Не заключенные, а воспитанники

Систему исполнения наказаний по старинке называют исправительной, хотя человечество давно поняло, что она никого не исправляет. Особенно неблаготворно тюремные порядки воздействуют на юную неокрепшую личность: подавляющее большинство подростков, прошедших через колонию, становятся закоренелыми преступниками. В Центр святителя Василия Великого, работающий в нашем городе без малого двадцать лет, попадают подростки, совершившие преступление; к прохождению курса реабилитации их приговаривает суд. Здесь, в отличие от тюрьмы, не «ломают» человека, а наоборот — работают над раскрытием его потенциала. И результат впечатляет: только 20% бывших воспитанников Центра совершают правонарушения повторно. 
Журнал: № 09 (сентябрь) 2022Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 28 сентября 2022

Не после колонии, а вместо

Один из основателей центра настоятель храма святой Анастасии Узорешительницы протоиерей Александр Степанов рассказал, что в 1995 году стал настоятелем храма при детской колонии и уже тогда убедился, что результат пребывания подростков в так называемых исправительных учреждениях — обратный. Поначалу у него возникла идея создать реабилитационный центр для подростков, отбывших срок, благотворители помогли приобрести помещение, но опыт был неудачным. А что если сделать так, чтобы юноши вообще не попадали в колонию, где их психике наносится очевидный и чаще всего непоправимый ущерб, то есть помещать подростков на реабилитацию не после колонии, а вместо неё? Это стало возможно благодаря помощи Николая Шилова, тогдашнего председателя Василеостровского районного суда. В 2004 году он впервые вынес приговор в отношении несовершеннолетнего, в котором подростку вменялось в обязанность пройти курс социальной реабилитации в Центре святителя Василия Великого. Именно Николай Кириллович, будучи специалистом в области ювенальной юстиции, предложил работать с условно осужденными несовершеннолетними, так как эта группа наименее вовлечена во всевозможные государственные программы, к тому же среди условно осужденных подростков очень высокий уровень рецидива.

Задача сотрудников центра — сделать жизнь воспитанников интересной
Задача сотрудников центра — сделать жизнь воспитанников интересной

Почему центр носит имя святителя Василия Великого? Название предложил отец Александр: святой известен прежде всего как богослов, но именно он первым заявил, что Церковь должна помогать нуждающимся. Специалисты разработали программу реабилитации, рассчитанную на сто дней.

— Отец Александр много лет назад увидел во мне потенциал, — рассказала бессменный руководитель центра Юлиана Никитина. — По роду деятельности я была от этого далека, но впоследствии получила профильное образование.

   Отец Александр уточнил, что выбрал Юлиану Владимировну как творческого человека, кроме того, важным был факт, что она смогла правильно выстроить отношения с собственными тремя детьми.

— При организации жизни ребят мы учитывали негативные факторы, бытующие в колонии, и твердо решили, что у нас ничего подобного быть не должно, — продолжает отец Александр. — Самое ужасное в пенитенциарной системе — что административные функции начальство учреждения передает заключенным: «сильные» властвуют над «слабыми», требуют полного подчинения, вершат «суд». Мы решили строго подавлять возникновение иерархии среди воспитанников, никого не выделяя: у сотрудников нет «любимчиков». Основная задача — создать поток жизни, отличный от того, к которому подростки привыкли. Необходимо ограничить круг общения, отсюда — требование стационара. Ребята посещают музеи, театры, занимаются развивающей деятельностью. Волонтеры помогают им делать уроки, занимаются с ними спортом: это и наши прихожане, и другие люди, в основном студенты.

Вопрос с обучением в школе решается индивидуально. Воспитанник мог несколько лет вообще не посещать школу — конечно, в этом случае более приемлем дистанционный вариант. Есть среди ребят и такие, которых никакая школа не возьмет. Первое время воспитанники находятся на карантине, то есть вообще никуда не выходят. Потом могут ездить в школу вместе с соцработником и брать задания на дом. Если сформировался определенный уровень доверия к ребенку (понятно, что это бывает не на начальных этапах реабилитации), он может самостоятельно ездить на занятия, но у сотрудников центра налажен контакт с администрациями школ: им сообщают, во сколько воспитанник пришел, когда ушел.

