Новые центры духовного притяжения

Десять лет назад Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о разделении Санкт-Петербургской митрополии на Санкт-Петербургскую, Гатчинскую, Тихвинскую и Выборгскую епархии, при сохранении за петербургским архиереем наблюдательной функции. Мы беседуем с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием о том, как принимались решения при разукрупнении епархий и с какими вызовами столкнулся он сам, когда принял преобразованную митрополию в 2014 году.
Раздел: ПОДРОБНО
Новые центры духовного притяжения
Праздник Вознесения Господня в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. 29 мая 2014 года
Журнал: № 3 (март) 2023Автор: протоиерей Александр Сорокин Опубликовано: 9 марта 2023

Ближе к народу

Владыка, перед назначением на Санкт-Петербургскую кафедру вы много лет руководили Мордовской митрополией. И там вы непосредственно участвовали в процессе разукрупнения епархий. В чем вы видите основные плюсы этого процесса?

— Во всей Мордовии было, может быть, 300 приходов, сколько имеет сейчас один только Петербург. Реформа по разукрупнению епархий была проведена Святейшим Патриархом Кириллом, цель её была в том, чтобы народ и епископы были вместе. Когда архиереи на большой территории, им трудно общаться, трудно управлять и у них нет духовного влияния на процессы, которые происходят в Церкви, когда сами они далеко. Было принято решение разукрупнить епархии и устроить митрополии.

— Сколько епархий стало в Мордовской митрополии?

— Стало три епархии, поэтому архиерей сразу же стал ближе к народу, люди стали видеть своего владыку, чаще с ним общаться, жизнь духовная стала более интенсивной. У нас в Петербурге появилось три новых кафедры,  и, конечно, сразу же возникли новые центры духовного притяжения. Появилась молодежь, иподиаконы, жизнь пошла по-другому. В этом плане от разделения митрополий большая польза.

Сейчас уже трудно такое представить, но если бы я посещал приходы этих новообразованных епархий в огромной Ленинградской области, то в самом Петербурге я служил бы в четыре раза реже. Сейчас я в основном служу и общаюсь с народом в Петербурге, а в областных епархиях совершаю только по две службы в год. Вот какое преимущество. Все праздники, все события, памятные даты надо отмечать, каждый раз служить. В этом году было 250 служб, а если бы я один был на город и область, совершил бы, может быть, только 60 служб в Петербурге.

— Неужели в Мордовии вы меньше служили?

— Нет, я служил не меньше, но меньше в самом Саранске, где была кафедра, потому что постоянно выезжал по районам, по деревням. В этом плане стало лучше, больше общения: на богослужения люди приходят, с ними встречаешься, говоришь, все проблемы знаешь. В этом важность архиерейского богослужения: мы приезжаем, молимся, решаем вопросы на местах. Смотрим стройки, как жизнь приходов проходит, воскресные школы, какие у них проблемы. Это позволяет архиереям больше участвовать в приходской жизни.

Молитвенный объезд Санкт-Петербурга. 30 апреля 2020 года
Молитвенный объезд Санкт-Петербурга. 30 апреля 2020 года


У города Петра свое лицо

— Помните ли вы свои первые впечатления от прибытия в Санкт-Петербург в качестве правящего архиерея?

— Если бы я в первый раз приехал в Санкт-Петербург лишь по назначении сюда правящим архиереем, то были бы, конечно, особые впечатления, но я уже бывал здесь раньше. На протяжении пяти лет я сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла, служил с ним, поэтому в основном духовенство петербургское я знал. Знал жизнь Санкт-Петербурга, видел масштабы, жизнь Новодевичьего монастыря, служил в Казанском соборе, в Исаакиевском, принимал участие в заседаниях Синода. Поэтому удивляться не приходилось, но послушание это, конечно, более масштабное, чем Мордовия, размеры даже не сравнить. Ну и духовенство в Мордовии больше сельское, а здесь городское. Оно разное. Духовенство сельское больше озабочено своими прихожанами, это в основном крестьяне, труженики села. Городская паства другая, соответственно, и образование пастыря должно быть получше.


