Непотерянная часть общества (Часть 1)

Творческое расписание
— Все наши ребята — в основном, речь идет о людях с ментальными нарушениями — старше 18 лет. Есть такие, кому за сорок и за пятьдесят. Но для нас они все — большие дети: их психологический возраст от четырех до десяти лет, — рассказывает Ольга Максименко, руководитель Центра поддержки молодых инвалидов имени епископа Антония (Малецкого).
С первых шагов в «Доме Малецкого» понятно, что здесь во главе угла — творчество. На стенах — трогательные рисунки, большой концертный зал со сценой перетянут гирляндами из птичек и облаков (остались от недавнего праздника), в расписании одно за другим стоят развивающие занятия: художественная студия, студия рукоделия, познавательная гостиная, кулинарный мастер-класс, и одно из любимых направлений воспитанников — театральная студия. «Дом Малецкого» работает как центр дневного пребывания. Молодые люди посещают его несколько дней в неделю. Кто-то добирается сам, кого-то привозят и забирают родственники или волонтеры. Распорядок дня похож на детсадовский: утро начинается с легкой зарядки, а после занятий и обеда — восстановительный сон. В небольшом спортивном зале они отдыхают под расслабляющую музыку. Для подопечных центра передышка необходима — они быстро утомляются.
Центр поддержки молодых инвалидов основан в 2000 г. католической организацией «Каритас». Он располагается на Кирилловской улице, в доме, большую часть которого занимает Ленинградская областная библиотека. До революции здесь находился приют для мальчиков Римско-католического благотворительного общества, основанный священником (в будущем — епископом) Антонием (Малецким). Второе название приюту, «Дом Кербедза», дано по имени главного жертвователя — бездетного инженера-железнодорожника, поляка, католика М.С.Кербедза. И епископ, и инженер в 1930-е годы были репрессированы.
Баба Маша и Таня
У воспитанников «Дома Малецкого» разная степень развития. Есть такие, кто не смог учиться даже в коррекционной школе.
— Моя внучка не ходила ни в садик, ни в школу, — вспоминает Мария Алексеевна Бойчук. — Учителя пытались ходить к нам на дом, но она заниматься с ними не захотела. Я сама научила ее читать. А пятнадцать лет назад привела сюда. Если бы не этот центр, она просто сидела бы дома. Благодаря педагогам, Таня стала общительной, лучше разговаривает.
Мария Алексеевна, или, как ее по-семейному здесь называют, баба Маша, рассказывает свою драму: неудачными манипуляциями врачи повредили ее новорожденной внучке центральную нервную систему. Посоветовали отказаться от Танюши, говорили, что она не сможет разговаривать. Для семьи и лично для бабы Маши, которая постоянно находится рядом с внучкой, начался путь реабилитации ребенка.
С Таней я знакомлюсь в художественной мастерской. Обаятельная улыбчивая двадцатидевятилетняя девушка рассказывает, что она очень любит рисовать трамваи, что ей нравятся Германия и педагог Эгле, — которая и помогает мне понять Танину речь.
Вернуть в общество
— Реабилитацией инвалидов сегодня занимаются многие центры, в том числе государственные. Они есть в каждом районе, — рассказывает Ольга Максименко. — Такие реабилитационные центры работают в системе госстандартов, где прописывается четкое количество услуг для молодого инвалида в год. К нам одни и те же ребята ходят многие годы, к каждому у нас индивидуальный подход. Это дает нам возможность сопровождать ребят, наблюдать, как полученный навык в центре он использует дома, и мы видим положительную динамику.
Взрослому человеку, позабывшему свои детские ощущения, трудно даже представить, чему приходится учить ребят. Кто-то из них поначалу просто сидел всё время на стуле, кто-то совершенно не умел слушать других, кто-то не разговаривал, кто-то затевал ссоры. Некоторые могли «вытерпеть» только 15 минут занятия. Сегодня воспитанники центра по два часа занимаются в различных мастерских, охотно общаются и очень открыты. К этому располагает доброжелательная атмосфера: они чувствуют себя в безопасности, как дома, чувствуют, что их здесь любят, принимают и относятся как к равному — в центре ребята педагогов называют по имени. А правила поведения и все спорные ситуации обсуждаются демократическим путем, на общем психологическом круге.
Реабилитация сценой
Главная роль в «Доме Малецкого» отведена творчеству. Лидирующая студия — театральная, так как в силу своего психологического возраста все ребята любят выступать на сцене.
— Для нас важен процесс и результат, работа ребят и то, что они в нее вкладывают. Я стараюсь, чтобы они стремились раскрыть себя в том или ином материале, это помогает им развиваться, — рассказывает руководитель театральной студии профессиональная актриса Дарья Засыпкина. — В игровой форме я занимаюсь с ребятами тренингами по актерскому мастерству и считаю, что у них огромный творческий потенциал. Через игру и танец удается улучшать коммуникацию, развивать их речь, координацию.
Сейчас здесь готовят постановку по мотивам «Сказки о рыбаке и рыбке» — процесс подготовки требует предварительного совещания всего коллектива. Педагоги и волонтеры обсуждают, какими должны быть роли, с учетом особенностей каждого воспитанника, думают, как задействовать тех, кто плохо ходит или не говорит. Так рождаются постановки, где востребованы все, вне зависимости от способностей, и создается удивительное единение разных людей.
Поддержать ребят приезжают и студенты театральных учебных заведений, и настоящие артисты. Сам «Дом Малецкого» стал инициатором проведения творческого фестиваля «Звонкий трамвай» (такое же название носит и газета центра), который объединяет разные «особенные» коллективы.
(продолжение в следующей публикации)