Неизвестный пророк

Христианская традиция считает, что в 40-55 главах книги пророка Исаии рассказывается о грядущем Мессии и о судьбах его царства… Кто автор этого предсказания?
Раздел: Lingua Sacra
Неизвестный пророк
Журнал: № 4 (апрель) 2013Автор: Кирилл БитнерИллюстратор: Олеся Гонсеровская Опубликовано: 13 апреля 2013
Христианская традиция считает, что в 40-55 главах книги пророка Исаии рассказывается о грядущем Мессии и о судьбах его царства… Кто автор этого предсказания? Мы не знаем ни его имени, ни из какого колена он происходил, ни какими были его социальное положение и образ жизни. О его судьбе нет практически никаких достоверных сведений. Более того, факт существования автора этих глав был доказан лишь относительно недавно, долгие века он находился в тени своего великого предшественника — пророка Исаии. Однако пророческие откровения, богословские прозрения и гремящая поэтика этого «неизвестного пророка» давно стали частью христианского (и не только) предания.

Книга и ее автор(ы)
Книга Исаии представляет собой самую настоящую «пророческую энциклопедию». В ее состав входят пророческие сочинения разных жанров, написанные различными авторами в различные эпохи, начиная с VIII века до Р. Х. и заканчивая, как полагают многие ученые, III веком до Р. Х. В странах Древнего Востока не было устойчивой традиции указывать имя автора книги, не существовало и нынешних представлений об авторском праве. Первоначальный текст мог исправляться, сокращаться и дополняться позднейшими авторами и редакторами без всяких указаний на это. Книга Исаии названа именно так, видимо, по той причине, что пророчества самого Исаии, жившего в VIII веке до Р. Х., являются ее «ядром», самой древней частью. Кроме того, книга содержит истории, героем которых является этот пророк. За исключением Исаии, все остальные авторы остались безымянными.

Большинство ученых полагает, что 40-55 главы книги Исаии являются самобытным произведением, написанным в VI веке до Р. Х., в нововавилонскую и в начале персидской эпохи. Согласно устоявшейся в науке традиции, автора этой части называют Второисайей (Девтероисайей). Соответственно, автора глав 1-39 именуют Первоисайей (Протоисайей), глав 56-66 — Третьеисайей (Тритоисайей). Названия носят совершенно условный характер, поскольку все три части книги включают в себя множество дополнений, составленных в разное время разными людьми. Самобытный характер корпуса Второисайи был выявлен в конце XVIII века немецкими учеными И. К. Дедерлейном и И. Г. Эйхгорном, «отделившими» его от корпуса Первоисайи, а также Б. Думом, сформулировавшим в конце XIX века гипотезу о существовании корпуса Третьеисайи.

11.jpg

Призвание и избрание
Что известно нам о безымянном пророке, чьи речения собраны в Ис. 40-55? К сожалению, корпус не содержит историй, главным действующим лицом которых был бы Второисайя. Мы не знаем, из какого колена он происходил, каковы были его социальное положение и образ жизни. Тем не менее, на основании некоторых текстов корпуса можно сделать несколько предположений. Заметим, что эти тексты написаны поэтическим языком, и это обстоятельство еще более усложняет реконструкцию биографии.

Прологом к собранию текстов Второисайи является 40‑я глава книги. Как полагают многие исследователи, в нем идет речь о призвании пророка. Безымянный провидец слышит некий голос, который может быть Гласом Господним или же голосом ангела, посланного Господом. «Голос взывает: „Приготовьте в пустыне дорогу Господу, путь прямой проложите для Бога нашего!“ Голос говорит: „Возвещай!“ Я спросил: „Что возвещать?“» (40, 3-6, здесь и далее использован перевод А. Э. Графова (Библия: современный русский перевод. — М.: РБО, 2011)). Затем голос описывает содержание проповеди, с которой должен выступить пророк: «Все люди — лишь трава, их краса — как цветок полевой. Трава засыхает и вянет цветок от дуновения Господа. Поистине, люди — трава. Трава засыхает, вянет цветок, а слово нашего Бога пребудет вовек!» (40, 6-8). Текст напоминает знаменитый рассказ о призвании Исаии (Ис. 6), хотя все «автобиографические» элементы содержатся в нем в предельно сжатом виде. В обоих текстах идет речь об избрании пророка для совершения определенной миссии.

