Не бойтесь отдать себя на волю Божию

Сегодня в миссионерском отделе Санкт-Петербургской епархии многолюдно: проходят занятия по ораторскому мастерству для тех, кто хочет научиться говорить о главном — о Боге, о любви — с самыми разными людьми. Ведет занятия Любовь Серебрякова — театральный режиссер и педагог. Она делится историей своей жизни и рассуждениями о духовном смысле творчества.
Раздел: ПОДРОБНО
Не бойтесь отдать себя  на волю Божию
Журнал: № 3 (март) 2024Автор: Ольга ЛебединскаяФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 14 марта 2024

Двадцать лет и два сына

Всё началось еще в детстве. Люба росла в небольшом городе Сосновый Бор в Ленинградской области. Занималась в театральной студии в местном Доме культуры. И рядовая репетиция для девочки была праздником. Даже если очередь порепетировать до нее самой не доходила. Интереснее всего было просто сидеть в зале и наблюдать, как репетируют другие.
— Не могу точно описать чувство, которое испытывала тогда, — «трепет» подходит более всего.
Казалось, вот она — будущая профессия. Никаких метаний и сомнений. Но жизнь развернула всё по-другому. Девочка выросла, влюбилась, вышла замуж в 18 лет. Муж — военный. Его направили служить в Одесский военный округ. Она поехала с ним. Это был 1981 год. В 1982‑м родился Юрий, в 1983‑м Александр.
Первые два года семья жила в Одессе, и у Любы была возможность учиться. Она закончила педагогическое училище по специальности «воспитатель детского сада». Потом мужа перевели служить на полигон под Бердянск. И Люба захандрила. Дети подрастали. Но выйти на работу, ­как-то себя реализовать у нее не получалось. Да и муж был против: «Все жены военнослужащих сидят дома, и ты сиди». У нее началась депрессия. Писала стихи — пыталась так выразить себя. Но это не очень помогало.


Вспомни, когда ты была счастлива?

К­ак-то к ним на несколько дней приехал Любин старший брат. Увидев, в каком она состоянии, сказал: «Я тебя совсем не узнаю. Надо ­что-то менять. Чем бы ты хотела заниматься, если бы могла всё бросить?» Но как можно всё бросить? Какие мечты, когда дети, и муж против любой работы? «Хорошо, пойдем другим путем, — не сдавался брат. — Вспомни, когда ты была счастлива?
— И я вспомнила. Я бегу в Дом культуры. Впереди идут, взявшись за руки, девушка с юношей. Влюбленные, счастливые. А у меня в голове одна мысль: я их счастливее, потому что бегу на репетицию. «Ну вот! Этим тебе и надо заниматься — театром!» — рецепт от старшего брата был выписан. Легко сказать — «заниматься театром». Люба даже разозлилась на него. Где она, а где театр! Но мысль эта в голову ей запала. Она потихоньку обдумывала, какой может быть первый шаг, чтобы ­как-то приблизить свою мечту. И спустя месяц, с попутной машиной, которая раз в неделю привозила продукты на полигон, доехала до Бердянска. Там купила справочник для поступающих в вузы. И стала готовиться к творческому конкурсу на режиссерское отделение. Втайне от всех. Вряд ли её, жену замполита, маму двоих детей, поняли бы, если бы она с ­кем-то поделилась. Понятие «режиссура» на военном полигоне было аналогично понятию «космос». А на дворе были уже перестроечные времена — 1986 год.


Быть среди «своих»

Люба подгадала ежегодную поездку к родителям в Ленинград ко времени экзаменов в Институте культуры. Но в то лето она не поступила. Зато встретила людей, которым было важно то же, что и ей, — театр. И, один раз прочувствовав, как это — быть среди «своих», она уже не смогла от этого отказаться.
Когда вернулась, всё рассказала мужу. Он поставил ей условие: «или — или». Люба собрала детей и уехала обратно.
— В тот момент мне казалось, что это единственно правильное решение. Если бы я тогда верила в Бога, возможно, всё было бы по-другому. Вообще всё было бы по-другому.
Но про веру, про Бога она тогда и не думала. Религия, православие ассоциировались у нее с «кострами инквизиции».
В Институт культуры Люба поступила только с четвертого раза — в 1992 году. Всё это время работала в театральном коллективе при клубе в Сосновом Бору. И у нее многое получалось, даже без профессионального образования.


