О братьях наших меньших
В дискуссии, организованной нашим журналом на тему Эко-религия, приняли участие все, кто пришел в тот теплый солнечный день в Феодоровский просветительский центр. Неожиданно для всех разговор зашел о правильном отношении к животным. У многих из нас есть домашние питомцы, а те, у кого их нет, постоянно встречают беспризорных животных на улицах города. По-видимому, эта тема оказалась близкой всем без исключения.
Раздел: Дискуссия
круглый стол
Неагрессивное вегетарианство
Иерей Димитрий СИМОНОВ, ведущий круглого стола, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове
Когда мы читаем в Книге Бытия, как Гос-подь сотворил мир, то видим, что Он творил все сущее с любовью. Этот мир был благим, и его венцом стал человек, наделенный теми свойствами, которыми не обладает ни одно другое творение. По словам Владимира Лосского, человек был призван распространить рай по всей земле. Но после грехопадения в жизнь человека и всего мира вошли смерть и болезнь. Поменялись законы природы. С приходом на землю Иисуса Христа человечеству снова открыта возможность преображения сначала себя самого, а затем и всего мира.
Язычники считали природу главенствующей. А в XIX веке атеисты полагали, что человек — хозяин природы, но это привело лишь к ее постепенному уничтожению. А как мы, православные христиане, должны воспринимать этот мир?
Диакон Павел ШУЛЬЖЕНОК, Администратор группы в защиту животных на сайте «ВКонтакте»
По роду своей деятельности в интернете я постоянно общаюсь с любителями и защитниками животных, большинство которых не является церковными людьми. Их приходится постоянно возвращать в поле антропоцентризма, в котором, безусловно, находятся христиане. Человек — центр всего мироздания. Но многие считают человека лишь конечным звеном в пищевой цепи. Чтобы усвоить христианское понимание антропоцентризма, нужно помнить, как Сам Бог относится к тем, кто неизмеримо ниже Его, то есть к нам, людям. Для Господа было совершенно естественным как можно ближе приблизить к Себе Свое творение — человека и обожить его. Для нас же естественно приближать к себе тех, кто ниже нас, и делиться с ними той благодатью, которая даруется нам Господом. Так мы реализуем свое главенство.
Часто говорят, что животные должны приносить пользу человеку. Да, они для этого и созданы. Но их самая главная польза — помочь вызвать сострадание к твари Божией. Реализуя любовь и сострадание, человек уподобляется Богу.
К сожалению, часто среди церковных людей можно встретить нехристианское отношение к любителям животных — «кошатникам» и «собачникам».
Михаил КУДРЯВЦЕВ, иподиакон епископа Петергофского Маркелла
Никто из нас не лезет в лес, чтобы защищать зайца от волка, поскольку это определенная экосистема, существующая именно таким образом. Если мы говорим о защите животных, то подразумеваем их защиту от человека. В любой экосистеме существует баланс между хищником и жертвой. Но человек — единственное существо на планете, которое преодолевает этот баланс и нарушает все пропорции. Население Земли растет без ограничений, а вместе с ним растет и количество домашних животных. Очевидно, мы должны осознать количество страданий, которое несем животному миру, и сводить к минимуму эксплуатацию животных, в том числе и наших домашних питомцев. Также я считаю, что последовательный защитник живой природы рано или поздно становится перед проблемой употребления в пищу мяса.
Иерей Димитрий СИМОНОВ
Как несостоявшийся биолог я до сих пор неравнодушен к природе, но некоторые проблемы, поднятые здесь, мне кажутся преувеличенными. В Священном Писании Господь призвал нас к любви и состраданию к своим ближним, а не страдать за весь мир. Нам этого не понести. Нам нужно определиться с уровнем нашей ответственности. Лично я совершенно не понимаю людей, которые любят охотиться ради развлечения. Например, североамериканские индейцы охотились на бизонов очень аккуратно — предварительно просили прощения в ритуальных танцах и бережно относились к добыче: мясо ели, из шкур делали одежду и жилища. Критерием социального развития общества остается христианская цивилизация. Если мы будем учиться любить Бога и своего ближнего, то стяжаем сердце милующее. Если в нашем сердце есть милосердие к человеку, то никогда в нем не появится немилосердное отношение к животному. Хотя наоборот — может быть. Среди вегетарианцев я столкнулся с такими угрозами в адрес мясоедов, что был поражен до глубины души. Если человек ради безопасности животного готов, хотя бы теоретически, угрожать безопасности человека, то легко заметить некое повреждение, искажение, противоестественность таких «благих намерений».