Юлиана Никитина рассказала, что соседи по дому сначала негативно отнеслись к тому, что во дворе появился центр для трудных подростков, писали жалобы, но потом поняли, что от такого соседства — только плюсы. Раньше двор был грязный, неухоженный, а теперь его благоустроили настолько, что люди специально приходят сюда фотографироваться. Сначала хотели поставить во дворе обычный стул или скамейку, но потом решили, что необходимо нечто оригинальное и, по правде говоря, не слишком легко доступное. Когда при реконструкции одного из соседних домов случайно удалось «поживиться» бревнами, решено было сделать из них гигантский стул. Желающим залезть на него — сфотографироваться или просто так — предоставляют лестницу.

информация

Центр святителя Василия Великого — единственная в России организация, где молодые правонарушители находятся в режиме круглосуточного проживания. Это — альтернатива тюремному заключению. Подростки 14–19 лет приходят сюда по приговору районных судов Санкт-Петербурга с возложением обязательства пройти курс реабилитации. За 18 лет работы курс реабилитации в центре прошли 400 человек. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Мария Львова-Белова предложила сделать Центр святителя Василия Великого федеральной площадкой для реализации программы «Подростки России». 

Настроить к добру

Психолог Зинаида Григорова работает в центре с момента его основания и даже раньше:

— Это был 2003 год, я защитила диссертацию «Теория и практика третичной профилактики девиантного поведения в условиях пенитенциарной системы», — рассказывает Зинаида Николаевна. — Название сложное, а по сути речь шла о подростках, совершивших преступление и находящихся в закрытых заведениях. Так что у меня был сформированный научный интерес.

Спрашиваю, действительно ли подросток, попавший в колонию, навсегда потерян для общества.

— Как раз в подростковом возрасте формируются модели поведения, а в колонии ребенок ничего не приобретает, кроме криминального опыта, — объясняет она. — Всегда надо верить в чудеса, они действительно случаются, но проще «поймать» на пути. В прежние времена подростков в колониях было гораздо больше, сейчас их на всю страну меньше тысячи. Это не потому, что они не совершают преступлений, просто законодательство стало к ним более снисходительно. Но потом они вырастают, и тут снисхождение заканчивается: процент взрослых заключенных у нас традиционно высок.

Воспитатели центра
Воспитатели центра

У центра есть два помещения — основное, на 16-й линии Васильевского острова, и дополнительное, на 12-й. Во вторую реабилитационную группу центра входят менее «сложные» ребята. Они живут почти самостоятельно, но под контролем воспитателей. Помещения — уютные, в каждом корпусе есть комната отдыха с телевизором, диванами, картинами на стенах… Подростки, попав в центр, а не в колонию, испытывают облегчение?

— Первое время да, но потом подросток понимает, что приходится отказываться от многого, к чему он привык, и начинает бунтовать. В основном только уже в конце курса дети начинают понимать, что им просто повезло, — делится опытом Зинаида Григорова.

Как бы ни были условия проживания в центре приближены к домашним (хотя и это очень условно, особенно если речь идет о детях из неблагополучных семей), распорядок здесь строгий. Воспитанники обязаны соблюдать режим дня и участвовать во всех мероприятиях. Им не разрешается покидать помещения центра без спросу, хранить медикаменты, пользоваться самостоятельно телефонами и другими гаджетами. Смотреть телевизор можно только вместе с воспитателями — понятно, что они выбирают программы. Строжайше запрещено ругаться матом, драка — это ЧП: в таких случаях вызывают полицию и составляют протокол.

