Нельзя топтаться на месте
Я хотел бы поработать
— Отец Филарет, как вы восприняли решение о назначении игуменом монастыря? Оно было неожиданным?
— В монашестве не принято отказываться, когда тебе дают послушание. Назначение пришло ко мне совершенно неожиданно. Я этого не ждал, не мечтал и не хотел. Уже пятый год я был в братии Александро-Невской лавры. За это время многих узнал, у меня появились свои прихожане, сформировался определенный ритм жизни. Я нес послушание в качестве руководителя духовно-просветительского центра «Святодуховский», начал преподавать в Русской христианской гуманитарной академии.
Когда умер отец Варфоломей, меня вызвал митрополит Варсонофий. Поначалу я очень воодушевился, загорелся, передо мной открывалась большая перспектива развития. Но при знакомстве с монастырем меня многое опечалило. Я увидел Никольский храм с рухнувшим с купола крестом, с огромными трещинами и пробоинами в стенах; разрушающийся настоятельский корпус, обшарпанную колокольню в ржавых лесах. Ехал обратно и думал: «Смогу ли я?»
У владыки Варсонофия есть уникальная черта: он всегда дает свободу выбора. Он предполагал, что я откажусь, но я согласился. Я рад этому решению, это возможность реализовать себя, показать себя как настоятеля. Административная работа, также служение духовника и священника мне знакомы и близки: двадцать лет я служил на Сахалине, одиннадцать из них — был настоятелем прихода. Пока Господь дает возможность и силы, я хотел бы поработать.
Игумен Филарет (Пряшников)
родился в 1978 году в Хабаровском крае. В 1998 году принял монашество. Долгое время служил на Сахалине, был настоятелем Крестовоздвиженского храма города Томари. С 2016 года и до назначения игуменом Староладожского Никольского мужского монастыря состоял в братии Александро-Невской лавры. Кандидат теологии, доцент кафедры философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии.
— Когда произносим слово «монах», воображение рисует человека «не от мира сего», стремящегося к уединению и молитве. Но вам в должности настоятеля приходится иметь дело со множеством хозяйственных, административных вопросов. Не возникает при этом внутреннего конфликта?
— Каждый монах призван Богом для определенного служения. И монастыри бывают разные: есть монастыри-хозяйственники, выращивающие овощи и скот. Есть обители, занимающиеся только молитвой, хранением святынь.
Но в любом случае монастыри построены для людей, для паломников. Чтобы, приехав сюда и окунувшись в тишину, в стройность монашеских богослужений, они могли побыть наедине с Богом и самими собой. Монашество не значит, что мы от кого-то убегаем, это прежде всего путь покаяния, исправления своего духовного мира. Поэтому конфликта никакого нет. Когда заканчивается рабочий день, я остаюсь один в игуменском доме, чтобы помолиться, обратиться к Господу, к святителю Николаю Чудотворцу — покровителю этого места. Также и у всей братии: днем суета и работа, общение с людьми, а вечером, когда ворота монастыря закрываются, — уединение и молитва.
— Настоятель монастыря — должность, предполагающая не только административную функцию, но и духовное лидерство. Объявляя о вашем назначении, митрополит Варсонофий подчеркнул, что главная ваша ответственность — за братию, за её духовное возрастание. Как стать духовным лидером в уже сложившемся коллективе?
— После успения отца Варфоломея в одной волховской газете вышла статья, что здесь все с опаской ждут перемен. Поэтому поначалу братия приняла меня настороженно. Но буквально на третий день мы подружились. Братия у меня все очень разные, кто-то живет здесь уже 6–7 лет, есть и старожил — монах Ефрем. Он здесь с 2002 года, когда монастырь был передан Церкви и началось его возрождение. Конечно, необходимо быть духовным лидером, но главное — поступать по Божией букве, по Божиему закону, потому что братия на тебя смотрит и берет пример. Безусловно, авторитет приобретается со временем, когда люди начинают тебе безгранично доверять и ощущать отдачу.
Я не сторонник жесткого управления и не хочу держать людей на привязи, заковывая в этих стенах. Для меня важны общие ценности, чтобы мы были едины в том, что обитель для нас родная и всё здесь происходящее прочно связано с нашей жизнью, судьбой Старой Ладоги и Никольского монастыря. Если будет такое единство, то и братия примет меня как Божий Промысл. В этом — доверие Богу и желание трудиться на благо обители. Таков мой приоритет.
Главное - доверие Богу и желание трудиться на благо обители
Пустующая церковь, стаи галок и кошка Ася
— Вы уже три месяца в монастыре. Какие проблемы за это время удалось выявить?
