Новый дом на старом месте
Первый городской
— Храм построен на месте дома, в котором, как предполагают, некогда жила святая блаженная Ксения,— рассказывает нынешний настоятель храма протоиерей Павел Кудряшов. — Тот свой старый дом она отдала нуждающимся, исполнив совет Господа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах». Она последовала словам Христа, раздав всё, что имела, и теперь мы повторяем слова акафиста: «Пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти». На месте бывшего дома блаженной —дом Божий. Я думаю, неслучайно первый приходской храм святой Ксении в Петербурге возведен именно здесь — за годы, прошедшие со дня её канонизации, нигде в городе больше не строили церквей, посвященных нашей небесной покровительнице.
Знакомясь с историями священников и мирян прихода, трудно не обратить внимание, что сами их биографии построены так, будто Бог и святая Ксения сами привели их под своды именно этого храма.
Настоятель-строитель
История общины началась в 1998 году, когда Петроградское отделение всероссийского общества инвалидов, располагающееся по адресу: Лахтинская улица, дом 3, обратилось в епархию с просьбой назначить им священника, который взял бы на себя окормление инвалидов: по состоянию здоровья не все они могли посещать храм и прибегать к Таинствам. А когда верующие из Общества инвалидов узнали, что прямо рядом с ними, на Лахтинской улице, некогда жила блаженная Ксения, сразу же начались разговоры о том, чтобы построить в этих местах посвященный ей храм.
Десять лет будущий священник Константин Гульятев трудился на «скорой помощи», прежде чем в 1990 году попросился на должность дежурного врача в недавно открывшейся больнице святой блаженной Ксении. Уже в 1995 году он был рукоположен во диаконы к Андреевскому собору на Васильевском острове, а еще спустя четыре года начал в том же храме свое священническое служение. Простое ли совпадение, что в середине XVIII века, как гласит предание, хором именно Андреевского собора управлял придворный певчий Андрей Фёдорович Петров, супруг Ксении Григорьевны Петровой? В 2003 году отца Константина поставили настоятелем новообразованного прихода на Лахтинской улице. Перед ним стояла непростая задача — построить храм, задуманный верующими из Петроградского отделения общества инвалидов.
Борьба за храм
— Походы в администрацию с просьбой о выделении участка для строительства храма чаще всего были неудачными,— вспоминал в 2015 году протоиерей Константин Гультяев в интервью нашему журналу (ВЖ № 2, 2015).— Денег для проведения изыскательских работ не было, а ведь нужно было оплачивать лабораторные исследования, поэтажные планы и многое другое. Но мы постепенно продвигались в нашем деле. Приходили люди, с большим желанием помочь, но средств материальных не имели. Вот один из случаев. Как-то ко мне пришла младшая медсестра Ирина, с которой мы вместе трудились в больнице Ксении Блаженной. Узнав о наших трудностях, она предложила поговорить со своим руководителем, состоятельным и влиятельным человеком. Я благословил её. Через некоторое время она сообщила, что договорилась с ним о помощи в деле строительства. Потом я узнал, что попасть к этому человеку «с улицы» практически невозможно, а Ирина целую неделю сидела возле его кабинета, молилась, плакала. Мы пошли к нему, он своеобразный такой оказался, тоже инвалид — слепой. Друзья у него были кругом: в администрации, в районе — всюду; и он нам не отказал в помощи.
Получив, наконец, землю, приход столкнулся с новой трудностью: жители окрестных домов при поддержке активистов объявили православной общине войну — всеми возможными способами они старались не допустить начала возведения храма. Люди, во-первых, опасались, что строители уничтожат небольшой скверик, а их и без того мало в этом не самом зеленом районе, а во-вторых, боялись, что община, начав стройку… не сможет её закончить. Говорили, что денег у верующих хватит только на снос сарая и контейнерной площадки, что вырытый рядом с домами котлован, заполнившись осенью водой, превратится в угрозу для окрестных зданий: поползут фундаменты, дома признают аварийными, не подлежащими реставрации, а потом снесут, и в довершение эпопеи на их месте построят торговый центр.
