Новый дом на старом месте

Год назад на Лахтинской улице был освящен храм святой блаженной Ксении Петербургской. Не удивительно ли, что за три десятка лет, минувших с момента прославления святой, эта церковь стала первым в Петербурге приходским храмом небесной покровительницы города? Удивительно,— соглашаются священники иприхожане. И добавляют: каждое звено в длинной цепи событий, увенчавшихся возведением храма, было неслучайным.
Журнал: № 6 (июнь) 2020Автор: Евгений Перевалов Опубликовано: 16 июня 2020

Первый городской 

Храм построен на месте дома, в котором, как предполагают, некогда жила святая блаженная Ксения,— рассказывает нынешний настоятель храма протоиерей Павел Кудряшов. — Тот свой старый дом она отдала нуждающимся, исполнив совет Господа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах». Она последовала словам Христа, раздав всё, что имела, и теперь мы повторяем слова акафиста: «Пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти». На месте бывшего дома блаженной —дом Божий. Я думаю, неслучайно первый приходской храм святой Ксении в Петербурге возведен именно здесь — за годы, прошедшие со дня её канонизации, нигде в городе больше не строили церквей, посвященных нашей небесной покровительнице. 

Знакомясь с историями священников и мирян прихода, трудно не обратить внимание, что сами их биографии построены так, будто Бог и святая Ксения сами привели их под своды именно этого храма.



Настоятель-строитель 

История общины началась в 1998 году, когда Петроградское отделение всероссийского общества инвалидов, располагающееся по адресу: Лахтинская улица, дом 3, обратилось в епархию с просьбой назначить им священника, который взял бы на себя окормление инвалидов: по состоянию здоровья не все они могли посещать храм и прибегать к Таинствам. А когда верующие из Общества инвалидов узнали, что прямо рядом с ними, на Лахтинской улице, некогда жила блаженная Ксения, сразу же начались разговоры о том, чтобы построить в этих местах посвященный ей храм. 

Десять лет будущий священник Константин Гульятев трудился на «скорой помощи», прежде чем в 1990 году попросился на должность дежурного врача в недавно открывшейся больнице святой блаженной Ксении. Уже в 1995 году он был рукоположен во диаконы к Андреевскому собору на Васильевском острове, а еще спустя четыре года начал в том же храме свое священническое служение. Простое ли совпадение, что в середине XVIII века, как гласит предание, хором именно Андреевского собора управлял придворный певчий Андрей Фёдорович Петров, супруг Ксении Григорьевны Петровой? В 2003 году отца Константина поставили настоятелем новообразованного прихода на Лахтинской улице. Перед ним стояла непростая задача — построить храм, задуманный верующими из Петроградского отделения общества инвалидов.


Борьба за храм 

Над росписью храма трудилась артель иконописцев под началом художника Александра Простева
Над росписью храма трудилась артель иконописцев под началом художника Александра Простева

— Походы в администрацию с просьбой о выделении участка для строительства храма чаще всего были неудачными,— вспоминал в 2015 году протоиерей Константин Гультяев в интервью нашему журналу (ВЖ № 2, 2015).— Денег для проведения изыскательских работ не было, а ведь нужно было оплачивать лабораторные исследования, поэтажные планы и многое другое. Но мы постепенно продвигались в нашем деле. Приходили люди, с большим желанием помочь, но средств материальных не имели. Вот один из случаев. Как-то ко мне пришла младшая медсестра Ирина, с которой мы вместе трудились в больнице Ксении Блаженной. Узнав о наших трудностях, она предложила поговорить со своим руководителем,  состоятельным и влиятельным человеком. Я благословил её. Через некоторое время она сообщила, что договорилась с ним о помощи в деле строительства. Потом я узнал, что попасть к этому человеку «с улицы» практически невозможно, а Ирина целую неделю сидела возле его кабинета, молилась, плакала. Мы пошли к нему, он своеобразный такой оказался, тоже инвалид — слепой. Друзья у него были кругом: в администрации, в районе — всюду; и он нам не отказал в помощи.