Действие — анализ — действие — результат

А на втором курсе она написала работу по психологии творчества. Доказывала, что за три месяца можно из любого человека сделать актера. Так, что он будет естественно и свободно держаться на сцене. Люба просто описала свой практический опыт работы с детьми в театральной студии. Только потом она поняла, что опытным путем вывела систему Станиславского. Но это была не совсем та система, которую преподавали им (конспектирование работ Станиславского без практического проживания). Ведь основной принцип системы — это метод действенного анализа: «Действие — анализ — действие — результат». Постоянное действие, практика. А практики не было в том объеме, который и давал результат.
За год до отъезда из России. Дипломный спектакль «Мэри Поппинс»
За год до отъезда из России. Дипломный спектакль «Мэри Поппинс»

— Если бы Станиславский начал работать с детьми, он бы, наверное, раньше свою систему оформил. А не через 20 лет. С детьми невозможно философствовать — им нужно ставить задачи и сразу действовать.
Любину работу заметил Владимир Львович Дранков — доктор психологических наук, завкафедрой психологии. И даже отправил её коллегам в Москву.
— Владимир Львович сказал тогда: «Вы нашли реальный выход из тупика, в который зашло театральное искусство. Это готовая диссертация, если её правильно оформить и подать. Но делать этого я вам не советую. Вас не поймут. И вам не поверят. Вы всякую уверенность в себе потеряете. Лучше просто работайте по вашей методике, пока у вас не будет своей школы. На этом пути у вас будет еще много открытий».
А еще профессор сказал, что будущее — за любительским театром. Девушка запомнила эти слова на всю жизнь.



1990‑е — время экспериментов

Любе казалось, что она ­наконец-то нашла себя. Любимое дело вдохновляло. Сыновья подрастали. С мужем она развелась. На третьем курсе увлеклась мистикой. В 1990‑е годы в страну хлынул поток эзотерической литературы, многие пытались открыть в себе разного рода способности. Время было интересное, казалось, столько возможностей — границы открыты, свобода. И весь мир ждет только тебя.
В 1997‑м она с новым мужем уезжает в Аргентину. Через полгода забирает туда старшего сына. Младшему нужно восстанавливать свидетельство о рождении, потерянное в Одесской области. И он поехать с ними пока не может. Но в планах — забрать и его тоже.
В Буэнос-­Айресе Люба руководит театром в школе при Российском посольстве. Ей всё интересно — она востребована. Но через полгода её накрывает самая настоящая тоска по Родине. Люба начинает искать «всего русского». Прежде всего русских книг. С собой ведь ничего не взяли, а интернета тогда не было.
— Мне подсказали, что в Буэнос-­Айресе есть семья из старой эмиграции. И у них огромная библиотека. Я написала им письмо с просьбой воспользоваться этой библиотекой. И они пригласили меня к себе.


Креститься? Зачем?

Это знакомство стало поворотным пунктом в Любиной судьбе. Первым шагом на пути к вере. Хотя мама уже давно просила её покреститься. Погиб Любин старший брат — тот самый, который ­когда-то напомнил ей о мечте. Он ушел некрещеным. И мама очень переживала, что не может подавать записки в церкви за упокой его души.
— А я не понимала, почему я должна креститься — ведь я во всё это не верила. Считала, что если маме так легче, пусть она молится. Но мне это не надо. Я и так счастливая, всё у меня хорошо.
Мамины молитвы сработали. Вымолила она у Господа Любино крещение. Но случилось это немного позже.