Диакон Павел ШУЛЬЖЕНОК
Я вегетарианец, но во всем согласен с отцом Димитрием. Есть определенная иерархия ценностей, нарушать которую не стоит. При этом нужно начать с себя, а не нести в массы агрессивное вегетарианство, пользы от этого никакой.
После коммунизма
Татьяна КОВАЛЬКОВА, заместитель главного редактора альманаха «Русский мир»
Жестокое отношение к животным в современной России — это рецидив той общей жестокости, которая накопилась за предыдущие 80 лет. Если мы хотим изменить эту ситуацию, надо сделать так, чтобы новое поколение не знало, что это такое — жить в атмосфере тотальной жестокости. Для этого нужно сделать что-то конкретное. Например, приучать детей к тому, что животное в дом должно браться с улицы, а не покупаться за огромные деньги. Наша христианская задача на сегодняшний день — переломить сознание современного русского человека, для которого жестокость — норма каждого дня.
Валентин ДОБРЫНИН, прихожанин Феодоровского храма
До революции наше сельское хозяйство, рыболовный промысел не носили плановый, промышленный характер. Люди относились бережно к дарам природы, не выгребая их до нуля, не опустошая моря и реки. До тех пор, пока человечество будет потреблять больше, чем восстанавливать, нам не удастся решить экологические проблемы.
Иерей Димитрий СИМОНОВ
Как только люди утратили милосердие друг к другу, как только у нас появился ГУЛАГ, как только обесценилась человеческая жизнь, то обесценилась и вся окружающая среда. Все эти чудовищные планы поворота рек и, к сожалению, осуществленные проекты затопления огромных территорий, которыми призывали нас гордиться, привели к необратимым нарушениям экобаланса.
Татьяна ГОРИЧЕВА, вице-президент Парижского общества защиты животных
После краха коммунистической идео-логии основной проблемой всего мира стала проблема экологии. И только Россия почему-то считает, что это маргинальная проблема. Сейчас ведь природа как творение Божие стало не объектом, а субъектом. Скажем, огромные пожары российских лесов происходят не сами по себе, а потому что ликвидированы лесные службы. Наше общество защиты животных обращалось в разные инстанции по поводу жестокого обращения с животными в России, многочисленные случаи которого распространены повсюду и не вызывают никакой реакции у большинства людей. Ни одного ответа мы не получили, что позволяет делать соответствующие выводы о полном равнодушии к этой проблеме в России.
Михаил КУДРЯВЦЕВ
Из своей советской истории мы вынесли такое качество как безразличие, которое включает бесчестность по отношению к самому себе, в первую очередь, и жестокость. Мы до сих пор не можем честно говорить о своей истории. Люди, которые заявляют о своем безразличии к животным, проявляют пассивную жестокость. А те, кто защищает собаководов, но не говорит о том, что современные собаководы не имеют никакой культуры, не могут убрать за животным и надеть на него намордник, выказывают точно такое же безразличие. Одни любят своих питомцев, но безразличны к тем, кто их окружает. Другие боятся этих животных и безразличны к ним и их хозяевам. Проблема одна, хотя стороны разные.
Не доводи до предела
Игорь ХМЫЛЕВ, эколог
Верующий человек имеет своей целью Царство Небесное, но при этом живет на земле так, чтобы сделать ее лучше. Неверующий относится к природе потребительски. Поэтому для решения экологических проблем важно вести церковную жизнь. У христиан есть разные дары и поэтому разные служения. Дела милосердия, к которым призывает нас Господь, могут включать в себя и охрану природы, и защиту животных. Главное делание христианина — трезвение. Мы все должны адекватно относиться к окружающему миру, изо дня в день проходя путем трезвого отношения к самому себе и ко всему, что нам посылает Господь.