— Проблем очень много. Они бросаются в глаза даже при беглом взгляде на обитель. На Никольский храм без слез не посмотришь. Это изуродованная святыня, памятник тринадцатого столетия. Он был основан святым благоверным князем Александром Невским в 1240 году, после победы над шведами в Невской битве. Позднее храм был расширен красивыми приделами, разрушенными в советское время. В годы безбожия в этом храме был организован цех по ремонту сельскохозяйственной техники. В алтарную часть загоняли тракторы и там ремонтировали. Всё это нанесло серьезный удар по состоянию храма. Очень больно смотреть, как разрушается наследие, доставшееся нам от предков. Взметающиеся в небо черные стаи галок, заселивших пустующую церковь, еще усиливают апокалиптический вид. Сейчас стоит вопрос, что с храмом делать дальше: оставить как есть — куб и алтарная апсида, или же восстанавливать полностью. Но самостоятельно мы никогда не соберем средства на воссоздание его в том благолепии, в котором он был когда-то.
Стремительно разрушается настоятельский корпус, тоже памятник культуры: обвалилось крыло здания, в стене зияет огромная дыра, и весь корпус под угрозой обрушения. Наш монастырь, как и многие достопримечательности Старой Ладоги, находится в зоне охраны объектов культурного наследия, на любые работы требуются разрешения, без них даже лопату в землю воткнуть нельзя — сразу получишь штраф за нанесение вреда археологическому памятнику. Мы в заложниках этой ситуации: вместо согласований чаще получаем запреты. Хотим сделать что-то хорошее, полезное, но со всех сторон получаем: нельзя, нельзя, нельзя.
С этим связана и острейшая проблема с водоснабжением монастыря, которого попросту нет. Страдаем не только мы, но и жители близлежащих домов. Мы стараемся решать её с помощью администрации Волховского района, сейчас собрали подписи, направили обращения в различные инстанции. Надеемся, это поможет.
Конечно, необходимы внимание и поддержка государства. Но в этом году нам уже ничего серьезного не светит. Да, правительство Ленинградской области выделяет средства на консервацию Никольского храма: поставят новое железо на крышу, подопрут фундамент, но то, что стены по швам расходятся, — этот вопрос по-прежнему остается «на потом».
— Печальная вырисовывается картина. Неужели всё так безнадежно?
— Нет, рук мы не опускаем. Вдохновляет сделанное моим предшественником отцом Варфоломеем. Посмотрите на главный храм нашего монастыря — святителя Иоанна Златоуста. В течение нескольких лет в нем продолжались реставрационные работы. Благодаря тому, что настенная роспись частично сохранилась, живопись собора была воссоздана. Сейчас этот храм — жемчужина нашей обители, радующая и нас, и прихожан.
Хоть и маленькими шагами, но мы двигаемся вперед и продолжаем начатое ранее. Нам удалось собрать средства на возобновление работ по воссозданию исторического иконостаса в храме Иоанна Златоуста. Только что эти уникальные работы завершились, сделана центральная часть. Это моя первая победа за эти три месяца. Пока иконостас еще без позолоты, но на нее у нас денег никогда не будет, покроем имитирующим золото материалом.
У нас есть великолепный Братский корпус, в будущем надеемся открыть там духовно-просветительский центр «Никольский» с залом на 80 зрителей. В нем можно будет проводить вечера духовной музыки, принимать артистов, устраивать выставки. Там же сделаем музей монастыря. Монастырь может быть не только местом сосредоточения духовной жизни, но и пространством культурного притяжения.
Стараюсь, чтобы и братии было удобно и хорошо. В одном из наших корпусов с тремя келиями не было туалета. И это в XXI веке! Просто бегали в туалет на улицу. Поэтому первое, что я сделал, — закупил необходимую сантехнику. Теперь там есть туалет и душ. Важно, чтобы люди могли по-человечески жить и трудиться.
— Сохранение и развитие монастыря требует существенных средств. Могут ли пожертвования быть основным ресурсом для его восстановления? Можно ли что-то сделать для развития благотворительности?
— Без благотворителей жизнь монастыря невозможно представить. Во все времена на Руси были меценаты, которые строили монастыри, храмы, помогали обездоленным, больным. И их всегда особо почитали. В церкви Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе сохранились надгробия супругов, построивших её. В течение многих веков память о них сохраняется.
Преумножение добра на земле заповедано нам Христом. В Евангелии говорится о богатом юноше, который спрашивает Господа, как ему спастись, и получает ответ: «Продай имение свое, раздай нищим и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Господь не осуждает богатство, Он говорит о том, что оно должно приносить пользу. Нельзя прилепляться сердцем к земным благам, тем самым предавая свою душу. Всё дается от Бога: и богатство, и нищета, изобилие и скудость. Каждый день приближает нас к вечности, и важно не то, что мы скопили на земле, а что приобрели на небе: сколько сделали добра, скольким людям помогли, с кем разделили горе и печаль.
