Неизвестная община
Есть в Петербурге храмы знаменитые, есть более скромные, есть совсем маленькие, а есть такие, о существовании которых горожане даже не подозревают. И дело вовсе не в размерах храма или его удаленности. Например, Михайловский дворец — шедевр Карла Росси, расположенный в самом центре города, ежегодно принимает миллионы туристов. Однако церковь Архистратига Михаила, что находится во дворце, известна разве что историкам и краеведам.
Раздел: Приход
В восточном крыле Михайловского замка расположена «церковная» лестница, ведущая на верхний этаж. Постороннему путь туда закрыт: домовая церковь потому так и называется, что молятся в ней исключительно хозяева. А хозяева Михайловского дворца великий князь Михаил Павлович и великая княгиня Елена Павловна уже с утра на службе, стоят пред образами. Взирают на них с мраморного иконостаса лики Спасителя, Божией Матери, Архистратига Михаила, Александра Невского, пророка Моисея и первосвященника Аарона, Николая Чудотворца и князя Владимира. Над Царскими вратами, что устроены в виде большого креста с изображениями Благовещения и четырех евангелистов, находится «Тайная вечеря». Вверху алтаря возвышается икона Нерукотворного образа Спасителя.
Через стеклянный шатровый купол в центре храма льется на великого князя и княгиню белесый утренний свет. Плывут над куполом клочковатые серые облака, птицы проносятся. День сегодня студеный, пасмурный, особенный день — 8 ноября, почитание Архистратига Михаила, небесного покровителя великого князя.
По случаю престольного праздника причт церкви в голубых облачениях, символизирующих небесные силы бесплотные. Символичен и голубой цвет колонн, расположенных по периметру церковной залы. Колонны вкупе с верхним освещением придают церкви вид раннехристианской базилики. И если бы не хмурое петербургское небо, что виднеется сквозь купол, можно было бы мысленно перенестись в византийские времена на солнечный берег Средиземного моря или в оливковую рощу на горном склоне.
Великий князь истово молится. Сразу после службы он отбудет на военные учения, чтобы командовать вверенными ему частями в гвардии и армии. Михаил Павлович — генерал-фельдцейхмейстер (начальник артиллерии), инспектор военно-учебных заведений, главнокомандующий гвардейских гренадер.
Рядом внимает священнику супруга великого князя — принцесса Вюртембергская Шарлотта, а ныне, после обряда миропомазания, великая княгиня Елена Павловна. Их бракосочетание состоялось 8 февраля 1824 года. В этот день молодоженам были преподнесены иконы Спасителя и Божией Матери работы Владимира Боровиковского. Иконы находятся в центре церкви на резных аналоях с изображениями херувимов по углам.
На богослужении присутствуют три их дочери — Екатерина, Елизавета, Мария. Последняя, так и не побывав замужем, умрет в 21 год от чахотки. Елизавета в 18 лет скончается при родах. И лишь Екатерине предстоит долгий жизненный путь, после замужества с герцогом Георгием Мекленбург-Стрелицким она станет полноправной хозяйкой Михайловского дворца.
Великая княгиня Елена Павловна тяжело перенесет потерю мужа, скончавшегося в 1849 году. Желая уединения, она перестанет пользоваться храмом Архистратига Михаила и устроит на своей половине дворца небольшую церковь, которую освятят 18 декабря 1851 года во имя святой Елены. Однако в Михайловской церкви богослужения не прекратятся: приход велик, одних придворных служителей не менее шестисот человек. Здесь будут венчаться фрейлины великокняжеского и царского дворов.
В 1890-х годах во дворце будет создан Русский музей императора Александра III. Тогда же архитектор Василий Свиньин отремонтирует церковь, частично изменив роспись стен и потолка, и она начнет пополняться музейными экспонатами…
Но это впереди, и семья великого князя не догадывается ни о своей судьбе, ни о судьбе храма. Готовясь к дальней поездке, Михаил Павлович прислушивается к пению певчих Измайловского полка, которые славятся своими голосами, прислушивается к словам священника, что гулко разносятся под сводами. Может быть, удастся заглянуть в будущее?..
***
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», — вновь звучит под сводами Михайловского храма. Служит настоятель иерей Олег Скобля. В церкви темно, потому что электричество еще не провели, и лишь мерцают свечи. Поскрипывает под ногами недавно настеленный пол; тот же серый петербургский свет проникает через купол, с которого сняли брезент и застеклили; с иконостаса взирают прекрасные лики, открывшиеся после того, как убрали приклеенный сверху крафт; синеют в темноте колонны, и никогда не догадаешься, что одну из них пришлось заменить, настолько пострадала она от протечек.
На дворе 1997 год. Первая Божественная литургия после 1918 года. Когда церковь была закрыта, в ней располагалось музейное фондохранилище; Царские врата и образа были сняты и находились в фонде живописи; все, что содержало драгоценные камни, золото, бриллианты, изъяли и отправили в Госхран. Пожалуй, это была единственная, но существенная потеря.