Русское зарубежье

А пока Люба наслаждалась возможностью читать русские книги из библиотеки Светланы Ивановны и Владимира Дмитриевича Беликовых. История их жизни удивительна. Во время Второй мировой они находились в немецких трудовых лагерях. И их перемещали из одного лагеря в другой. А потом, однажды, посадили на корабль. Куда везут, не сказали.

Оказалось, в Аргентину. Это совпало с окончанием вой­ны. «Красный крест» выдал всем, кого высадили с того корабля, по пять долларов. С напутствием: идите куда хотите. А куда они могли пойти, не имея языка и средств к существованию? Пришли в русский храм. Это был Свято-­Троицкий собор, основанный по указу Александра III.
Светлана Ивановна и Владимир Дмитриевич хоть и прожили бóльшую часть жизни за границей, всегда оставались патриотами России. Принимали активное участие в жизни русской общины. Свою библиотеку они собирали долгие годы.
— Я всегда считала себя образованным человеком. Но когда впервые увидела полки с книгами от пола до потолка, имена неизвестных мне авторов, растерялась.
Светлана Ивановна посоветовала начать с книги Ивана Солоневича «Народная монархия». Название Любу не впечатлило, но отказаться было неудобно. Подумала, что в следующий раз выберет ­что-то сама. Но книга захватила, Люба прочитала её на одном дыхании. Автор — русский мыслитель, политический деятель, создатель борьбы самбо. Больше всего Любу поразило, как точно он спрогнозировал всё, что будет с Советским Союзом — перестройка, стоящие заводы, невыплаты зарплат. И как итог — развал страны. Издана книга была в 1951 году. А написана еще раньше. Так Люба открыла для себя русское зарубежье. Ненасытно читала всё, что ей рекомендовала Светлана Ивановна.
— Я таскала книги рюкзаками. И читала запоем. Не помню даже, как работала. Постепенно мне открылась мощь России в исторической перспективе. И в голове одна мысль: что я тут делаю? Я хочу на Родину.


У Беликовых дома на патио. Вторая слева Светлана Ивановна, рядом с ней в русском сарафане Любовь на 7-м месяце беременности, рядом сын Георгий, Владимир Дмитриевич второй справа
У Беликовых дома на патио. Вторая слева Светлана Ивановна, рядом с ней в русском сарафане Любовь на 7-м месяце беременности, рядом сын Георгий, Владимир Дмитриевич второй справа


Жизнь грешная, а профессия небогоугодная

В то же время Люба, ища «всего русского», попала первый раз в церковь. Ничего еще там не понимая, просто смотрела. Как одеты люди, что они там делают. Даже первый раз в жизни перекрестилась.
Светлана Ивановна стала давать Любе книги святых отцов. Они были ей не очень понятны, особенно язык. Но вот книга диакона Андрея Кураева «Сатанизм для интеллигенции», которая была привезена из Москвы, — другое дело. Легкий, доступный язык. Многое стало ясно с духовных позиций. Затем стали более понятны и святые отцы.
— В ­какой-то момент я поняла, что хочу креститься. Хочу познать, что такое Причастие. А еще я увидела свою жизнь со стороны — грешную жизнь. И профессию — небогоугодную профессию.

Крещение

К тому времени Люба ждала третьего ребенка. Она решила, что это Господь хочет, чтобы она переменила жизнь — сидела дома и исполняла женское предназначение. И надо уйти из мира театра — это будет правильно.
— Я говорила: Господи, если нужно всё оставить, чтобы быть с Тобой, я оставляю всё. Дай мне, пожалуйста, знать, где я тогда могу Тебе послужить? На какой ниве? Потом эти слова ко мне вернулись.
Крестной матерью согласилась стать Светлана Ивановна. Кстати, оказалось, что Константин Сергеевич Станиславский — её двоюродный дед. Это выяснилось случайно, в разговоре. Люба была поражена такому совпадению.
И вот она крестилась. А потом родился Андрей. Воцерковлялась уже с ним на руках. К­акое-то время занималась только малышом, домом, молилась. Неужели это та жизнь, к которой её призывал Господь?