— Я-то сам и наши священники больше общаемся с городскими жителями, а вы, получается, больше знакомы с сельскими. Теоретически мы все понимаем разницу, городские это одно, сельские другое. А в чем эта разница?

— Запросы разные. У простых людей, деревенских, главный вопрос: как спасаться? Там приезжаешь на приход, спрашивают: какие молитвы читать? А городские — начитанные. Помогает это им или нет — другой вопрос. В селе, понятное дело, библиотека мало у кого есть. Сельские жители более простые, открытые и с ними легче говорить по душам. Городские более закрыты, более сами по себе. Сельские стоят и внимательно слушают. Городские тоже слушают, но видно, что ты ничего нового им как бы не скажешь, святых отцов они читали и всё вроде бы знают.


— Восприняли ли вы для себя это как новый вызов или трудность?

— Я это воспринял как новое послушание. Сказали, что надо ехать в Петербург, — значит, надо ехать. Конечно, я понимал, что это новые труды, новое общение с совсем другими людьми. Немного пришлось и перебороть себя, понятно, что надо перестраиваться, может быть, к проповедям готовиться по-другому.


— Чем отличается Москва от Петербурга?

— Не знаю, как сказать, по большому счету мало чем. Разве что Петербург — это историческая столица нашей империи. Здесь особое настроение, атмосфера. Даже сами здания её создают. Москва — более современный город. Там старинного немного, ну, Кремль, а остальное существует какими-то вкраплениями. Даже храм Христа Спасителя новый, отстроенный. В Петербурге же ощущается величие старины… У города Петра свое лицо.

Храм Рождества Иоанна Предтечи (Чесменский). 20 января 2022 года


Как принимались решения

— Распределение обширной Санкт-Петербургской епархии, обнимавшей и город, и всю Ленинградскую область, на четыре новые епархии, произошло в 2013 году при правящем архиерее, покойном митрополите Владимире (Котлярове). В то время, помимо служения в Саранске, вы также были Управляющим делами Московской Патриархии и наверняка, под руководством Святейшего Патриарха, имели непосредственное отношение к обсуждению того, на каких принципах и в каких контурах преобразовывать Санкт-Петербургскую митрополию. Какими воспоминаниями и впечатлениями вы могли бы поделиться сегодня, 10 лет спустя? Например, по каким принципам были распределены территории, храмы и монастыри между городской и областными епархиями? Насколько глубоко в процесс вникал Святейший Владыка?

— Управление делами всегда запрашивает то или иное епархиальное управление, которое в ответ дает свои предложения. Потом всё это обсуждается, изучаются карты областей, регионов, статистика по приходам и духовенству, монастырям. Самое главное — решить, какую выделить территорию, что сделать центром епархии, чтобы туда был хороший подъезд, чтобы духовенству было удобнее приезжать в епархиальное управление. Важно, чтобы в таком центре было приличное количество населения, это может быть самый большой районный город. Так определяются епархиальные центры, там и устанавливаются архиерейские кафедры. Помню, когда мы положили перед собой карту Ленинградской области, география сразу подсказала очевидный вариант: помимо городской, три областные епархии. На востоке — Тихвинская, на севере — Выборгская, на юге и западе  — Гатчинская. Святейший Патриарх всегда участвует в разработке решения, он и здесь глубоко вникал, как и в любое дело.

— Бывали спорные, дискуссионные моменты?

— Бывали. Не то чтобы дискуссии, но если ты что-то предлагаешь, то нужно защитить свое мнение, почему ты так считаешь. Бывает, что два города почти одинаковые, надо обосновать, почему лучше сделать кафедрой тот, а не этот. Но мы всегда приходили к консенсусу: главное, чтобы было удобно и для правящего архиерея, и для митрополита (главы митрополии), и для духовенства. Смотрели количество приходов на конкретной территории, количество духовенства, и если духовенства не хватало, то не торопились учреждать новую епархию, ждали, когда станет побольше. Многие аспекты тут учитывались и, думаю, учитываются и сейчас.

— Ваш титул — «Санкт-Петербургский и Ладожский». Ладога Старая и Новая находятся на территории другой епархии. Как этот вопрос решается?