Капитальный ремонт, сделанный в 1994–1995 годах финской строительной фирмой, оказался не последним. В 1998–2002 годах петербургские реставраторы расчистили росписи иконостаса, восстановили искусственный мрамор на колоннах и пилястрах, а также росписи стен и потолка. Работы, прервались в связи с подготовкой к 300-летию Санкт-Петербурга, но потом возобновились. Теперь, после завершения реставрации, храм Архистратига Михаила являет собой уникальный пример петербургского храма, полностью сохранившего свое первоначальное убранство.
Здесь можно было бы поставить точку, но тогда оставался бы неясным вопрос, как произошло такое чудесное превращение? А может, это сон, пригрезившийся на походной койке великому князю Михаилу Павловичу?..
Снилось ему, будто в марте 1993 года возник в Петербурге новый приход во имя Архистратига Михаила, и состоял приход из сотрудников Русского музея. Персонажи, как обычно бывает во сне, обладали редкими качествами: силой духа, убежденностью, несокрушимой верой. Музейные работники, люди небогатые, вкладывали собственные средства в возрождение церкви. Престол и жертвенник, подсвечники и бра, лампады и купольный бронзовый крест — вот далеко не полный перечень сделанного на их пожертвования. Каждый день они читали псалтырь, по понедельникам — акафист Архангелу Михаилу. Раз в месяц служились молебны о здравии и панихиды. По четвергам устраивались спевки любительского хора. А еще они собирались открыть приходскую библиотеку, где каждый мог бы найти для себя как художественные, так и религиозные книги.
К счастью, это не было сном великого князя. Людей, более настоящих, чем прихожане храма при Русском музее, и представить себе трудно. Вот некоторые из них… Председатель Приходского совета Григорий Наумович Голдовский, который на прямой вопрос: «Вы кто?», — отвечает: «Раб Божий». Его заместитель Светлана Викторовна Римская-Корсакова, будучи инициатором создания прихода, винит себя в нерадении. Историк Зоя Александровна Перскевич и церковный казначей Елена Игоревна Столбова сетуют, что пока не удается вернуть в храм паникадило, находящееся в фондах музея.
Есть в приходе одна интересная особенность: подобно музейному хранителю, в церкви при музее имеется хранитель церковный. Эту должность занимает Алексей Николаевич Гостинцев, знающий свое хозяйство «до последнего винтика»…
Все они истинно петербургские интеллигенты с особой манерой говорить, держать себя, с особым взглядом на мир. Их пастырь должен быть им под стать, за другим они просто не пойдут. Именно таков настоятель храма отец Олег. В нем сразу угадывается человек с тонкой душой и крепкой волей. Впрочем, надо остановиться, потому что русский интеллигент никогда не любил славословий в свой адрес.
***
Если выйти на площадь Искусств и повернуться лицом к Михайловскому дворцу, то справа будет ясно виден золоченый крест. Там, среди суеты Русского музея, есть тихое место — бывшая домовая церковь великого князя, а ныне православный приход, созданный радением музейных сотрудников. Всех их объединила вера в Бога, и вместе они — община.
Через стеклянный шатровый купол в центре храма льется на великого князя и княгиню белесый утренний свет. Плывут над куполом клочковатые серые облака, птицы проносятся. День сегодня студеный, пасмурный, особенный день — 8 ноября, почитание Архистратига Михаила, небесного покровителя великого князя.
По случаю престольного праздника причт церкви в голубых облачениях, символизирующих небесные силы бесплотные. Символичен и голубой цвет колонн, расположенных по периметру церковной залы. Колонны вкупе с верхним освещением придают церкви вид раннехристианской базилики. И если бы не хмурое петербургское небо, что виднеется сквозь купол, можно было бы мысленно перенестись в византийские времена на солнечный берег Средиземного моря или в оливковую рощу на горном склоне.
Великий князь истово молится. Сразу после службы он отбудет на военные учения, чтобы командовать вверенными ему частями в гвардии и армии. Михаил Павлович — генерал-фельдцейхмейстер (начальник артиллерии), инспектор военно-учебных заведений, главнокомандующий гвардейских гренадер.
Рядом внимает священнику супруга великого князя — принцесса Вюртембергская Шарлотта, а ныне, после обряда миропомазания, великая княгиня Елена Павловна. Их бракосочетание состоялось 8 февраля 1824 года. В этот день молодоженам были преподнесены иконы Спасителя и Божией Матери работы Владимира Боровиковского. Иконы находятся в центре церкви на резных аналоях с изображениями херувимов по углам.
На богослужении присутствуют три их дочери — Екатерина, Елизавета, Мария. Последняя, так и не побывав замужем, умрет в 21 год от чахотки. Елизавета в 18 лет скончается при родах. И лишь Екатерине предстоит долгий жизненный путь, после замужества с герцогом Георгием Мекленбург-Стрелицким она станет полноправной хозяйкой Михайловского дворца.
