Не числом, а умением
О наиболее интересных положениях недавно принятого документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» мы беседуем с председателем Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, ректором СПбПДАиС епископом Гатчинским Амвросием.
Раздел: АКТУАЛЬНО
Нельзя сказать, что просвещению в нашей Церкви до сих пор уделялось мало внимания, но не хватало системы, которая бы свела воедино разрозненные элементы церковно-образовательного процесса. Недавно принятый документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» призван исправить этот недостаток. О наиболее интересных положениях этого документа мы беседуем с председателем Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, ректором СПбПДАиС епископом Гатчинским Амвросием.
— Насколько катехизация и религиозное образование на приходах должны быть унифицированы? Есть ли смысл накладывать какие-то ограничения на педагогическое творчество?
— Конечно, свобода творчества, в том числе и педагогического, должна существовать. Иначе станет невозможным процесс развития педагогики. Но необходимо задать вектор этого развития: именно его неопределенность привела сегодня к радикальным моментам в церковной миссии, когда в сторону некоторых представителей Церкви люди не хотят даже смотреть, не говоря о том, чтобы обучаться у них. Приведу яркий пример явно противоположных подходов к религиозному образованию, а вернее — к его отсутствию. Это вопрос о принятии или непринятии ИНН, новых паспортов и т.п. Ведь эти темы до сих пор поднимаются и будоражат православную общественность, несмотря на четкую позицию священноначалия. А если бы вектор церковной миссии, катехизации, религиозного образования был бы определен более внятно в предшествующую эпоху церковного развития, то таких инсинуаций можно было бы избежать. Данный документ, несмотря на попытки унификации, дает четкие указания к индивидуальному подходу в вопросе времени и меры оглашения перед принятием Крещения…
— Как происходит экспертиза учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы, аудио- и видеоматериалов? Многие называют эту экспертизу церковной цензурой.
— Опять же сложность заключается в понимании термина «цензура». Когда мы говорим о внутренней личной цензуре, то нам это представляется необходимым для человека, который старается вести духовную жизнь. Но когда кто-то иной цензурирует то, что мы создали, то в этом нередко мы замечаем ущемление нашей свободы творчества. Нет, конечно, не к этому стремится Церковь. Мы хотим понимать, что именно происходит в области духовного просвещения в конкретной епархии и на конкретном приходе, потому что с ними ассоциируют всю полноту церковную. Именно принцип соборности, а лучше сказать по-гречески «кафоличности», заставляет общецерковные институты осуществлять контроль над разнообразием информационной продукции и преподавать. Это необходимо, чтобы не дать повода к возникновению того хаоса, который сопровождал общественную жизнь нашей страны в 90-е годы.
— В документе упоминаются беседы перед Таинством Венчания. Можно ли это понимать так, что теперь они становятся обязательными?
— Да, устанавливается обязательность проведения катехизации как перед Крещением, так и перед Венчанием. Но давайте вспомним, что не так давно оглашение рекомендовалось к применению на приходах, а теперь эта мера необходима. Думаю, так произойдет и в отношении подготовки к Таинству Венчания. Сейчас нам нужно начать это делать, а полезность такого делания приведет к его необходимости. Повторю, что документ дает вектор, по которому мы будем двигаться, исходя из конкретной ситуации и существующих условий.
— Документ указывает на обязательность должности штатного катехизатора на всех приходах, кроме малочисленных. Нет ли опасности, что на приходах будут подходить к решению проблемы формально?
— Конечно, такая опасность вероятна. К сожалению, многое у нас еще совершается «для галочки», без должного внимания и понимания. Мне кажется, что проблема учреждения таких должностей на крупных приходах надумана. Весь вопрос сосредотачивается на финансовой стороне, потому что должность должна быть штатной, а, следовательно, и оплачиваемой. Но сейчас во многих сферах происходит совмещение различных обязанностей. Например, если на приходе есть воскресная школа (для взрослых), у нее есть директор (педагог) с соответствующим религиозным образованием, то он вполне может занять должность приходского катехизатора. Безусловно, настоятелю храма придется обеспокоиться о достойной благодарности такому сотруднику прихода за его образовательную деятельность. Нам пора выходить из состояния использования труда волонтеров, если мы хотим поставить дело религиозного образования на профессиональный уровень. А подготовкой таких профессионалов должен озаботиться епархиальный Отдел образования. В Санкт-Петербургской епархии уже 20 лет существует прекрасная возможность подготовки специалистов в области религиозного образования на Епархиальных курсах имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Сейчас там разрабатываются программы по переподготовке и повышению квалификации профильных специалистов для приходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
— В тексте документа указывается, что катехизаторскую деятельность нужно отличать от пастырского служения клирика и его духовного руководства. А в чем заключается разница, ведь в обязанности священника тоже входит учительство?