Ребята постигают азы лепки под руководством художника-керамиста Сергея Соринского
Ребята постигают азы лепки под руководством художника-керамиста Сергея Соринского

Все конфликты разбираются, как говорится, до самой сути. В конце дня обязательно проходит «свечка» — что-то вроде посиделок у костра, там обсуждаются события прошедшего дня. Если между воспитанниками произошел конфликт, «свечки», бывает, затягиваются до двух-трех ночи: воспитателям важно проговорить с ребятами ситуацию. Все участники конфликта пишут объяснительные — это тоже часть воспитательного процесса.

— Со стороны может показаться — что за бюрократия! — говорит Зинаида Николаевна. — Но очень важно для воспитанников свои чувства сформулировать, объяснить самому себе, почему возникла конфликтная ситуация, осознать перемену в себе, если она произошла.

Как сотрудники центра направляют энергию ребят в полезное русло?

— Мы просто создаем условия выбора. Раньше у подростка не было особых вариантов, как получить удовольствие. Ну, пить, ну, употреблять наркотики, повышать уровень адреналина, участвуя в противоправных действиях. Здесь моделируются условия, где юноша эти ощущения получает другим образом, и выбор остается за ним. У него появляется опыт радостных переживаний от добрых дел. Поначалу у ребят позиция потребительская, они считают, что им все должны. Когда предлагаешь поучаствовать в каком-нибудь волонтерском проекте, обычно воспринимают это в штыки: «Почему я? Почему бесплатно? Вы не имеете права!» Мы спокойно объясняем, что это обязательное мероприятие, воспитанник не может отказаться, потому что подписал договор. Удивительно каждый раз видеть, как меняется взгляд подростка, когда он получает удовольствие от того, что что-то для кого-то сделал бесплатно.

Есть и другой позитивный опыт — искусство, творчество, спорт. Ребята посещают концерты, театры, музеи, с ними занимаются преподаватели по разным направлениям. В ДК Кирова действует музыкальная студия, где, в числе прочего, воспитанники центра могут научиться читать рэп. Каждый может выбрать занятие по душе: одному ближе петь, другому заниматься лепкой, а вот просто лежать на кровати и ничего не делать — нельзя.

Сотрудники центра за работой
Сотрудники центра за работой

Пока у центра нет возможности организовать проживание для девочек. Они находятся на социальном патронате: приходят в центр, но не живут в нем. Поэтому результаты реабилитации лучше у мальчиков.

— Девочкам тоже назначают условный срок, но это бывает гораздо реже: девочки объективно себя лучше ведут, — объясняет Зинаида Григорова. — Мы стали принимать не только тех, кто получил условный срок, но и просто детей, состоящих на учете в полиции. Есть такие и среди мальчиков, где-то процентов тридцать. Обычно их убеждают родители. Но изначально мотивация у детей невысокая: родители просто объясняют, что если ребенок не придет сюда, то окажется в колонии, куда не хочет никто.

Так, юноша по имени Фёдор рассказал, что его привел в центр отец, видя, что круг общения сына может завести его «не туда». При центре уже три года существует «Кофейня Просто» — это, как следует из названия, просто кафе, куда приходят посетители. Все сотрудники и воспитанники попробовали себя в качестве бариста, и Фёдору эта профессия особенно понравилась, он чаще всего работает именно в кофейне. Есть у него и планы поступления в колледж.

В одной из гостиных
В одной из гостиных


Уважение и дистанция

Центр активно сотрудничает с властными структурами. Юлиана Никитина входит в состав городской и районной комиссий по делам несовершеннолетних.

— Мы взаимодействуем с судьями, социальным и молодежным комитетами, ФСИН, активно сотрудничаем с полицией (прежде всего — с инспекторами по делам несовершеннолетних), наркодиспансером, государственными социальными учреждениями для несовершеннолетних, — рассказывает Зинаида Григорова. — Регулярно приезжают знакомиться с нашим опытом чиновники, сотрудники ФСИН и так далее. Все нас очень хвалят, направляют к нам детей — значит, доверяют?.. При этом регулярного финансирования от государства нет: средства поступают крайне редко и довольно незначительные. Возможно, это связано с тем, что в государственной социальной сфере финансируются проекты, ориентированные на детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а это прежде всего дети-инвалиды и сироты. А подростки в конфликте с законом, насколько мне известно, официально не относятся к этой категории, таким образом, государственное финансирование затруднительно. Всё упирается в необходимость расширения и конкретизации в законодательстве понятия «ребенок в трудной жизненной ситуации».