Великая княгиня Елена Павловна тяжело перенесет потерю мужа, скончавшегося в 1849 году. Желая уединения, она перестанет пользоваться храмом Архистратига Михаила и устроит на своей половине дворца небольшую церковь, которую освятят 18 декабря 1851 года во имя святой Елены. Однако в Михайловской церкви богослужения не прекратятся: приход велик, одних придворных служителей не менее шестисот человек. Здесь будут венчаться фрейлины великокняжеского и царского дворов.
В 1890-х годах во дворце будет создан Русский музей императора Александра III. Тогда же архитектор Василий Свиньин отремонтирует церковь, частично изменив роспись стен и потолка, и она начнет пополняться музейными экспонатами…
Но это впереди, и семья великого князя не догадывается ни о своей судьбе, ни о судьбе храма. Готовясь к дальней поездке, Михаил Павлович прислушивается к пению певчих Измайловского полка, которые славятся своими голосами, прислушивается к словам священника, что гулко разносятся под сводами. Может быть, удастся заглянуть в будущее?..
***
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», — вновь звучит под сводами Михайловского храма. Служит настоятель иерей Олег Скобля. В церкви темно, потому что электричество еще не провели, и лишь мерцают свечи. Поскрипывает под ногами недавно настеленный пол; тот же серый петербургский свет проникает через купол, с которого сняли брезент и застеклили; с иконостаса взирают прекрасные лики, открывшиеся после того, как убрали приклеенный сверху крафт; синеют в темноте колонны, и никогда не догадаешься, что одну из них пришлось заменить, настолько пострадала она от протечек.
На дворе 1997 год. Первая Божественная литургия после 1918 года. Когда церковь была закрыта, в ней располагалось музейное фондохранилище; Царские врата и образа были сняты и находились в фонде живописи; все, что содержало драгоценные камни, золото, бриллианты, изъяли и отправили в Госхран. Пожалуй, это была единственная, но существенная потеря.
Капитальный ремонт, сделанный в 1994–1995 годах финской строительной фирмой, оказался не последним. В 1998–2002 годах петербургские реставраторы расчистили росписи иконостаса, восстановили искусственный мрамор на колоннах и пилястрах, а также росписи стен и потолка. Работы, прервались в связи с подготовкой к 300-летию Санкт-Петербурга, но потом возобновились. Теперь, после завершения реставрации, храм Архистратига Михаила являет собой уникальный пример петербургского храма, полностью сохранившего свое первоначальное убранство.
Здесь можно было бы поставить точку, но тогда оставался бы неясным вопрос, как произошло такое чудесное превращение? А может, это сон, пригрезившийся на походной койке великому князю Михаилу Павловичу?..
Снилось ему, будто в марте 1993 года возник в Петербурге новый приход во имя Архистратига Михаила, и состоял приход из сотрудников Русского музея. Персонажи, как обычно бывает во сне, обладали редкими качествами: силой духа, убежденностью, несокрушимой верой. Музейные работники, люди небогатые, вкладывали собственные средства в возрождение церкви. Престол и жертвенник, подсвечники и бра, лампады и купольный бронзовый крест — вот далеко не полный перечень сделанного на их пожертвования. Каждый день они читали псалтырь, по понедельникам — акафист Архангелу Михаилу. Раз в месяц служились молебны о здравии и панихиды. По четвергам устраивались спевки любительского хора. А еще они собирались открыть приходскую библиотеку, где каждый мог бы найти для себя как художественные, так и религиозные книги.
К счастью, это не было сном великого князя. Людей, более настоящих, чем прихожане храма при Русском музее, и представить себе трудно. Вот некоторые из них… Председатель Приходского совета Григорий Наумович Голдовский, который на прямой вопрос: «Вы кто?», — отвечает: «Раб Божий». Его заместитель Светлана Викторовна Римская-Корсакова, будучи инициатором создания прихода, винит себя в нерадении. Историк Зоя Александровна Перскевич и церковный казначей Елена Игоревна Столбова сетуют, что пока не удается вернуть в храм паникадило, находящееся в фондах музея.
Есть в приходе одна интересная особенность: подобно музейному хранителю, в церкви при музее имеется хранитель церковный. Эту должность занимает Алексей Николаевич Гостинцев, знающий свое хозяйство «до последнего винтика»…
Все они истинно петербургские интеллигенты с особой манерой говорить, держать себя, с особым взглядом на мир. Их пастырь должен быть им под стать, за другим они просто не пойдут. Именно таков настоятель храма отец Олег. В нем сразу угадывается человек с тонкой душой и крепкой волей. Впрочем, надо остановиться, потому что русский интеллигент никогда не любил славословий в свой адрес.
***
Если выйти на площадь Искусств и повернуться лицом к Михайловскому дворцу, то справа будет ясно виден золоченый крест. Там, среди суеты Русского музея, есть тихое место — бывшая домовая церковь великого князя, а ныне православный приход, созданный радением музейных сотрудников. Всех их объединила вера в Бога, и вместе они — община.