Получив, наконец, землю, приход столкнулся с новой трудностью: жители окрестных домов при поддержке активистов объявили православной общине войну — всеми возможными способами они старались не допустить начала возведения храма. Люди, во-первых, опасались, что строители уничтожат небольшой скверик, а их и без того мало в этом не самом зеленом районе, а во-вторых, боялись, что община, начав стройку… не сможет её закончить. Говорили, что денег у верующих хватит только на снос сарая и контейнерной площадки, что вырытый рядом с домами котлован, заполнившись осенью водой, превратится в угрозу для окрестных зданий: поползут фундаменты, дома признают аварийными, не подлежащими реставрации, а потом снесут, и в довершение эпопеи на их месте построят торговый центр.

Как видим, страхи жителей не оправдались. Зеленые насаждения по-прежнему на своем месте, а храм построен, расписан и собирает прихожан. Сегодня отец Константин Гультяев — почетный настоятель храма, а руководство общиной год назад взял на себя протоиерей Павел Кудряшов.


Второй настоятель 

— Храм был полностью достроен, уже заканчивалась роспись, когда меня назначили сюда настоятелем,— говорит протоиерей Павел Кудряшов.—Все труды, начиная от оформления документации, строительства храма и заканчивая подготовкой его к освящению, взял на себя отец Константин. Надо обязательно добавить, что огромную помощь оказал спикер Законодательного собрания Вячеслав Серафимович Макаров, с его помощью удалось найти неравнодушных людей, подставивших плечо нашему приходу. Я говорю прежде всего о Вячеславе Адамовиче Заренкове, без финансовой поддержки которого храм бы до сих пор стоял недостроенным.

Перед тем как возглавить общину храма на Лахтинской, отец Павел полтора года служил в Исаакиевском соборе, а еще прежде несколько лет руководил приходом храма апостолов Петра и Павла в Петергофе. Начинался же священнический путь отца Павла в Троице-Измайловском соборе. Удивительно, что именно тамошние его духовные чада спустя годы, после того как отец Павел успел побыть и настоятелем Петергофского храма, и благочинным Петергофского округа, и послужить в Исаакиевском соборе, возьмутся помогать в созидании прихода на новом месте.


Ксения взяла к себе 

Виктория Карпова пришла в храм в 1989 году — вслед за родным отцом, который помогал восстанавливать Свято-Троицкий Измайловский собор после возвращения его Церкви. В Измайловском соборе она познакомилась с отцом Павлом, ставшим её духовным отцом. 

— Нам как многодетной семье предоставили субсидию на приобретение новой жилплощади,—рассказывает Виктория Николаевна,—но имеющейся суммы не хватало на то, чтобы приобрести нужную нам по площади квартиру. Хотелось продать нашу комнату подороже, а купить квартиру подешевле. Муж работал на трех работах, чтобы прокормить, одеть и обуть семью, мы его практически и не видели. Я молилась о заступничестве святому праведному Иоанну Кронштадтскому и блаженной Ксении, ходила с детьми в монастырь на Карповку и на Смоленское кладбище в часовню святой Ксении. Её просила так, по-детски: «Ксеньюшка, возьми нас к себе»,— на Васильевский остров, значит. Так я и думала, что буду рассматривать прежде всего варианты квартир именно на Васильевском острове, но как-то не складывалось. Зато меня настойчиво просили посмотреть квартиру на Петроградской стороне, раз, наверное, десять. Я на Петроградку не хотела, но всё же согласилась приехать на просмотр. И знаете, только переступив порог, я поняла—это моя квартира. Она сразу показалась мне родной: над входом висел портрет незнакомки, точно такой же, что я видела в детстве в бабушкином доме, к тому же в квартире стояла кафельная печь—а в квартире, в которой я выросла, тоже была кафельная печь! В общем, стали мы жить на Петроградской стороне, на Лахтинской улице. Когда прихожанки из Измайловского собора интересовались, куда мы переехали, я отвечала так: «На Петроградку, к Иоанну Кронштадскому, а вот Ксения меня к себе не взяла». Они же спрашивали дальше: «А на какой улице ваш дом?»,—и когда узнали, что на Лахтинской, очень удивились: «Как, разве ты не знаешь, что именно там до начала своего подвига и жила Ксения Григорьевна?» Получается, святая все-таки вняла моим молитвам!

Переехав на Петроградскую сторону, Виктория Николаевна и её семья стали прихожанами Иоанновского монастыря на Карповке. 

