Новые формы нужны!

Нынешней весной Церковь столкнулась с беспрецедентной ситуацией, причем, как часто бывает в жизни, совершенно неожиданной. Из-за пандемии коронавируса священнослужителям пришлось, вместо того чтобы приглашать паству в храмы Божии, призывать людей сидеть дома, а потом и вовсе закрыть церкви для прихожан. Мы говорим с теми, кто в этих условиях не опускает руки, находит альтернативные формы служения и, что немаловажно, слова, с которыми в это непростое время можно обратиться к людям.
Раздел: ПОДРОБНО
Новые формы нужны!
Журнал: № 6 (июнь) 2020Страницы: 22--27 Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 9 июня 2020

Нести Слово Божие

За организацию трансляций богослужений взялись примерно два десятка петербургских приходов. Феодоровский собор — один из первых в нашем городе, где началась регулярная трансляция богослужений онлайн.

— Раньше мы не имели подобного опыта, — рассказывает клирик собора иерей Алексий Волчков. — Наш прихожанин и волонтер Рим Шагапов в течение многих лет транслировал отдельные фрагменты богослужения (речь настоятеля, проповедь, чтение Писания). С началом режима самоизоляции у нас возникла нужда в полноценных трансляциях. В течение недели мы искали путь, по которому следует двигаться дальше.

Как рассказал отец Алексий, решено было вместо громоздких и дорогостоящих систем использовать в качестве основного средства трансляции смартфон. Один из прихожан пожертвовал средства, на которые были приобретены подходящая модель телефона, треноги, стабилизатор, несколько микрофонов и другое оборудование. Начиная с Великой Среды трансляции велись уже исключительно с помощью нового оборудования.

До этого большую помощь оказывали волонтеры: в течение двух недель после объявления режима самоизоляции они, приходя на богослужения, предоставляли свои смартфоны для трансляций. Сейчас волонтеры продолжают свое служение: составлена специальная «череда», согласно которой они приходят и дежурят на богослужении. Планируется осуществлять ежедневную трансляцию богослужений до тех пор, пока ограничения в посещении храмов прихожанами не будут отменены.

Трансляция пасхального богослужения в Феодоровском соборе в группе храма «ВКонтакте» набрала более семидесяти тысяч просмотров. Кто-то молился за онлайн-богослужением в полночь, другие посмотрели трансляцию утром или днем.

В организации трансляций служб Великого Четверга (Литургии святителя Василия Великого, чтения 12 Евангелий), Великой Пятницы (вынос Плащаницы) и ночной пасхальной службы собору оказал помощь телеканал «Матч ТВ». Благодаря участию профессионалов молящиеся смогли увидеть собор с высоты птичьего полета посреди пустынного ночного города, заглянуть на колокольню, на хоры, оказаться в алтаре, где увидели то, что ранее было сокрыто от их глаз.

Настоятель протоиерей Александр Сорокин рассказал, что профессиональная трансляция из собора стала возможной благодаря рекомендации руководителя епархиального сектора коммуникаций Натальи Родомановой.

— Большое спасибо за это Наталье Олеговне! — сказал он. — Благодаря трансляции десятки тысяч людей, составляющие аудиторию телекомпании «Матч ТВ», смогли в хорошем качестве увидеть и услышать, как проходят богослужения Страстной седмицы и Пасхи в нашем храме из года в год и вообще узнать о Феодоровском соборе. Немаловажно и то, что эта трансляция придала дополнительный импульс и нашей собственной видеотрансляции в соцсети «ВКонтакте», которая продолжается теперь ежедневно и, даст Бог, еще сослужит нам хорошую службу.

  

А на Светлой седмице при соборе началась другая онлайн-инициатива — лекторий для широкого круга слушателей, которые вскоре получил название «Университет преподобного Михаила Малеина» и обзавелся собственным сайтом edu.feosobor.ru. Обучение ведется на платформе Zoom, которая позволяет видеть лектора, показывать презентации на экране, вести диалог с аудиторией, задавать вопросы и отвечать на них. Несложный процесс регистрации исключает неожиданное вмешательство посторонних и неподобающие комментарии. При этом группа собора «ВКонтакте» остается резервной площадкой трансляции, а позже туда выкладываются записи лекций.

24 апреля состоялось первое занятие цикла «От пятидесятого до девяностого: библейские псалмы в жизни Израиля», которое провел клирик собора иерей Алексий Волчков. Первая встреча была посвящена изучению псалма 51.