Как видим, страхи жителей не оправдались. Зеленые насаждения по-прежнему на своем месте, а храм построен, расписан и собирает прихожан. Сегодня отец Константин Гультяев — почетный настоятель храма, а руководство общиной год назад взял на себя протоиерей Павел Кудряшов.
Второй настоятель
— Храм был полностью достроен, уже заканчивалась роспись, когда меня назначили сюда настоятелем,— говорит протоиерей Павел Кудряшов.—Все труды, начиная от оформления документации, строительства храма и заканчивая подготовкой его к освящению, взял на себя отец Константин. Надо обязательно добавить, что огромную помощь оказал спикер Законодательного собрания Вячеслав Серафимович Макаров, с его помощью удалось найти неравнодушных людей, подставивших плечо нашему приходу. Я говорю прежде всего о Вячеславе Адамовиче Заренкове, без финансовой поддержки которого храм бы до сих пор стоял недостроенным.
Перед тем как возглавить общину храма на Лахтинской, отец Павел полтора года служил в Исаакиевском соборе, а еще прежде несколько лет руководил приходом храма апостолов Петра и Павла в Петергофе. Начинался же священнический путь отца Павла в Троице-Измайловском соборе. Удивительно, что именно тамошние его духовные чада спустя годы, после того как отец Павел успел побыть и настоятелем Петергофского храма, и благочинным Петергофского округа, и послужить в Исаакиевском соборе, возьмутся помогать в созидании прихода на новом месте.
Ксения взяла к себе
Виктория Карпова пришла в храм в 1989 году — вслед за родным отцом, который помогал восстанавливать Свято-Троицкий Измайловский собор после возвращения его Церкви. В Измайловском соборе она познакомилась с отцом Павлом, ставшим её духовным отцом.
— Нам как многодетной семье предоставили субсидию на приобретение новой жилплощади,—рассказывает Виктория Николаевна,—но имеющейся суммы не хватало на то, чтобы приобрести нужную нам по площади квартиру. Хотелось продать нашу комнату подороже, а купить квартиру подешевле. Муж работал на трех работах, чтобы прокормить, одеть и обуть семью, мы его практически и не видели. Я молилась о заступничестве святому праведному Иоанну Кронштадтскому и блаженной Ксении, ходила с детьми в монастырь на Карповку и на Смоленское кладбище в часовню святой Ксении. Её просила так, по-детски: «Ксеньюшка, возьми нас к себе»,— на Васильевский остров, значит. Так я и думала, что буду рассматривать прежде всего варианты квартир именно на Васильевском острове, но как-то не складывалось. Зато меня настойчиво просили посмотреть квартиру на Петроградской стороне, раз, наверное, десять. Я на Петроградку не хотела, но всё же согласилась приехать на просмотр. И знаете, только переступив порог, я поняла—это моя квартира. Она сразу показалась мне родной: над входом висел портрет незнакомки, точно такой же, что я видела в детстве в бабушкином доме, к тому же в квартире стояла кафельная печь—а в квартире, в которой я выросла, тоже была кафельная печь! В общем, стали мы жить на Петроградской стороне, на Лахтинской улице. Когда прихожанки из Измайловского собора интересовались, куда мы переехали, я отвечала так: «На Петроградку, к Иоанну Кронштадскому, а вот Ксения меня к себе не взяла». Они же спрашивали дальше: «А на какой улице ваш дом?»,—и когда узнали, что на Лахтинской, очень удивились: «Как, разве ты не знаешь, что именно там до начала своего подвига и жила Ксения Григорьевна?» Получается, святая все-таки вняла моим молитвам!
Переехав на Петроградскую сторону, Виктория Николаевна и её семья стали прихожанами Иоанновского монастыря на Карповке.