— В каноническом отношении это граница Санкт-Петербургской епархии, как её определил в свое время Священный Синод. Это было предложение не Патриархии, а владыки Владимира (Котлярова, управлявшего епархией до 2014 года и почившего в 2022 году. — Ред.). Предложение, оправданное исторически: таков был титул правящего архиерея здесь в прежние времена. И Святейший Патриарх его одобрил. Что касается крупных монастырей, Тихвинского, Коневецкого и других, то они остаются канонически в епархиях по месту своего нахождения. По ним вопросов не возникало.


Работаем в едином ключе

— На Санкт-Петербургскую кафедру вы прибыли всего год спустя после этой реформы. Митрополия после разукрупления только сформировалась. То есть вы управляете Санкт-Петербургской митрополией как состоящей из нескольких епархий почти с самого начала её бытия в таком виде (девять лет из десяти). Какие изменения, на ваш взгляд, произошли за это время?

— Когда я приехал в епархию, первое, что нужно было сделать, это большой ремонт в епархиальном управлении. Здание здесь большое, многое было сделано раньше, но целый ряд помещений оставался в плохом состоянии и требовал ремонта. Потом, когда мы всё это более-менее обустроили, я увидел, что у нас слишком мало приходов на такой многомиллионный город. Храмов не хватает, и нужно увеличить их количество, так что на этом сделали акцент. Стали оформлять участки, строить храмы. Удалось вернуть два музейных храма, два пока не удалось, работаем над этим. Конечно, обращаем внимание на Основы православной культуры в школах, на воскресные школы, на образование духовенства. Большое внимаете уделяется в епархии социальной деятельности.

65-летие преставления Серафима Вырицкого. Казанский храм Вырицы. 3 апреля 2022 года
65-летие преставления Серафима Вырицкого.Казанский храм Вырицы. 3 апреля 2022 года


— Получается, что, приехав сюда, вы сосредоточились на Петербурге. А областная часть?

— Это уже канонически ответственность местных архиереев. Но раз в квартал мы собираем архиерейский совет, обсуждаем все проблемы и сложности, проводим согласования между отделами, благочиниями. Мы заслушиваем троих-четверых представителей отделов, каждая епархия присылает своего, и стараемся идти в едином потоке в осуществлении всех дел. Конечно, митрополия должна быть единой. Все отделы — и в Петербурге, и в Тихвине, и в Выборге, и в Гатчине — работают в едином ключе. Все те нормы, что введены для Петербурга, касаются и всех остальных епархий. По Положению о митрополиях дважды в год я совершаю поездку в каждую областную епархию, посещаю храмы или монастыри. За мной остается наблюдательная функция. Конечно, если приглашают, посещаю большие события, возглавляю торжества. Люблю монастыри: Александро-Свирский, Коневецкий. Душа рвется туда, где святыня.


— И последний вопрос, владыка. 10-летие Санкт-Петербургской митрополии в составе четырех самостоятельных епархий — это еще и, соответственно, 10-летие бытия журнала «Вода живая» как журнала не одной, а четырех епархий, о жизни которых в каждом номере мы рассказываем. Замечательно, что областные епархии, прежде всего в лице их правящих архиереев, ценят и понимают нужность нашего издания. Что бы вы могли сказать в качестве напутствия читателям, живущим и в городе, и в области, по случаю знаменательной даты?

—Дорогие читатели журнала «Вода живая»! В марте текущего года исполняется 10 лет образования Санкт-Петербургской митрополии в составе четырех самостоятельных епархий ― Санкт-Петербургской, Выборгской, Гатчинской, Тихвинской. Это значит, что и журнал наш отмечает свое 10-летие в качестве издания четырех епархий одной митрополии.Пользуясь случаем, желаю всем вам интересного и полезного чтения в каждом номере «Воды живой»! Сам я тоже регулярно читаю его, нахожу здесь много нужного, душеполезного и просто познавательного. Ведь чем больше мы читаем, тем для сердца, для души, для ума ― польза большая. От этого зависит наш духовный и культурный рост. Мне нравятся рубрики исторические, например, о наших новомучениках и исповедниках, и просто о священниках и других служителях, как ушедших, так и ныне здравствующих, ― как Господь каждому свой путь складывает, кто чем живет и дышит…



Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"