— Библейские псалмы — знакомые тексты, многие воцерковленные христиане знают наизусть множество этих небольших по объему поэтических сочинений. При внимательном чтении обнаруживается, насколько содержание этих знакомых и привычных текстов непривычно и удивительно, — отметил отец Алексий.

25 апреля начался другой цикл — «Ароматы Библии» (первая лекция была посвящена ладану), ведут его иерей Алексий Волчков и руководитель ансамбля знаменного пения «Ключ разумения» Наталья Мосягина.

Настоятель также подключился к образовательному проекту: в Светлую среду, 25 апреля, протоиерей Александр Сорокин выступил с лекцией «Объяснение проскомидии», а 11 мая начал курс лекций «Удивительное Евангелие от Иоанна».

Важно, что образовательный цикл предназначен не только для прихожан: студентом онлайн-университета может стать любой желающий. Организаторы приглашают также и тех, кто хочет попробовать себя в качестве лекторов.

Создание информационных материалов стало возможным благодаря Фонду президентских грантов (проект «Территория культуры. Центр искусств и культуры при Феодоровском соборе»).

 

Заражать оптимизмом

Клирик Андреевского собора и настоятель больничного храма святой Раисы Александрийской протоиерей Андрей Битюков и раньше славился необычными формами работы с прихожанами: устраивал зимой лыжные, а летом — велосипедные паломничества. Как такой активный батюшка чувствует себя в условиях самоизоляции?

— Мне кажется, что если священник не пытается быть «жрецом», которого прихожане видят только в алтаре, если в неформальной среде во внебогослужебное время общается по-человечески, то он без прихожан не останется, — говорит отец Андрей. — Если священник навещал прихожан, причащал болящих до режима самоизоляции, то и в период пандемии (понятно, что с соблюдением санитарно-гигиенических мер) будет продолжать это делать. Я, например, сделал тест на коронавирус совершенно добровольно, чтобы спокойно приходить к людям.

Социальные сети позволяют священнику быть более открытым, и это хорошо: прихожане видят, что их пастырь живет теми же радостями, переживает те же проблемы, что и они сами. Только, может быть, благодаря своему духовному опыту он решает свои проблемы в христианском духе и своим оптимизмом заражает и свою паству. Со священником становится интересно общаться не только в храме.

Отец Андрей придумал новый неожиданный проект: готовить в «Инстаграме», попутно отвечая на вопросы.

— Уже и супы, и плов готовил. Объявлял прямой эфир, и полсотни людей «пришли». Началось с того, что в Рождественский пост я решил помочь своей супруге, многодетной маме: я видел, что она не успевает, что ей тяжело. Самое простое дело — сделать так, чтобы суп на завтра был сварен. Пока жена укладывает вечером детей, у меня образуется свободное время, которое я решил тратить на то, чтобы у матушки не болела голова, чем завтра кормить детей.

Отец Андрей готовит и блюда, которые давно любят его домочадцы, и экспериментирует, взяв рецепты в интернете: «Я так девятнадцать супов уже сварил. Сейчас четвертый в жизни плов делаю на даче — на печке, на дровах».

 

Молиться вместе

О том, как изменилась работа, которую руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму ОЦБСС протоиерей Максим Плетнёв ведет с нарко- и алкозависимыми, он уже рассказал (см. стр. ?). Мы спросили отца Максима, какие изменения в связи с эпидемией произошли у него лично, а также в отношениях с прихожанами.

— В этой ситуации много странностей, неоднозначности, в том числе и в церковной среде. Всем непросто, но есть надежда, что всё ко благу, что Господь управит. Жалко очень прихожан, что они остались без храма. Многие жалуются на уныние. Странно видеть пустые храмы, особенно на Пасху.

А в магазин священник Максим Плетнев и его супруга отправляются, по всем правилам, в масках
А в магазин священник Максим Плетнев и его супруга отправляются, по всем правилам, в масках


Возникла идея помочь прихожанам, лишенным церковного общения, и мы с 31 марта с матушкой решили читать вечернее правило в группе «ВКонтакте». Мы с семьей самоизолировались на даче в Мельничном Ручье. Недалеко, метрах в трехстах от нашего домика, есть храм святого Иоанна Кронштадтского. Мы там и читаем правило, я оттуда и молебен служу для зависимых. Мы раньше в Никольском храме Александро-Невской лавры служили, а теперь вот здесь.