Юлиана Никитина
Юлиана Никитина

Всё больше распространяются синтетические наркотики, практически все дети, проходящие реабилитацию в центре, состоят на учете у нарколога и психиатра. На вопрос о взаимоотношениях с родителями Юлиана Владимировна ответила, что сотрудники стремятся их наладить. Раньше в основном сюда попадали дети из неблагополучных семей, сейчас больше семей внешне благополучных, но в любом случае причина асоциального поведения подростков — в семье. Конечно, наладить отношения с «благополучными» родителями проще.

— Они более адекватные, понимают всю серьезность ситуации, — говорит Зинаида Николаевна. — Бывает ведь и другое: родители «сдадут» нам ребенка — и надолго исчезают. Они испытывают облегчение, поскольку до этого находились в страшном напряжении. Но, конечно, мы стараемся их «подтягивать», поскольку если с ребенком происходят изменения, они должны происходить и с родителями.

Если один из основателей центра — священник, наверное, всех воспитанников пытаются привести к вере? Оказывается, вовсе нет, это — дело добровольное. Но какие-то познания о вере и Церкви ребята обязательно получают.

— У нас нет задачи непременно воцерковить воспитанников, — объясняет отец Александр. — С церковной жизнью они знакомятся «по касательной»: на летних каникулах во время поездок останавливаются в монастырях, узнают о монашеской жизни. В городе их никто не обязывает ходить в храм. Ну, читают «Отче наш» перед едой, и всё. Если у кого-то возникает желание обратиться к священнику, тогда другое дело.

Участники движения военно-исторической реконструкции познакомили воспитанников с доспехами XV века и приемами боя на мечах
Участники движения военно-исторической реконструкции познакомили воспитанников с доспехами XV века и приемами боя на мечах

Каждое лето воспитанники с частью сотрудников центра отправляются в «Школу странствий» — двухмесячное путешествие по северу России с проживанием в палатках и на монастырских подворьях. Почему останавливаются именно в монастырях? Не только потому, что руководители — православные. Вряд ли где-нибудь еще согласятся принять трудных подростков.

— Изначально ребята не имеют религиозных запросов — мы только можем создать условия для их формирования, — говорит Юлиана Никитина. — Но, пройдя курс реабилитации, они по крайней мере начинают понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Мы идем вслед за ними, учитываем их потребности, уровень развития. После летних поездок в монастыри многие изъявляют желание в воскресенье пойти в храм.

Юлиана Владимировна делится планом организовать при центре домовый храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Она рассказала, что однажды в сложной для учреждения ситуации преподаватели и воспитанники молились им на Соловках, и ситуация разрешилась.

— Думаю, успех нашей деятельности основан на том, что мы честны с ребятами, не пытаемся что-то изображать. Важно дать им тепло и заботу, которой они в обычной жизни могут быть лишены, но не допускать, чтобы воспитанник видел в сотруднике «папу» или «маму», следить, чтобы не привязывался к сотрудникам чрезмерно, — подчеркивает Юлиана Владимировна.

— Нужно испытывать к воспитаннику уважение, но при этом соблюдать дистанцию, — дополняет Зинаида Николаевна. — Это и для сотрудников необходимо: если в каждом подростке растворяться, то выгоришь и долго не протянешь.

Судьбы ребят, прошедших курс реабилитации, отслеживают года три, но и после бывшие воспитанники часто навещают своих наставников. Особенно радуются сотрудники центра, когда повзрослевшие ребята приходят в гости вместе с женами и детьми. Это и есть цель, к которой стремятся в центре, — воспитать встроенных в социум людей, полноценных граждан своей страны.


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"