12.jpg

В Ис. 49, 1-6 рассказывается еще об одном важном для духовной биографии пророка событии. Из текста явствует, что он, встретившись с некоторыми затруднениями при выполнении задания, данного ему Господом, испытывает разочарование: «А я‑то думал, напрасно тружусь я, попусту, тщетно силы трачу… Но есть у Господа для меня справедливость — есть мне награда — от Бога моего!» (Ис. 49, 4). Господь ободряет его и обещает расширить границы его миссии: «говорит Он: „Сверх того, что ты — раб Мой, что ты возродишь племена Иакова, приведешь назад остаток Израиля, — Я также сделаю тебя светом для всех народов, чтобы спасенье, ниспосланное Мною, края земли достигло!“» (49, 6). Текст имеет явное литературное сходство с рассказом о призвании пророка Иеремии (Иер. 1): в обоих рассказах присутствует мотив избрания пророка от чрева матери (ср. Ис. 49, 1 и Иер. 1, 5), а также подчеркивается, что миссия пророка имеет вселенский характер (ср. Ис. 49, 6 и Иер. 1, 5. 10). Изучая сочинения Второисайи, можно прийти к выводу о том, что он проповедовал сынам израилевым об исходе из вавилонского плена и возвращении в Землю обетованную. Но сложно представить, в чем именно заключалась его миссия к язычникам, о которой говорится в Ис. 49, 6. Вполне возможно, что пророк с определенной поры стал пытаться обращать язычников в яхвизм. Либо имелась в виду политическая проповедь Второисайи, сулящая многим народам, находящимся в вавилонском плену, освобождение.

img277.jpg 
Примерная хронология составления Книги Исаии

Вавилония, Палестина…
Начиная с 49‑й главы меняется тематика пророчеств Второисайи. Если в Ис. 40-48 говорится о Вавилоне и персидском царе Кире, в последующих главах речь заходит о Сионе и Иерусалиме. Большинство ученых считает, что Второисайя неплохо знал вавилонские реалии и политическую обстановку, и делает вывод, что он жил в Вавилоне. Тем не менее, некоторые исследователи объясняют смену тематики его сочинений тем обстоятельством, что пророк впоследствии переселился в Палестину. Если принять эту гипотезу, получается, что в Ис. 40-48 собраны речи Второисайи вавилонского периода, а в 49-55 главах — пророчества, сделанные им в Земле обетованной после возвращения из Вавилона.

Из отрывков 50, 4-10 мы узнаем о том, что пророк испытал гонения. «Подставил я спину бьющим, позволил мою бороду рвать, лица не прятал от оскорблений и плевков», — написано от первого лица в Ис. 50, 6. Поскольку в тексте используется юридическая лексика (50, 8), можно предположить, что преследование имело судебный характер. Пророк ободряет себя упованием на Господа: «Владыка Господь помогает мне, и поэтому не коснулось меня бесчестье. Лицо мое — как кремень: я знаю, что не изведаю позора» (50, 7). Он предсказывает свою победу и посрамление врагов: «Владыка Господь помогает мне — кто сможет в чем-то меня обвинить? Как одежда, износятся все они, их съест моль» (50, 9). Текст обнаруживает тематическое, языковое и стилистическое сходство с так называемыми «исповеданиями Иеремии» (Иер. 11, 18-20; 15, 15-18; 18, 19-23; 20, 7-12). Мы не знаем, кто были противники Второисайи и за что он подвергся гонениям. Некоторые ученые полагают, что его врагами были либо соплеменники, которых пугала антивавилонская деятельность пророка, либо сами вавилоняне. Отметим, что в тексте описывается также способ получения пророком откровения: Бог пробуждает его утром, открывая ухо, чтобы он слушал, как слушают и внимают ученики (50, 4).