Благословение владыки

А через несколько месяцев позвонила крестная и сказала, что с ней хочет встретиться епископ Буэнос-­Айресский и Южно-­Американский Александр (Милеант). Оказывается, он давно хотел найти для русских эмигрантов объединяющее дело — создать театр при Русском Доме. Но вот только русскоязычного православного режиссера в Буэнос-­Айресе не было. И он молился, чтобы Господь послал в приход такого человека.
— Говорю, как же так? Я читала святых отцов — они все говорят, что театр — небогоугодное дело. Что он несовместим с православной жизнью.
В ответ Люба услышала такие слова: «Важно, в чьих руках театр — в Божиих или в дьявольских. Надо, чтобы обязательно был — в Божиих. И кому, как не вам, профессионалам, пришедшим в православие, заниматься этим делом. Это будет та нива, на которой вы послужите Богу».
— Как услышала слово «нива», сразу поняла, что это ответ Господа на мои молитвы. Я ж всё время это слово в молитвах произносила. И я была так благодарна, что Он не оставил меня домохозяйкой!
Люба получила от владыки письменное благословение на создание Театра русской эмиграции при Русском Доме. А еще владыка сказал, что она обязательно вернется в Россию. И там не должна бросать свое дело.

Возвращение в белые ночи

Всё получилось. Театр был создан, поставлен первый спектакль. Люба засобиралась в Санкт-­Петербург — появилась возможность забрать в Аргентину сына Александра. Полетела она вместе с младшим Андреем. Ему тогда было чуть больше года. Это был июль 2000‑го.
— Когда вышла из самолета в Пулково, в эти белые ночи, у меня было одно желание — упасть на колени и целовать землю. И я стала молиться: Господи, дай мне возможность не уезжать обратно.
Ей неожиданно предлагают работу по специальности. И даже не одну. Чудесным образом решается вопрос с жильем — можно жить в комнате в центре, платя только коммунальные платежи. И Люба остается. Теперь она ведет актерский курс в коммерческом вузе, работает в студенческом театре Санкт-­Петербургского института кино и телевидения. И везде говорит со своими учениками о православии. Но не в открытую, а через вопросы — по системе Станиславского.
— Людей нужно подводить к размышлениям. Никогда нельзя говорить напрямую. Только наводящими вопросами можно заставить размышлять об этих вещах.

Куда Господь ставит нести Слово Божие, там и стой

Параллельно Люба пишет работу на тему «При каких условиях театр может быть не во вред, быть Божиим оружием». И Господь потихоньку направляет её к людям, близким по духу. Православным людям.
Однажды она попадает на встречу с игуменом Тимофеем (Казаковым) из Псковской епархии, приехавшим навестить своих духовных чад. Это строгий, придерживающийся консервативных взглядов человек. И неожиданно она получает от него благословение вести передачу на радио «Мария».
— Когда отец Тимофей спросил меня, чем собираюсь заниматься, даже неловко было говорить о предложении поработать на католическом радио, вести в прямом эфире «Закон Божий» для детей в игровой форме. А он вдруг говорит: не смей отказываться! Куда Господь ставит нести Слово Божие, там и стой. И стой до тех пор, пока тебя не выгонят. А когда выгонят, это тебя вообще не должно волновать. Радуйся.
Так Люба стала вести «православный час» на радио «Мария».

Семья и дети

Но кроме работы была и просто жизнь. Вернулся из Аргентины сын Юрий, он тоже принял там Крещение. Подрастал Андрей. По благословению своего духовника Люба вышла замуж. А вскоре после свадьбы на пожаре погиб брат мужа. У него остался трехлетний ребенок. Так в Любиной семье появился четвертый сын — Антоний.
— Андрейке тогда было шесть лет. И он всё время просил Бога послать ему братика. К каждой детской молитве добавлял эту просьбу. И вот братик у него появился.
Но испытания продолжались. У мужа обнаружили неизлечимое заболевание крови. Вскоре он умер.