Василий СЕЛИВЕРСТОВ, журналист
Говоря об экологических проблемах, мы все равно будем возвращаться к первопричине этих проблем — человеческому невежеству. В теме экологии есть некая опасность. В наше время для многих экология стала религией. Не всегда неверующий человек — потребитель. Часто неверующие люди подменяют жажду Богопознания базовыми стремлениями, которые заложены в человеческой природе для защиты самой природы, и доходят до крайностей. Возникают, например, так называемые эко-поселения, где люди живут, стараясь не наносить урон природе и декларируя свою любовь к ней, но при этом тут же добавляя к своим взглядам языческое мировоззрение. О каких бы проблемах мы ни говорили, все это вторично. Пока мы не займемся человеком, пока мы не начнем учить своих детей правильным вещам, наша борьба против чего-либо будет бессмысленна. Защищая животных, мы можем дойти до абсурда. Когда я иду по улице со своим маленьким ребенком и вижу собак без намордника, то невольно начинаю сочувствовать людям, которые протестуют против неправильного содержания домашних животных. Я считаю, что лучше запретить содержать в городах собак, чем допустить смерть ребенка от собаки.
Иерей Димитрий СИМОНОВ
Лично меня пугает агрессивная неадекватность некоторых защитников животных.
Диакон Павел ШУЛЬЖЕНОК
У меня тоже есть маленький ребенок, но есть и собака, которую я подобрал на улице. Я думаю, что наши дети должны вырасти настоящими христианами, неравнодушными к животным. Христианское сердце отзывается на всякую боль, в том числе и тех животных, ответственность за которых несет все общество.
Татьяна КОВАЛЬКОВА
Я думаю, что такая неадекватность — результат той безнадежной ситуации, в которой сейчас находятся зоозащитники. Они видят, что проблема никак не решается, на их призывы никто не реагирует. Мы как христиане должны хорошо понимать, что абстрактной жестокости не существует. Каждое зло, совершаемое здесь и сейчас, производит разрушительный толчок всему миру. От каждого из нас зависят сроки мировой катастрофы. Не нужно бросаться спасать всех животных на свете, но если ты можешь хоть что-то сделать, ты должен это сделать.
Наука? Неоязычество? Христианство
Игорь ЗАЙЦЕВ, преподаватель Философского факультета СПбГУ
Наука, развиваясь вместе с техникой, внедрила в общественное сознание мысль о покорении природы. Мы несколько веков дружно покоряли природу, пока не стало видно, что это покорение потерпело крах. Хотя наука говорит о бесконечности своего познания, де факто научное знание весьма ограничено. Когда мы планируем осушить несколько миллионов гектаров болота и думаем, что будет хорошо, то это необоснованное научное предположение. В общем сознании возникает мысль, что науке оголтело доверять нельзя.
Человечеству нужна некая общая точка зрения, которая позволяет планировать свою деятельность. Отсюда возникает та версия экологии, которая приводит к неоязычеству. Возвращается языческое отношение к миру, которое замещает собой научное мировоззрение. Но мне как христианину нужно заместить научное мировоззрение христианским. На личном плане это решается с точки зрения аскетики. Но ведь должно быть найдено решение и более общее, исходящее из научных соображений.
Татьяна КОВАЛЬКОВА
Речь идет не о противостоянии науки и религии. Все дело в выборе между Богом и мамоной. Политтехнологи давно подтасовывают научные факты, а некоторые ученые соглашаются их представлять. Выгодно эксплуатировать человека и природу, это приносит прибыль. В этой ситуации каждый решает сам.
Татьяна ГОРИЧЕВА
Именно в православной традиции сохраняется правильное, ни в коем случае не равнодушное отношение к животным. Священное Писание и святые отцы говорят о всем творении Божием. По словам святого Максима Исповедника, наша Литургия — космическая, вся тварь славит Господа. Поэтому меня так удивляет равнодушие к животным, к проблеме жестокого отношения к ним в России.
Иерей Димитрий СИМОНОВ
Самое главное для нас — стяжать дух мирен, любить того человека, который не разделяет твои взгляды. Наша проблема по-прежнему заключается в том, что мы противопоставляем свои позиции. Давайте вспомним слова апостола Павла: «Все мне полезно, но ничто не должно обладать мною». В человеке начинаются какие-то проблемы, когда им обладает какая-либо идея. Если мною обладают деньги, то я начну уничтожать природу ради своей выгоды, а если мною овладеет идея охраны природы до той степени, что я начну ненавидеть людей, то лучше я точно ничего не сделаю для природы. Если нас, христиан, что-то начинает беспокоить, то это, прежде всего, должно стать поводом для наших молитв.
Подготовила Ольга Сергеева