13.jpg

Конец жизни
По мнению многих ученых, текст Ис. 52, 13-53, 12 рассказывает о смерти пророка и был написан его учениками. Впервые данную гипотезу выдвинул выдающийся норвежский библеист Зигмунд Мовинкель в 1921 году. Впоследствии она обрела многих сторонников. Если принять подобную точку зрения, тема страданий пророка, которая появляется в Ис. 50, 4-10, в этом отрывке достигает своей кульминации. «Он был презираем, отвергнут всеми — человек, познавший страданья, изведавший боль. От такого отворачиваются люди — его презирали. Ни во что не ставили мы его», — говорится в Ис. 53, 3. Данный текст указывает на то, что пророк продолжал подвергаться преследованиям. Гонения, вероятно, закончились насильственной смертью: «Был он схвачен, под суд отдан… Кто о судьбе его размышляет? От земли живых он был отторгнут, пал на него удар за грехи моего народа» (Ис. 53, 8). При этом ученики интерпретировали его мучения и смерть как жертву умилостивления за грехи народа (53, 10). О сути конфликта, результатом которого стала смерть Второисайи, можно только гадать.

В пользу «биографической гипотезы» Мовинкеля говорят несколько доводов. Во‑первых, главным действующим лицом данного фрагмента является некий Раб Господень. В некоторых текстах Второисайи таким именем называется сам пророк (Ис. 44, 26; 49, 1-6; 50, 4-10). Во‑вторых, текст содержит несколько выражений, заимствованных из книги Иеремии (ср. Ис. 53, 7-8 и Иер. 11, 19). При этом данные выражения («отторгнуть от земли живых», «агнец, ведомый на заклание») используются в ней для описания бедствий, постигших пророка Иеремию. Будет резонным предположить, что и в тексте 53‑й главы Исаии они применяются для обозначения страданий пророка. Тем не менее, при интерпретации последних стихов отрывка возникают некоторые сложности. Как, например, понять фразу «…узрит он потомство свое, будет жить долго и волю Господа сумеет исполнить. После бедствий он узрит свет и насытится…» (53, 10-11)? Ученые предлагали различные объяснения. По мнению одних исследователей, ученики ожидали воскресения пророка. Другие экзегеты поняли эти слова иносказательно (воля Господня будет твориться через учеников пророка). Третьи предлагали интерпретировать иносказательно слова о смерти пророка (пророк был близок к смерти, но не умер). Некоторые допускали, что последние стихи отрывка являются позднейшим дополнением и относятся, в отличие от основной части текста, к народу Израиля. Вероятно, окончательный ответ при нынешнем состоянии источников дать невозможно, поскольку мы достоверно не знаем, какой была судьба текста в ранний период его трансмиссии (самая древняя сохранившаяся рукопись датируется II веком до Р. Х.). Отметим, что существуют и другие гипотезы, иначе объясняющие содержание отрывка Ис. 52, 13-53, 12: «коллективная» (Раб Господень — аллегория народа Израиля), «мессианская» (Раб — Мессия), которая преобладает в христианских толкованиях и пр.

15.jpg

Прощение вместо суда
Если наши знания о жизни пророка, которого принято называть именем «Второисайя», носят лишь гипотетический характер, содержание его проповеди известно нам значительно лучше, поскольку в нашем распоряжении есть тексты Ис. 40–55. Тем не менее, при их интерпретации возникают схожие проблемы: достоверно не известно, какие именно тексты принадлежат самому пророку, какие — его ученикам или же позднейшим редакторам.

Главной темой проповеди Второисайи была, несомненно, весть о Божественном прощении: «Утешайте же, утешайте Мой народ! — велит Бог ваш. — Ласково говорите с Иерусалимом, возвестите ему, что отбыл он свою повинность, что искуплена его вина. Получил он от Господа двойное воздаянье за все свои грехи», — такими словами начинается пролог к собранию его текстов (40, 1-2). В корпусе Ис. 40-55 практически отсутствуют пассажи обличительного характера, а также предсказания суда и гибели, обращенные к Израилю. Таким образом, проповедь Второисайи образует антитезу пророчествам допленных пророков — Иеремии и Иезекииля, для которых тема суда была основной. При этом Второисайя не оспаривает постулат, согласно которому вавилонский плен был наказанием за грехи Израиля. Он провозглашает весть о том, что грехи прощаются и Бог больше не гневается на Свой народ. «Я, Я Сам, ради Себя Самого, заглажу твою вину — непокорность твою, грехов твоих больше не вспомню», — говорится в Ис. 43, 25.