Воскресная школа в Сосновом Бору

У сосновоборского храма в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» с настоятелем протоиереем Стефаном Витько. 9 мая 2006 года
У сосновоборского храма в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» с настоятелем протоиереем Стефаном Витько. 9 мая 2006 года
Люба переехала в Сосновый Бор — поближе к родителям. Заболел папа, и за ним надо было ухаживать. Из Института кино и телевидения пришлось уйти. Но она не жаловалась, принимала всё, как есть. Ходила в церковь — собор иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Причащалась, молилась. Особенно ни с кем там не общалась. Однажды к ней подошел священник — иерей Владимир Флавьянов. Спросил, кто она такая. Ходит в церковь, а он о ней ничего не знает. Люба рассказала о себе.
— Он говорит: да что вы! Я как раз молюсь, прошу Бога, чтобы он послал нам театрального режиссера.
Оказалось, что при храме есть воскресная школа. И очень хочется, чтобы с детьми занимался православный человек с профессиональным театральным образованием. Так у Любы появилось новое место работы.
— Мы делали спектакли, которые выделялись на фоне обычных рождественско-­пасхальных постановок. О нас заговорили. Это был уже 2007 год.


Лавра, книга, диссертация
А в следующем году на Пасхальном фестивале в Александро-­Невской лавре жюри особо отметило работу коллектива. Тогда же педагогов воскресных школ собрал протоиерей Александр Зелененко. И задал вопрос: «Что надо всем сделать, чтобы перейти на более высокий качественный уровень?» Когда очередь дошла до нее, Люба сказала, что хорошо бы провести режиссерский ликбез.
Это было сразу после Пасхи, а в августе протоиерей Александр предложил ей написать концепцию занятий для педагогов воскресных школ. Так появился двухгодичный курс «Театральная педагогика». Первый год — теория с практикой в стенах Лавры, а второй — практика на приходах. Итогом первого выпуска курса стала книга «От образа к Образу». 
Ею заинтересовались в РГПУ имени Герцена. Любе посоветовали защитить диссертацию по теме книги. Она решила, что педагогическое образование будет нелишним, и поступила в магистратуру по профилю «Духовно-­нравственное воспитание». Потом защитила диссертацию по теме «Духовно-­нравственный потенциал православной театральной педагогики на уроках литературы».

Экскурсия, подготовленная учениками курсов «Режиссура экскурсионного дела» при миссионерском отделе Санкт-Петербургской епархии. 2018 год
Экскурсия, подготовленная учениками курсов «Режиссура экскурсионного дела» при миссионерском отделе Санкт-Петербургской епархии. 2018 год

Миссионеру важно уметь говорить

Сейчас Люба — уже Любовь Юрьевна, преподает литературу в православной школе имени императора Александра III в Гатчине. Ведет курсы в Лавре. Кроме режиссуры для педагогов появились курсы режиссуры экскурсионного дела. А когда миссионерский отдел возглавил иерей Николай Святченко, он пригласил Любовь Юрьевну познакомиться и спросил, чем её методика может помочь делу миссии.

— Миссионеру важно уметь говорить. За несколько минут донести до человека мысль, что всё в этом мире — Любовь.
Так появились курсы ораторского мастерства для миссионеров. Им уже три года. За девять месяцев происходит удивительное — люди разного возраста, профессий и уровня подготовки начинают говорить так, что их хочется слушать.
Вот так Господь управил жизнь девочки, ­когда-то спешившей на репетицию в театральную студию. Долго-долго убегала она от Него. Даже на другой континент уехала. Но для Бога расстояние — не преграда. Поймал её там Промысл Божий. И она на Него положилась во всем.
— Никогда не надо бояться отдать себя на волю Божию — говорю это всем. Доверяйте Ему. И Он подарит гораздо больше, чем мы можем себе представить. 

Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"