— Если обратиться непосредственно к тексту документа, то мы прочитаем, что деятельность катехизатора «не должна подменять собой» пастырское и духовническое служение. В первом параграфе второй части документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» говорится о необходимости покаянно-исповедальной беседы со священником перед принятием Таинства Крещения, помимо оглашения, совершаемого мирянином-катехизатором. В этом и чувствуется разница священнического и учительского служения. Священник в большей степени совершает свое учительство через таинственный мир Церкви, педагог-мирянин помогает оглашаемому обрести необходимые знания.
— Что такое «служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме», упоминаемая в документе? Существуют уже такие службы где-нибудь?
— Такие службы уже давно существуют на некоторых приходах в нашей епархии. Это возможность для человека, который впервые пришел в храм, узнать элементарную информацию о том, как ему вести себя в храме, что ему надлежит сделать, чтобы Церковь особо помолилась за него (это чаще всего люди спрашивают у свечниц). Нуждающемуся человеку служба приходского консультирования должна предоставить информацию о церковных благотворительных центрах, приютах, лечебницах. Желательно, чтобы для таких консультаций в храме в течение дня находился подготовленный к этому дежурный (мирянин), потому что дежурный священник может быть занят на совершении требных богослужений, а помощь иногда требуется незамедлительная.
— Каковы механизмы контроля за соблюдением тех или иных положений церковных правил? Известно, что у нас часто крестят и венчают без всякого оглашения. И вряд ли эта практика сама собою прекратится, в том числе по сугубо материальным причинам: уменьшение количества крещаемых и венчаемых отрицательно скажется на церковных бюджетах.
— Владыка, в чем новации данного документа?
— В последние 20 лет, когда Православная Церковь в России смогла свободно осуществлять свою миссию и служение, различные формы духовного просвещения развивались не планомерно и не повсеместно. Отдельные усилия в этом направлении осуществлялись с трудом, на энтузиазме, хотя и поддерживались идейными настоятелями и епархиальными преосвященными. Теперь настало время придать систематичность и должную организацию такому процессу. С одной стороны, то, что теперь документально закреплено в синодальном определении, уже несколько лет существует в некоторых епархиях. Например, помощники благочинных в сфере религиозного образования (еще по рекомендации Патриарха Алексия II) осуществляют свое служение в Санкт-Петербургской епархии. С другой стороны, этот документ обязывает более деятельно подходить к вопросам катехизации на каждом приходе. Главный посыл, сформулированный здесь, — это выстраи-вание тесного взаимодействия синодального и епархиальных отделов образования с профильными сотрудниками в благочиниях и на приходах.
— Документ различает катехизацию как начальное наставление в вере и религиозное образование, как более углубленное (но непрофессиональное) изучение предания. Каковы целевые аудитории того и другого?
— Сложным является момент оценки профессиональности или непрофессиональности в изучении церковного предания. Согласно этому документу существует понятие «богословского» образования для мирян. Можно ли это считать профессиональным теологическим образованием? Понятно, что катехизация (будь она перед Таинством Крещения или перед Таинством Венчания) есть знакомство с необходимыми понятиями тех, кто хочет стать членами Церкви или заключить союз перед алтарем Господним. А вот религиозное образование — понятие более обширное, оно не ограничивается только глубоким изучением предания. Как происходит подготовка специалистов по катехизации, педагогической деятельности в воскресных школах и руководителей приходских образовательных курсов? Ведь эти люди проходят обучение не в Духовных семинариях и не всегда в православных вузах. Их подготовка может осуществляться на епархиальных курсах соответствующего профиля, и это будут курсы религиозного образования по подготовке необходимых специалистов или повышению их квалификации. Я думаю, что понятие «духовное просвещение» больше подходит к более углубленному непрофессиональному изучению церковного предания, причем как для воцерковленных людей на приходах, так и для людей, изучающих основы веры на светских образовательных площадках. Именно такое понятие в данную терминологию и вкладывает обсуждаемый документ.