Политические последствия
Поскольку наказание имело политический характер (Израиль и Иудея были лишены собственной государственности и уведены в плен), весть о прощении также должна была иметь политические последствия. Второисайя провозглашает конец вавилонского плена. При этом, зная политическую обстановку, сложившуюся на Ближнем Востоке, он делает ставку на персидского царя Кира, являвшегося серьезным соперником Вавилона (годы правления: 559-530 до Р. Х.). Второисайя неоднократно предсказывает триумф Кира (41, 2-5. 25; 44, 25-45, 17; 46, 11) и даже называет его словом «Помазанник», которым, согласно иудейской традиции, обозначались иудейские и израильские цари: «Так говорит Господь Своему Помазаннику, Киру (Я держу его за руку, подчиняю ему народы, с царей облаченье срываю, распахиваю перед ним все двери, и ворота не остановят его): „Я Сам пойду перед тобою, горы превращу в равнину, разобью бронзовые двери, засовы железные сломаю, отдам тебе сокровища, скрытые во тьме, спрятанные богатства, — чтобы ты понял: это Я, Господь, призываю тебя по имени, Я, Бог Израиля!..“» (Ис. 45, 1-3). Пророк ожидает, что Кир сокрушит Вавилон (48, 14-15) и отпустит «узников», то есть иудеев, находящихся в вавилонском плену (45, 13), затем прикажет отстроить Иерусалим и другие города Иудеи, а также восстановить иерусалимский храм (44, 26-28; 45, 13).

В главах 46-47 книги яркими красками описывается падение Вавилона. В частности, рассказывается, как статуи главных вавилонских богов Мардука (Бела) и Набу увозятся неприятелем на чужбину: «Пригнулся Бел, Набу склонился — на вьючных животных погружены их изваянья. Раньше носили их вы, теперь они — ноша усталого скота. Склонились, пригнулись они все, не смогли эту ношу спасти, сами в плен пошли» (46, 1-2). Подобное описание противоречит рассказу так называемого Цилиндра Кира, согласно которому взятие Киром Вавилона в 539 году до Р. Х. прошло относительно мирно, а сам Кир, вступив в Вавилон, был провозглашен избранником бога Мардука. Существует несколько точек зрения относительно того, когда появились тексты Ис. 46-47. Некоторые ученые полагают, что они были написаны до 539 года, то есть являлись предсказанием падения Вавилона, сбывшимся лишь отчасти. Другие склоняется к датировке после 539 года, объясняя расхождения между «Цилиндром Кира» и словами, записанными в Ис. 46, тенденциозностью обоих источников. Некоторые исследователи считают, что библейский текст написан еще позже и является свидетельством взятия Вавилона персидским царем Дарием в 520 или 519 году до Р. Х. или же царем Ксерксом I в 484 году до Р. Х. Таким образом, тексты о падении Вавилона, хотя и отражают идеи Второисайи, могут относиться и к более позднему времени.

Всеобъемлющий исход
Второисайя не только сообщает иудеям о великих делах, совершаемых Господом, но и их самих побуждает к активным действиям. Членов вавилонской диаспоры он увещевает переселиться в Землю обетованную: «Уходите из Вавилона, бегите из Халдеи! Радостным криком возвещайте, провозглашайте, несите эту весть до края земли, говорите: „Господь даровал избавленье рабу Своему, Иакову!“» (Ис. 48, 20). Причем, по всей видимости, пророк предполагал, что дело не органичится переселением вавилонских иудеев. Исход должен приобрести поистине вселенские масштабы: в Землю обетованную вернутся все сыны израилевы, оказавшиеся на чужбине. «Не бойся, ведь Я с тобою! С востока детей твоих приведу, с запада заберу тебя. Скажу Я северу: „Отдай их!“ Югу скажу: „Не удерживай их!“ Приведите Моих сыновей издалека, приведите от края земли дочерей Моих» (43, 5-6). Отметим, что концепция «всеобъемлющего исхода» роднит тексты Второисайи с Книгой Бытия, в которой описываются многочисленные «исходы» из Месопотамии и Египта в Палестину, совершаемые праотцами.