Мне очень понравилось читать правило в храме, тут коронавирус даже помог. Ведь мы уже много лет живем в Мельничном Ручье, и я раньше думал, что хорошо бы дойти до храма и почитать вечернее правило, но вот ноги ни разу не доходили, а тут дошли. Давно хотелось почитать канон Андрея Критского одному — в этом году получилось. И когда служишь Литургию в одиночестве, ощущения совершенно другие. Молитва даже становится более одухотворенной.

Протоиерей Максим Плетнев служит Литургию в храме в Мельничном Ручье. В качестве хора выступает семья священнослужителя
Протоиерей Максим Плетнев служит Литургию в храме в Мельничном Ручье. В качестве хора выступает семья священнослужителя


Для прихожан мы также попробовали перевести в онлайн наш клуб «Ортодокс», трансляции идут раз в неделю. Формат изменился: это не лекции с приглашенными лекторами, как было раньше, а мы просто обсуждаем различные темы. Часть участвуют на платформе Zoom, а часть «ВКонтакте». Если получше освоим Zoom, можем и лекторов приглашать, даже нескольких сразу, чтобы они между собой тоже могли общаться.

Из нового, переосмысленного: я раньше думал, что онлайн-богослужение — это что-то странное. А тут служил панихиду в Zoom’е, сорок дней было со дня смерти одной нашей прихожанки. Богослужение я совершал в Мельничном Ручье, дочь этой женщины находилась в Петербурге, а внуки — один в Амстердаме, другая в Лондоне. Такой у нас получился молитвенный телемост. Раньше бы я на такое никогда не согласился, а сейчас понял, что это имеет свою духовную пользу.

По субботам у нас «Ортодокс» собирается, а хочу еще один день в неделю сделать так, чтобы люди просто онлайн общались. И какие-то формы, появившиеся сейчас, думаю, и по окончании режима самоизоляции останутся, — уверен отец Максим.

 

Научиться говорить с Богом

Клирику Свято-Троицкого Измайловского собора протоиерею Константину Пархоменко не пришлось искать новые формы общения с паствой в интернете — он и так известен в Сети: у него есть свой канал в YouTube, на ресурсе Яндекс.Дзен, собственный раздел на интернет-портале azbuka.ru, где размещены и текстовые, и аудио-, и видеоматериалы. Поэтому наш разговор сосредоточился на духовном осмыслении нынешних проблем.

— То, что сейчас происходит, — беспрецедентное событие. Если бы оно не было столь грустным, можно было бы сказать, что мы участвуем в создании истории, — с невеселой иронией отмечает отец Константин. — СМИ публикуют сведения о заболевших священнослужителях, а мы получаем сведения о заболевших прихожанах. Каждый день несколько телефонных звонков или смс-сообщений я получаю о том, что заболел тот или иной человек. Вчера мы отпевали нашего прихожанина, который болел коронавирусом, в закрытом гробу. И до этого два дня подряд после службы отпевали умерших от этой заразы. Но мы понимаем, что без воли Божией и волос с головы человека не упадет, поэтому, как бы тревожно и страшно ни было, стараемся не унывать.

Мы каждый день на ектениях произносим: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Так заканчивается малая ектения, которая несколько раз за богослужением произносится. Сейчас самое время задуматься над смыслом этих слов.

Христиане должны во всех событиях видеть как плохое, так и хорошее. Про плохое сейчас и так понятно, не надо ничего объяснять, а хорошее может быть — недаром очень многие опытные духовники говорят об этом, — в том, что мы переосмысляем какие-то вещи. В обычной жизни всегда суета, беготня, мы куда-то стремимся и забываем о людях, которые рядом с нами, о наших близких, а коронавирус заставляет нас отрезвиться и остановиться в нашем беге. Мы понимаем, какие мы хрупкие, какая хрупкая наша жизнь, жизнь наших близких и друзей. Очень многие люди мне рассказывали, что именно в эти дни открыли для себя простую радость человеческих взаимоотношений. Наконец получилось не забыть относиться к этому не как к какой-то тягостной процедуре, а как к священной обязанности. Не забыть позвонить своим пожилым близким — родителям, бабушкам-дедушкам, сказать им какие-то теплые слова. В обычной ситуации, когда смерть не висит над нами, мы воспринимаем это как какую-то обузу: эх, опять маме надо звонить, говорить что-то… А сейчас мы понимаем, как важно и ценно, что любимые люди находятся рядом с нами, что они живы.