— Сложным является момент оценки профессиональности или непрофессиональности в изучении церковного предания. Согласно этому документу существует понятие «богословского» образования для мирян. Можно ли это считать профессиональным теологическим образованием? Понятно, что катехизация (будь она перед Таинством Крещения или перед Таинством Венчания) есть знакомство с необходимыми понятиями тех, кто хочет стать членами Церкви или заключить союз перед алтарем Господним. А вот религиозное образование — понятие более обширное, оно не ограничивается только глубоким изучением предания. Как происходит подготовка специалистов по катехизации, педагогической деятельности в воскресных школах и руководителей приходских образовательных курсов? Ведь эти люди проходят обучение не в Духовных семинариях и не всегда в православных вузах. Их подготовка может осуществляться на епархиальных курсах соответствующего профиля, и это будут курсы религиозного образования по подготовке необходимых специалистов или повышению их квалификации. Я думаю, что понятие «духовное просвещение» больше подходит к более углубленному непрофессиональному изучению церковного предания, причем как для воцерковленных людей на приходах, так и для людей, изучающих основы веры на светских образовательных площадках. Именно такое понятие в данную терминологию и вкладывает обсуждаемый документ.
— Насколько катехизация и религиозное образование на приходах должны быть унифицированы? Есть ли смысл накладывать какие-то ограничения на педагогическое творчество?
— Конечно, свобода творчества, в том числе и педагогического, должна существовать. Иначе станет невозможным процесс развития педагогики. Но необходимо задать вектор этого развития: именно его неопределенность привела сегодня к радикальным моментам в церковной миссии, когда в сторону некоторых представителей Церкви люди не хотят даже смотреть, не говоря о том, чтобы обучаться у них. Приведу яркий пример явно противоположных подходов к религиозному образованию, а вернее — к его отсутствию. Это вопрос о принятии или непринятии ИНН, новых паспортов и т.п. Ведь эти темы до сих пор поднимаются и будоражат православную общественность, несмотря на четкую позицию священноначалия. А если бы вектор церковной миссии, катехизации, религиозного образования был бы определен более внятно в предшествующую эпоху церковного развития, то таких инсинуаций можно было бы избежать. Данный документ, несмотря на попытки унификации, дает четкие указания к индивидуальному подходу в вопросе времени и меры оглашения перед принятием Крещения…
— Как происходит экспертиза учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы, аудио- и видеоматериалов? Многие называют эту экспертизу церковной цензурой.
— Опять же сложность заключается в понимании термина «цензура». Когда мы говорим о внутренней личной цензуре, то нам это представляется необходимым для человека, который старается вести духовную жизнь. Но когда кто-то иной цензурирует то, что мы создали, то в этом нередко мы замечаем ущемление нашей свободы творчества. Нет, конечно, не к этому стремится Церковь. Мы хотим понимать, что именно происходит в области духовного просвещения в конкретной епархии и на конкретном приходе, потому что с ними ассоциируют всю полноту церковную. Именно принцип соборности, а лучше сказать по-гречески «кафоличности», заставляет общецерковные институты осуществлять контроль над разнообразием информационной продукции и преподавать. Это необходимо, чтобы не дать повода к возникновению того хаоса, который сопровождал общественную жизнь нашей страны в 90-е годы.
— В документе упоминаются беседы перед Таинством Венчания. Можно ли это понимать так, что теперь они становятся обязательными?
— Да, устанавливается обязательность проведения катехизации как перед Крещением, так и перед Венчанием. Но давайте вспомним, что не так давно оглашение рекомендовалось к применению на приходах, а теперь эта мера необходима. Думаю, так произойдет и в отношении подготовки к Таинству Венчания. Сейчас нам нужно начать это делать, а полезность такого делания приведет к его необходимости. Повторю, что документ дает вектор, по которому мы будем двигаться, исходя из конкретной ситуации и существующих условий.