Наконец, в Ис. 49-55 пророк предсказывает восстановление Иерусалима во всей его славе: «Пробудись, пробудись, облачись в свою мощь, о Сион! Облачись в одежды твоей славы, город святой, Иерусалим! Ни один необрезанный и нечистый не ступит больше на улицы твои. Стряхни с себя прах, поднимись, пленный Иерусалим! Пали цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона!» (52, 1-2). Поскольку в еврейском языке все названия городов и стран являются именами женского рода (в том числе Иерусалим и Вавилон), текст изобилует женскими образами. Судьба Иерусалима противопоставлена судьбе Вавилона: дочь Вавилона будет унижена и посрамлена (47, 1-3), а дочь Сиона, наоборот, возвеселится и посрамлена не будет (54, 4). Иерусалим сравнивается с отверженной женой, которая вновь возвращается к своему супругу. Супругом же является Господь (54, 4-6).

Тексты Второисайи, без сомнения, оказали сильнейшее влияние на развитие христианского богословия. Не случайно они многократно цитируются новозаветными авторами. Весть о Божественном прощении, провозглашенная этим пророком, предвосхитила христианское благовестие. Отрывки, имеющие, по всей видимости, биографический характер, с давних пор трактовались в Церкви как пророчества об Иисусе Христе (сравните, например, 1 Петр 2, 21-25 и Ис. 53). Поэтому можно сказать, что и сама жизнь этого безымянного пророка имеет для христиан прообразовательное значение. 

Кирилл Битнер
иллюстрации: Олеся Гонсеровская



Некоторые говорят, что пророки пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом… Но свет не производит слепоты, а напротив того, возбуждает данную от природы силу зрения. И Дух не производит в душах омрачения, а напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного. Посему нет невероятного, что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, приводит разум в слитность, но нечестиво говорить, что то же самое действие производит присутствие Божия Духа.

Святитель Василий Великий. Толкование на Книгу пророка Исаии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Lingua Sacra"

5 октября, суббота
rss

№ 4 (апрель) 2013

Обложка

Тема номера:Храмы в больницах

Статьи номера

ПРАЗДНИК
28 апреля — Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий
14 апреля — день памяти преподобного Варсонофия Оптинского (†1913)
АКТУАЛЬНО
Роддом для вечности
Александр Сокуров: «Что в основе? Заповеди»
Что такое лавра?
ПОДРОБНО
/ От редакции / Зачем Церкви больница?
/ Взгляд / «Помолитесь обо мне»
/ Взгляд / Жизнь ради другого
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Неизвестный пророк
/ Имена / Великой странствующей душе
/ Умный разговор / «Мой перевод звучит как набат»
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Георгий Якимов
/ Ленинградский мартиролог / Протоиерей Алексий Кибардин
/ Дошкольное богословие / В ожидании Чуда
/ По душам / Анастасия Мельникова: «Меня питают Церковь и Маня»
/ Приход / ХРАМ Благовещения Пресвятой Богородицы на Пискаревке
/ Служение / Храм на «Логосе»
/ Служение / «Слово» на телевидении
/ Из окна в Европу / Гостеприимная Болгария
/ Из окна в Европу / Болгарская мозаика
/ Место жительства - Петербург / За цельностью – к звездам
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Священник, композитор, дирижер
/ День седьмой / Великопостные концерты: премьеры и открытия апреля
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
"Домик Романовых" в Феодоровском соборе
Это все-таки наша жизнь
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Календарь с сюрпризами