Никто не забыт… в Церкви

Недавно на сайте «Память народа» появился документ о моем прадеде, документ, который в корне поменял представления — мои и нашей семьи — о военной судьбе Николая Никифоровича Щукина. Считалось, что он погиб под Воронежем в 1942‑м. Новый документ — финская «карточка военнопленного» — опровергает это: оказалось, что прадед попал в плен в Медвежьегорске 5 декабря 1941 года и спустя две недели был помещен в трудовой лагерь в Семчегоре Кондопожского района. Почти наверняка там же он погиб и был похоронен — впрочем, это дело дальнейших поисков… Речь о другом: скорее всего, в канцелярии военного времени моего прадеда Николая Щукина перепутали с другим Николаем Щукиным, тоже уроженцем Мордовии, который, как считалось, «выбыл» в конце 1941 года, а на самом деле погиб как раз в 1942‑м. Такой путаницы в военных документах много. О тех, кто погиб в летние месяцы 1941‑го, порой и вовсе не сохранилось внятных бумажных свидетельств, тысячи и тысячи пропали без вести, ждут своей похоронной команды и, может быть, никогда не дождутся. Все они — победители, даже те, кто погиб в первые минуты немецкого наступления, не успев толком вступить в бой. Так устроено любое большое человеческое дело — и военная победа, и мирный труд: оно осуществляется в результате взаимно связанных, взаимно обусловленных усилий многих единиц. Человеческая память не способна — вопреки самонадеянным поэтическим строкам Ольги Берггольц — запомнить из этих единиц каждую. Каждого солдата, каждого бойца партизанского подполья, каждого пленного и заключенного концлагеря, не увидевшего освобождения, каждую жертву фашистского террора, блокадной зимы, случайной или неслучайной пули и снаряда. Но обо всех помнит Церковь — и о тех, чьи имена известны, и о тех, кого проглотила война, потому что у Бога все живы, а Церковь — Тело Христа, Бога и Человека. Церковь молится о победителях, о спасителях нашей страны, народа, языка и культуры. Она молится о жертвах, она молится и о тех, кто оказался на неправильной стороне истории. В конечном итоге именно в этой молитве залог уже не земной, а вечной, окончательной победы человека над злом и смертью.