— Документ указывает на обязательность должности штатного катехизатора на всех приходах, кроме малочисленных. Нет ли опасности, что на приходах будут подходить к решению проблемы формально?
— Конечно, такая опасность вероятна. К сожалению, многое у нас еще совершается «для галочки», без должного внимания и понимания. Мне кажется, что проблема учреждения таких должностей на крупных приходах надумана. Весь вопрос сосредотачивается на финансовой стороне, потому что должность должна быть штатной, а, следовательно, и оплачиваемой. Но сейчас во многих сферах происходит совмещение различных обязанностей. Например, если на приходе есть воскресная школа (для взрослых), у нее есть директор (педагог) с соответствующим религиозным образованием, то он вполне может занять должность приходского катехизатора. Безусловно, настоятелю храма придется обеспокоиться о достойной благодарности такому сотруднику прихода за его образовательную деятельность. Нам пора выходить из состояния использования труда волонтеров, если мы хотим поставить дело религиозного образования на профессиональный уровень. А подготовкой таких профессионалов должен озаботиться епархиальный Отдел образования. В Санкт-Петербургской епархии уже 20 лет существует прекрасная возможность подготовки специалистов в области религиозного образования на Епархиальных курсах имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Сейчас там разрабатываются программы по переподготовке и повышению квалификации профильных специалистов для приходов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
— В тексте документа указывается, что катехизаторскую деятельность нужно отличать от пастырского служения клирика и его духовного руководства. А в чем заключается разница, ведь в обязанности священника тоже входит учительство?
— Если обратиться непосредственно к тексту документа, то мы прочитаем, что деятельность катехизатора «не должна подменять собой» пастырское и духовническое служение. В первом параграфе второй части документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» говорится о необходимости покаянно-исповедальной беседы со священником перед принятием Таинства Крещения, помимо оглашения, совершаемого мирянином-катехизатором. В этом и чувствуется разница священнического и учительского служения. Священник в большей степени совершает свое учительство через таинственный мир Церкви, педагог-мирянин помогает оглашаемому обрести необходимые знания.
— Что такое «служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме», упоминаемая в документе? Существуют уже такие службы где-нибудь?
— Такие службы уже давно существуют на некоторых приходах в нашей епархии. Это возможность для человека, который впервые пришел в храм, узнать элементарную информацию о том, как ему вести себя в храме, что ему надлежит сделать, чтобы Церковь особо помолилась за него (это чаще всего люди спрашивают у свечниц). Нуждающемуся человеку служба приходского консультирования должна предоставить информацию о церковных благотворительных центрах, приютах, лечебницах. Желательно, чтобы для таких консультаций в храме в течение дня находился подготовленный к этому дежурный (мирянин), потому что дежурный священник может быть занят на совершении требных богослужений, а помощь иногда требуется незамедлительная.
— Каковы механизмы контроля за соблюдением тех или иных положений церковных правил? Известно, что у нас часто крестят и венчают без всякого оглашения. И вряд ли эта практика сама собою прекратится, в том числе по сугубо материальным причинам: уменьшение количества крещаемых и венчаемых отрицательно скажется на церковных бюджетах.
— Наверное, нам необходимо поменять наше отношение к данному вопросу и осознать необходимость того, что предлагается к обязательному выполнению в данном документе. Конечно, можно и механизмы контроля выработать, и инспекцию снарядить, и отчеты в профильный епархиальный отдел потребовать, но без серьезного вдумчивого подхода ничего не получится: количество не перейдет в качество. А материальная сторона вопроса может сыграть с нами злую шутку, если мы на это будем обращать все наше внимание. Я искренне верю, что сознательно вступающий в Церковь человек принесет ей больше пользы, чем случайно зашедший, заплативший за требу и больше никогда там не появившийся. Не секрет, что у нас многие называют себя христианами, но мало кто окажется на стороне активных защитников Церкви, когда она будет переживать свои неспокойные годы. Сегодня настало время, когда каждый должен признаться самому себе: либо он со Христом и Церковью осознанно и навсегда, либо это только его дань времени и традиции.