Я сейчас в проповедях, в беседах говорю о том, что эпидемия коронавируса должна побудить нас пересмотреть свою жизнь и в религиозном отношении. Мы видим такую картину: очень многие люди начинают в прямом смысле вопиять к Богу из-за того, что им не дают посещать богослужения. Но если люди говорят, что не могут жить без храма, что их вера без этого умирает, значит, они не научились строить личные отношения с Богом. Мы так любим читать о подвижниках, об исихастах, поучения, к примеру, святого Паисия Святогорца, а что эти люди основой всего полагали личную беседу, личные отношения с Богом, не осознаём. Это очень печальный диагноз — люди не умеют молиться, они за столько лет не научились личной молитве в келье, в тишине сердца своего. Когда их перестали пускать в храмы, они Бога потеряли. Значит, у них этот мостик, этот контакт не установлен. Я никогда не подозревал, что в наших прихожанах такая сильная гордыня. Говорят: «Откройте храмы, мы будем нарушать что угодно, Патриарх нам не указ!» — все, конечно, видели подобные высказывания в интернете. Нет никакого смирения, никакого желания подчиниться решениям священноначалия. Это для меня было очень неприятным открытием.

Что мы можем полезного в духовном плане вынести из ситуации карантина? Во-первых, в эти дни, когда Господь нас держит дома, мы должны построить отношения с Ним. Конечно, мы не умеем, но нам помогут книги выдающихся подвижников — святителя Игнатия (Брянчанинова), у него есть целая книга о молитве, преподобного Паисия Святогорца, святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Можно читать «Добротолюбие», другие аскетические сочинения. Преподобный Иоанн Лествичник, кстати, писал, что про того, кто может молиться только с собратьями, можно сказать, что он вообще молиться не умеет.

Во-вторых, масса храмов и монастырей начали транслировать богослужения онлайн. Это великолепная возможность для нас познакомиться с богослужением. Особенно это ценно для людей, у которых маленькие дети. Они часто жалуются, что не могут себе позволить приходить к началу службы: приходят только к евхаристическому канону, причащают детей и сразу уходят. Моя жена сейчас стала смотреть богослужения в интернете и призналась, что впервые за много лет смогла нормально помолиться и посетить, хоть так, целиком всё богослужение. Мы можем посмотреть, как совершаются богослужения в разных храмах, послушать прекрасные песнопения.

В-третьих, у многих людей сейчас появился излишек свободного времени. Его можно употребить на что-то хорошее. Как вариант, почитать книги, до которых руки никогда не доходили, или познакомиться со Священным Писанием. Сейчас есть великолепные ресурсы в интернете, например сайт Экзегет.ру, на портале «Азбука веры» в разделе «Библия» есть все святоотеческие толкования, у многих пастырей есть циклы видеолекций о Священном Писании. Просто взять и написать для себя маленькую программу, с каким разделом Писания следует прежде всего познакомиться. Если за месяц сидения дома человек откроет для себя Ветхий Завет, послушает какие-нибудь лекции, полученные знания ему очень пригодятся в дальнейшей жизни. Надо обратить внимание именно на то, что мы хуже знаем, знакомство с чем мы всё время откладывали из-за занятости.

Для протоиерея Константина Пархоменко проповедь онлайн — дело привычное
Для протоиерея Константина Пархоменко проповедь онлайн — дело привычное 

В-четвертых, можно использовать возможность больше времени уделять детям. Укладывая маленьких детей спать, можно им что-нибудь почитать, можно вместе с ними помолиться, разобрать с ними тексты молитв, обсудить какие-нибудь евангельские сюжеты. Немножко «перезагрузить» свои отношения с детьми.

Вообще это время дает повод задуматься о том, правильной ли жизнью мы живем. Мы часто говорим, что Великий пост — это время осмысления. Но ведь не секрет, что проходит Великий пост, и мы ничего не успеваем осмыслить, продолжаем жить, как жили. Ждём следующего поста — и опять, и опять. А теперь жизнь так изменилась, и случилось это, кстати, в начале Великого поста. Этот Великий пост был особенный: люди находились в страхе, в тревоге за свою жизнь и за жизнь близких; пост закончился, а всё равно легче не становится. Господь дал нам это испытание, чтобы мы, возможно, о чем-то серьезном подумали. Я не питаю иллюзий, я знаю, что 95 процентов людей ни о чем не задумываются, что большинство просто ждут, когда всё это кончится, чтобы снова вернуться к привычному образу жизни. Но есть люди более внимательные, более глубокие. Именно к этим людям, которые хотят иметь какую-то пользу душевную, а не просто резвиться, как веселые животные, я и обращаюсь

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"