— Когда тамошние прихожане интересовались, не собираюсь ли я поменять приход, когда рядом с домом достроят новый храм, я отвечала: «Ни за что!» Я и вправду считала, что никогда не стану прихожанкой этого храма. Но когда мне сказали, что новым настоятелем назначают отца Павла, с которым я знакома еще с Измайловского собора, я не могла не прийти к нему, не поздравить с новым настоятельством! 

Отец Павел предложил Виктории Николаевне организовать на приходе воскресную школу — благо, у нее был и опыт педагогической работы, и магистратура по направлению «Духовно-нравственное воспитание» педагогического университета имени Герцена. 

— Набрали три класса: младший для детей от 3 до 6 лет, средний для ребят от 7 до 10 и старшую группу— до 17 лет,— рассказывает Виктория Карпова,—закупили учебники «Вертоград» и уже во второй половине августа приступили к занятиям. Первое время я сама вела уроки во всех трех группах, было непросто. Но постепенно нашлись еще педагоги, в храме появился регент, Мария Пугачёва, которая ведет и кружок церковного пения у детей. Мария Марковна, как и я, прихожанка Иоанновского монастыря на Карповке. Важно не просто дать материал, а суметь сделать так, чтобы дети пропустили информацию через себя. Мы постоянно задаем им наводящие вопросы: «А почему ты так думаешь?», «Что из этого следует?», выводим детей на рассуждение. Получается такая… сократическая беседа. И знаете, маленькие рассуждают не хуже взрослых. Родители, кстати, тоже нередко сидят вместе с детьми на занятиях, им нравится. В целом у нас хороший район, крепкие дружные семьи.


Уютный небольшой 

Как и Виктория Карпова, Алевтина Шевелёва, переехав на Петроградскую сторону, стала искать для себя новый храм. Оставаться прихожанкой церкви Иоанна Богослова при Санкт-Петербургской духовной академии было нелегко — слишком много времени занимали поездки в другую часть города. 

— Однажды, гуляя, я увидела строящийся храм на Лахтинской улице. Мне стало интересно, и я прочла в интернете, что это строится первый в городе храм блаженной Ксении. В следующий раз я уже смогла заглянуть внутрь—как меня поразили росписи, не часто в новых храмах такие увидишь! Этот храм мне напоминал древние новгородские или псковские храмы, которые я очень люблю. С одной стороны — в лучших традициях древнерусского храмостроительства, а с другой — совершенно современный храм с доступной средой для маломобильных (есть лифт, вход в храм на нулевом уровне—нет крыльца со ступеньками). Уютный, небольшой, располагающий к молитве! С октября я стала прихожанкой, начала посещать встречи молодежного клуба. Наш приход еще очень молод, но, думаю, со временем мы станем настоящей семьей.


Какого века? 

За работу с молодежью на приходе отвечает иерей Кирилл Погиблов. Молодежная община прихода, говорит отец Кирилл, только-только начинает свое становление. 

— Провели несколько встреч киноклуба, — рассказывает священник.—Фильмы у нас не обязательно православные, мы смотрим и современное светское кино, и классику. Главное, чтобы они поднимали важные для человека вопросы. Одним из последних мы смотрели и обсуждали «Пролетая над гнездом кукушки». До того как поступить в клир храма на Лахтинской улице, отец Кирилл служил в Крестовоздвиженском храме на Нижне-Каменской улице и в Исаакиевском соборе, а ставленническую практику после хиротонии проходил в храме Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. — Там, среди паломников, прибегающих к заступничеству святой Ксении, выстаивающих очереди в часовню на её могилке, я не задумывался, что в городе не было приходского храма в её честь. Теперь он есть. Это большая ответственность для меня — находиться в этом храме, совершать молитву, уповая на её предстательство перед Богом. Храм молодой, но посмотрите, как он благолепно украшен. Приходят люди со всех концов страны, и даже из-за рубежа, даже из США к нам гости заходили. И многие спрашивают: а какого века ваш храм? Когда он был восстановлен? И очень удивляются, что храм новый, что он только-только построен. И построен, как думают многие, на месте дома самой святой. Промыслительно, что ни в советское время, ни потом это место не оказалось занятым. Господь будто бы берег его для храма. 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"