— Когда тамошние прихожане интересовались, не собираюсь ли я поменять приход, когда рядом с домом достроят новый храм, я отвечала: «Ни за что!» Я и вправду считала, что никогда не стану прихожанкой этого храма. Но когда мне сказали, что новым настоятелем назначают отца Павла, с которым я знакома еще с Измайловского собора, я не могла не прийти к нему, не поздравить с новым настоятельством!
Отец Павел предложил Виктории Николаевне организовать на приходе воскресную школу — благо, у нее был и опыт педагогической работы, и магистратура по направлению «Духовно-нравственное воспитание» педагогического университета имени Герцена.
— Набрали три класса: младший для детей от 3 до 6 лет, средний для ребят от 7 до 10 и старшую группу— до 17 лет,— рассказывает Виктория Карпова,—закупили учебники «Вертоград» и уже во второй половине августа приступили к занятиям. Первое время я сама вела уроки во всех трех группах, было непросто. Но постепенно нашлись еще педагоги, в храме появился регент, Мария Пугачёва, которая ведет и кружок церковного пения у детей. Мария Марковна, как и я, прихожанка Иоанновского монастыря на Карповке. Важно не просто дать материал, а суметь сделать так, чтобы дети пропустили информацию через себя. Мы постоянно задаем им наводящие вопросы: «А почему ты так думаешь?», «Что из этого следует?», выводим детей на рассуждение. Получается такая… сократическая беседа. И знаете, маленькие рассуждают не хуже взрослых. Родители, кстати, тоже нередко сидят вместе с детьми на занятиях, им нравится. В целом у нас хороший район, крепкие дружные семьи.
Уютный небольшой
Как и Виктория Карпова, Алевтина Шевелёва, переехав на Петроградскую сторону, стала искать для себя новый храм. Оставаться прихожанкой церкви Иоанна Богослова при Санкт-Петербургской духовной академии было нелегко — слишком много времени занимали поездки в другую часть города.
— Однажды, гуляя, я увидела строящийся храм на Лахтинской улице. Мне стало интересно, и я прочла в интернете, что это строится первый в городе храм блаженной Ксении. В следующий раз я уже смогла заглянуть внутрь—как меня поразили росписи, не часто в новых храмах такие увидишь! Этот храм мне напоминал древние новгородские или псковские храмы, которые я очень люблю. С одной стороны — в лучших традициях древнерусского храмостроительства, а с другой — совершенно современный храм с доступной средой для маломобильных (есть лифт, вход в храм на нулевом уровне—нет крыльца со ступеньками). Уютный, небольшой, располагающий к молитве! С октября я стала прихожанкой, начала посещать встречи молодежного клуба. Наш приход еще очень молод, но, думаю, со временем мы станем настоящей семьей.
Какого века?
За работу с молодежью на приходе отвечает иерей Кирилл Погиблов. Молодежная община прихода, говорит отец Кирилл, только-только начинает свое становление.
— Провели несколько встреч киноклуба, — рассказывает священник.—Фильмы у нас не обязательно православные, мы смотрим и современное светское кино, и классику. Главное, чтобы они поднимали важные для человека вопросы. Одним из последних мы смотрели и обсуждали «Пролетая над гнездом кукушки». До того как поступить в клир храма на Лахтинской улице, отец Кирилл служил в Крестовоздвиженском храме на Нижне-Каменской улице и в Исаакиевском соборе, а ставленническую практику после хиротонии проходил в храме Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. — Там, среди паломников, прибегающих к заступничеству святой Ксении, выстаивающих очереди в часовню на её могилке, я не задумывался, что в городе не было приходского храма в её честь. Теперь он есть. Это большая ответственность для меня — находиться в этом храме, совершать молитву, уповая на её предстательство перед Богом. Храм молодой, но посмотрите, как он благолепно украшен. Приходят люди со всех концов страны, и даже из-за рубежа, даже из США к нам гости заходили. И многие спрашивают: а какого века ваш храм? Когда он был восстановлен? И очень удивляются, что храм новый, что он только-только построен. И построен, как думают многие, на месте дома самой святой. Промыслительно, что ни в советское время, ни потом это место не оказалось занятым. Господь будто бы берег его для храма.