О блокаде — из Латвии
«Мой бедный Марат» — с таким спектаклем по одноименной книге Алексея Арбузова в Петербург приехала латвийская театральная труппа православного молодежного сообщества. Полтора года ребята выступают с этой постановкой перед рижской публикой. Их цель — сохранить память о блокаде Ленинграда, показать весомость этого исторического события своим согражданам. Теперь молодежная труппа решила показать спектакль тем, чья критика важнее всего, — самим блокадникам. Премьера состоялась в Святодуховском центре Александро-Невской лавры.
Раздел: ГЛОБУС ЕПАРХИИ

Журнал: № 2 (февраль) 2013 Опубликовано: 2 февраля 2013
«Мой бедный Марат» — с таким спектаклем по одноименной книге Алексея Арбузова в Петербург приехала латвийская театральная труппа православного молодежного сообщества. Полтора года ребята выступают с этой постановкой перед рижской публикой. Их цель — сохранить память о блокаде Ленинграда, показать весомость этого исторического события своим согражданам. Теперь молодежная труппа решила показать спектакль тем, чья критика важнее всего, — самим блокадникам. Премьера состоялась в Святодуховском центре Александро-Невской лавры.
Сыграть истории людей, которые перенесли все испытания блокадного времени, и сделать это по-настоящему реалистично, — нам, родившимся после войны, наверное, невозможно. Но спектакль латвийской православной труппы был поставлен не только для того, чтобы показать мирному поколению дух войны. Все еще сложнее и серьезней. В Риге, как и во всей Латвии, тему фашистской блокады стараются игнорировать. Цель преследуется вполне определенная: создать идеологическую подтасовку, сформировать поколение, свободное от исторической правды прошедшего века. Преподносятся лишь «избранные фрагменты». И лишь горстки смельчаков готовы всеми силами отстаивать право на честную память …
— У нас в Латвии в школах Великой Отечественной войне посвящается всего два урока, — говорит Оксана Карая, актриса Рижского театрального сообщества православной молодежи. — Это просто смешно. О блокаде даже и некогда упомянуть... Мы хотели показать в спектакле, что такое хлебная карточка. Что такое — кусок хлеба на целый день? Показать эти 125 граммов, которые хлебом-то назвать сложно.

Спектакль был неоднократно представлен на сценических площадках латвийских школ и других учебных заведений. Публика реагировала неоднозначно, многих смущала затронутая тема. Но, несмотря на все трудности, артисты считают жизненно важным не-умолчание о правде Великой Отечественной войны. Теперь труппа решила преподнести свои труды в подарок лично тем, кто пережил блокаду. Но, прибыв в Петербург, прежде всего ребята отправились по намеченному заранее маршруту.
— Мы с особым трепетом посетили места, где происходят события нашего спектакля: Фонтанка, Садовая улица, Каменный остров, — рассказывает Оксана Карая. — Мы увидели дома, где предположительно жили наши герои. Это нас вдохновило. Были на Пискаревском кладбище, увидели памятник кусочку хлебушка, который они ели. «Подпитались» увиденным, если можно так выразиться. Поняли больше.
Молодежь получила согласие на выступление от Святодуховского центра Александро-Невской лавры и благословение епископа Выборгского Назария.
— Ребята хорошие, интересные, православные по внутреннему своему содержанию, — характеризует гостей Елена Ларионова, директор ДПЦ «Святодуховский». — Приехав, попросили меня проводить их к владыке Назарию. Побеседовали с ним, вышли от него счастливыми. И сегодня перед спектаклем попросили монаха Серафима помолиться вместе с ними в гримерной. У нас редко когда так бывает. Они сами нас нашли, узнали в Риге о нашем центре. Мне как директору это очень радостно. Иногда думаешь, ну кому это надо? А оказывается, — надо. Ребята купили цветы и дарят их всем гостям, дарят и свое творчество. Мы им очень благодарны за это.
С особым трепетом латвийские артисты ждали отзывов зрителей.
— Прекрасно. Спасибо им. Слава Богу, что не забывают. Наше поколение уходит, и нужно, чтобы память о прожитом сохранялась, — сказала ребятам Мария Артемьевна Деревягина, участница блокады Ленинграда.
Такие слова не могут не радовать ребят: очень важно услышать из первых уст, что твое дело нужно, что оно имеет смысл. Даже так далеко от «места, где происходит действие пьесы», в Латвии. Впрочем, правду говорит один из персонажей спектакля: «Бог все помнит. Он и будет судить, а не мы».
Ксения Пронина, ТК «Союз»