в том, что любят вас, а в том, что вы способны любить других… Любовь — это служение…» можно не прочитать просто, а понять сердцем, порассуждать на уроке вместе с товарищами. В последнее время мы что-то мало стали доверять детям, говорить с ними, а заявленные в учебниках приемы и методики обещают заинтересованный разговор.
УЧИТЕЛЯ НЕ ЗНАЮТ «ОТЧЕ НАШ»…
С учителями дело обстоит посложнее: многие не обладают даже минимальными знаниями по новому предмету. В большой лекционной аудитории на вопрос: «Кто знает наизусть молитву Господню «Отче наш…», — поднимается лишь несколько рук. Некоторые учителя опасаются выбирать ОПК и преподавать этот модуль, так как переживают из-за ответственности, которая ложится на них. Но проблема малого знания вполне разрешима.
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования проводит системные курсы для преподавателей ОРК и СЭ. Экстренную помощь, консультацию могут оказать желающим преподаватели кафедры гуманитарного образования СПб АППО. При многих храмах города, например, при Князь-Владимирском соборе, проводятся курсы и мастер-классы для преподавателей Основ православной культуры.
Несколько слов о родительских сомнениях.
Сложнее же всего, видимо, дело обстоит с родителями. Будучи дезориентированными современной жизнью, потоками СМИ, они часто сомневаются в том, что предмет ОПК может быть практически полезен их детям. Некоторые прямо говорят о том, что жить по логике православия им и их детям будет труднее. Вспоминаются слова писателя Вячеслава Пьецуха из романа «Новая московская философия»: «Может быть, за всю историю русского народа у нас появилось поколение людей, у которых нет никаких нравственных ориентиров, которые просто не знают, что хорошо, а что плохо, что нужно. А чего нельзя». В такой ситуации православный Идеал кажется некоторым родителям невыполнимым.
Будем помнить, что модуль выбирают родители. Значит, наша задача показать полезность нового предмета, рассмотреть, сравнить на собраниях, в индивидуальных беседах с родителями две картины мира: неверующего — и религиозного человека.
О КАРТИНЕ МИРА СЕКУЛЯРНОГО И ВЕРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
Давайте представим эту большую информацию в виде таблицы. Тогда каждый из взрослых, учителей или родителей, сможет выбрать, назвать и проговорить самое для него важное — и диалог может быть плодотворно продолжен.
Картина мира светского человека | Картина мира верующего человека |
|
|
верит в свое всемогущество, его лозунг: «Все могу!» | тоже верит, но его лозунг: «Все могу во укрепляющем меня Христе!» |
полагает, что мир можно переделать по своему усмотрению (в том числе насильственно) | знает, что мир иерархичен, предполагает определенный порядок,
знает о вертикали — Божественной лествице, которая настраивает человека на совершенствование по образу и подобию Божию |
имеет языческое представление о своей зависимости от судьбы (отсюда увлечение гороскопами, экстрасенсами, восточными практиками) | воспринимает жизнь как святыню, дарованную ему Всевышним. Потому для него невозможно самому «отдать Богу билет», бродяжничать, ранить своими поступками близких и пр. |
стремление к свободе от всего и всех: от обязанностей, долга, любви, жалости | Понимает свободу как возможность творческого саморазвития |
тратит свое время попусту, очень часто — на телевизор, шоппинг и развлечения | «Первое, что необходимо, для того чтобы оценить любое
создание, — это понимание того, в чем его предназначение. Это верно и в отношении человека», — повторяет за писателем и богословом Клайвом Льюисом |
связывает духовность только с культурой, развитием интеллекта | понимает, что духовность не социальное или
культурологическое, а метафизическое понятие, означающее постоянную, непрерывающуюся связь человека с Богом |
Вот две картины мира. Подросток на занятиях, а родители в доверительном разговоре могут понять, что жить рядом с верующим человеком интересней и продуктивней, мир вокруг него становится более устойчивым и гармоничным. А сам растущий человек, принимая христианские максимы или хотя бы честно задумываясь о них, становится ответственным за свое самостоятельное развитие в направлении красоты и добра. Разве не об этом пекутся родители?
ЗАЧЕМ МЕШАТЬ ДЕТЯМ…
Стоит в очередной раз напомнить и о том, что без знания основ православной культуры невозможно понять многих деталей хода русской истории, осознать замысел большинства произведений русской литературы…
Основы национальной идентичности в очередной раз подорваны и серьезно повреждены драматическими событиями ХХ века, разрушаются идеологией глобализации, а потому требуют укрепления. Мотивация сохранять идентичность нации, и мы это видим по негативной реакции некоторых родителей на новый курс, очевидно слабеет. Пушкин в знаменитом письме к Чаадаеву писал: «… я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя… но клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». Сохранение культурного духовного кода нации является сверхзадачей нового предмета ОПК.
Достигнет ли новый предмет этой цели — во многом зависит от нас, учителей и родителей. Поэтому журнал «Вода живая» приглашает родительскую и педагогическую общественность к сотрудничеству для популяризации и совершенствования методик преподавания основ православной культуры.
В стандарте нового поколения, с которого мы начали разговор, как раз и говорится о формировании картины мира современного подростка, о сохранении традиционных базовых ценностей человека. Почему же мы так боимся показать ребенку ее религиозную составляющую? Зачем мешать детям приходить ко Христу?
P.S. Мы будем очень рады, если наш разговор продолжится. Давайте вместе подумаем, как говорить с современным ребенком о заповедях Господних. Как сегодняшнему школьнику объяснить, что «блаженны плачущие, нищие духом, кроткие…»? Приглашаем к диалогу.
Маргарита Белова, методист Центра гуманитарного образования СПб АППО