Мы благодарны всем, кто помогает нам. И сумма здесь не имеет значения. На сайте нашего монастыря есть форма для пожертвований, указаны реквизиты. Там же можно написать имена для поминовения. Мы видим, с какой надеждой люди присылают нам имена своих родных. Все их мы записываем и поминаем каждое утро за братским молебном.
Но, к сожалению, для оплаты реставрационных работ пожертвований простых прихожан недостаточно. Любые вопросы, связанные со строительными, восстановительными работами, подготовкой разрешительной и проектной документации, требуют миллионов. Нам важно обрести друзей, благотворителей, готовых оказывать постоянную помощь обители. Найти их очень сложно. Хоть объявление в газету пиши: «Срочно требуются меценаты!»
— Распространение коронавируса еще осложняет ситуацию. Стало меньше людей ходить в храм?
— Да, в выходные дни народ еще приходит, приезжает из Волхова, Петербурга. А в будни совсем пусто. Часто на богослужениях у нас — только священнослужители да наша кошка Ася.
Но мы верим, что летом к нам поедет больше людей, ожидаем туристический сезон, готовимся к нему, мониторим, как будут организованы круизные маршруты, налаживаем контакты с туристическими и паломническими центрами. От этого зависит наша судьба.
Мне очень помогает опыт, полученный в Александро-Невской лавре, я многому там научился. Лавра принимает огромное количество паломников, туристов, там создана целая туристическая индустрия. Уверен, многое можно осуществить и у нас.
Уже сейчас по субботам и воскресеньям мы проводим две экскурсии днем. Рассказываем об истории монастыря, его святынях, современной жизни обители. Во время экскурсии можно подняться на колокольню и с высоты посмотреть на красоту окрестностей.
Это становится востребованным, люди приходят. Мы никому не отказываем. Даже если на экскурсию придут два человека или всего лишь один, мы её проведем. По Старой Ладоге об этом уже пошла добрая молва, жители направляют гостей к нам: «Идите в Никольский, там экскурсии проводят».
Каждый может побыть здесь наедине с Богом и самим собой
20 лет спустя
— В России сейчас достаточно хорошо развит православный туризм. Выбор обширный, и люди зачастую предпочитают паломничество в прославленные монастыри, хранящие известные святыни. А зачем ехать в Никольский монастырь?
— Никольский монастырь расположен в уникальном месте. Немногие знают, что Старая Ладога — первая столица Руси. По преданию, в церкви святого Георгия, находящейся в Староладожской крепости, молился Александр Невский перед битвой со шведами в 1240 году. Сюда он возвратился с победой, чтобы предать земле погибших ладожан и основать Никольский монастырь. Здесь каждый клочок земли напитан многовековой историей.
Главная святыня нашего монастыря — ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. Он был пожертвован сюда из города Бари в 2002 году, когда монастырь вернули Церкви. Помните, в 2017 году в Россию из Бари привозили мощи святителя Николая? Какие стояли многочасовые очереди из желающих приложиться к ним! В нашей обители вот уже почти 20 лет открыт свободный доступ к этой святыне.
— В 2021 году исполняется 800 лет со дня рождения Александра Невского. Планируется ли что-то в монастыре к этой дате?
— Мы не хотим остаться в стороне от этого события, планируем организовать выставку. У нас в часовне Тихвинской иконы Божией Матери есть уникальная ростовая икона святого Александра Невского, она может быть в центре предполагаемой выставки. В монастыре есть разные старинные вещи, книги, которыми можно наполнить экспозицию и сделать её интересной для гостей. Сейчас думаем над этим. Нужны только желание и творческий подход.
— Есть известная фраза «Молись, как будто всё зависит от Бога; трудись, как будто всё зависит от тебя». Мне кажется, ваша активная деятельность в первые месяцы в монастыре — наглядное отображение этого девиза.
— Я мог бы выбрать другой подход: первое время просто присматриваться, осваиваться и ничего не делать. Но если я вижу, что нужны перемены, то реализую их сразу, сейчас, ведь живем-то мы сейчас. Да, порой это больно, трудно, потому что 20 лет по-другому было устроено, но иногда нужно просто перевернуть страницу и идти дальше. Мы не можем топтаться на месте, в этом нет никакого смысла. Мы призваны сделать нашу обитель лучше. В этом и есть соработничество Богу. И тогда Господь, видя наши стремления, наш труд и молитвы, поможет нам в полноценном восстановлении монастыря.