Ничто не потеряно!
24 мая Православная Церковь праздник Вознесения Господня.
Раздел: ПРАЗДНИК
«Днесь Христос отверзает врата небес, и небеса изливают потоки света». Такими словами святитель Епифаний Кипрский (†403) воспевает Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, с восхищением описывая это событие как величайшее ликование веры, праздник праздников и момент высочайшего наслаждения, перед которым все человеческие словеса бессмысленны, как детский лепет. Быть может, похвала Вознесению, превосходящему в своем великолепии даже Пасху и Пятидесятницу, является риторическим преувеличением, свойственным жанру проповеди. Однако этому празднику действительно принадлежит особое место в календаре Церкви, поскольку он теснейшим образом связан со всеми ключевыми событиями Боговоплощения.
Когда речь заходит о тайне Вознесения, наша мысль, прежде всего, устремляется к созерцанию Христа, восседающего на небесном троне славы одесную Бога Отца. Но у этого события есть более глубокий и сокровенный смысл. Если на время освободиться от привычки воспринимать мир с нашей, земной точки зрения, можно представить себе и даже хотя бы отчасти увидеть это событие глазами Самого Христа.
В прощальной беседе Спаситель открывает смысл приближающейся Пасхи: «Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин. 16, 27-28). Он исшел от Бога, но при этом остался неразлучным с Отцом. Став Сыном человеческим, Он во всей полноте разделил с нами земной удел и бытие в подлунном мире, куда Божественный свет проникает как сквозь тусклое стекло, но от века и до века Сын пребывает в неизреченной любви Отца. Вся земная жизнь Иисуса Христа разворачивается как предвосхищение того часа, когда Он скажет: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17).
В Книге Деяний апостолов повествуется о том, как на глазах Своих учеников Христос поднимается ввысь и становится для них невидим (Деян. 1, 9). Единственная возможность во всей полноте приобщиться радости Вознесения — это понять разницу между уходом и исчезновением. Уход всегда оставляет ощущение пустоты и невосполнимой утраты, видимое исчезновение может знаменовать собой скрытое присутствие.
Христос не удалился из мира, Он и поныне является самым активным действующим лицом в истории человечества. Это потрясающим образом показано в Евангелии от Марка, где сначала сообщается: «Господь <…> вознесся на небо и воссел одесную Бога». (Мк. 16, 19). И тут у читателя может возникнуть мысль, что Спаситель покинул осиротевших апостолов навсегда. Отныне Он будет царствовать где-то Там, а им предстоит стенать и скитаться где-то здесь. Однако евангелист Марк продолжает: «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк. 16, 20). То есть сила Его невидимого присутствия являет себя еще более ощутимо, чем сила присутствия по плоти. Итак, Христу надлежало покинуть видимый мир, чтобы мы обрели Его незримое присутствие повсюду и навсегда.
Если бы Вознесение означало уход Сына Божия, нам надлежало бы печалиться и оплакивать Его, «предавая небу», подобно тому, как Иосиф Аримафейский с Никодимом предали Его бездыханное тело земле. Но именно благодаря Вознесению Он пребывает с нами во все дни, до скончания века!
Теперь, когда мы молимся Отцу «иже еси на небесех», эти слова никак не обозначают абстрактную отдаленность Бога, некое «гордое одиночество». Они указывают на положение господства, с высоты которого Бог присутствует и действует в любом месте и во всякое время.
В Вознесении Христос обретает безграничную власть, благодаря которой все наполняет Своим присутствием: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 10). Через Вознесение Сын человеческий воцаряется на небесах, но остается неразлучным с нами точно так же, как в Воплощении Сын Божий остался неразлучен с Отцом. Он как никогда связан с каждым из нас, чтобы с каждым сыном Адама разделить сияние славы Отца.
Два мужа в белых одеждах являются апостолам на горе Елеонской, чтобы вывести их из состояния растерянности и ностальгии: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смот-рите на небо?» (Деян. 1, 9). Ничто не потеряно! Христос ушел по плоти, чтобы мы обрели Его присутствие повсюду: в молитве и в повседневных трудах, в таинствах Церкви и в лице наших братьев, в христианах и в язычниках, — пов-сюду, где Его благодать действует, освобождает, спасает погибшее и воссоединяет рассеянное.
Протоиерей Димитрий Сизоненко
«… Кругом расстилалась широкая… равнина, — пишет в 1820‑х годах музыкальный критик Николай Борисович Голицын, — и совсем на краю Софии [пригород Царского села], среди поля, возвышался Софийский собор, построенный императрицей Екатериной II в малом виде по образцу цареградской Софии…» Проект освященного 10 августа 1782 года пятиглавого собора принадлежал шотландскому архитектору Чарльзу Камерону. Первоначально в соборе был лишь один престол в честь Вознесения Господня. Позже были освящены еще два при-дела — великомученицы Екатерины и благоверного великого князя Александра Невского. В 1817 году собор был обращен в полковую церковь лейб-гвардии гусарского полка и перешел в ведение военного духовенства. После революции храм стал приходским, а 10 октября 1934 года по решению Леноблисполкома закрыт. После этого храм был превращен в склад. По просьбе митрополита Алексия в 1988 году Софийский собор возвращен Церкви, а 8 июня (Вознесение) 1989 года настоятелем собора протоиереем Геннадием Зверевым была отслужена первая Литургия. С тех пор, как и во всех действующих храмах России, здесь от Пасхи до Вознесения каждый воскресный день совершается крестный ход.