Не чаем единым (часть 3. Вместе мы стая)
— Сегодня у нас интересное занятие. Мы с вами продолжаем рисовать для конкурса великого святого, покровителя нашего храма, Николая Чудотворца…
— Опять рисуем, ууу… — отвечает хором ребятня.
— Опять рисуем, ууу… — отвечает хором ребятня.
Раздел: Крупный план
Занятия скаутингом проходят в здании воскресной школы Никольского храма, после урока Закона Божия
Журнал: № 2 (февраль) 2015Страницы: 10-11 Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 5 февраля 2015
— А еще немного поиграем.
— Да-да, давайте поиграем!
Так начинается очередное скаутское занятие в младшей группе при церкви святителя Николая Чудотворца на Долгоозерной улице. С детьми занимается Антон Литвинов, прихожанин этого храма и член молодежной общины. Он состоит в Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) и на приходе старается воспитывать подрастающее поколение в лучших традициях русских скаутских организаций. Антон — обладатель зеленого галстука, который дается лишь руководителям. Помогает Антону Татьяна Обвинцева, учащаяся педагогического колледжа, разведчица с синим галстуком. Синие галстуки носят все девушки-скауты, сдавшие на третий разряд, старшие разведчицы и дружинницы. Молодым людям в этих званиях положен галстук желтого цвета.
Дети встают в строй, и один из волчат (так называют мальчиков-скаутов до десяти лет, девочки же именуются белочками, а вместе они — стая) повторяет наизусть законы младших скаутов:
— Волчонок любит Бога и Россию. Волчонок во всем молодец. Волчонок всех радует. Волчонок становится всё лучше.
Первые три месяца после вступления в стаю волчата и белочки носят звание «нежнолапка». Потом они должны пройти первые испытания, чтобы стать «одноглазками». Для этого, в частности, нужно суметь нарисовать российский флаг, проскакать на одной ноге 15 метров, вдеть нитку в иголку, спеть наизусть две русские песни, знать молитву «Отче наш» и уметь перекреститься.
Задача Антона и Тани — сделать так, чтобы эти простые обещания действительно воплощались в жизни, чтобы белочки и волчата становились лучше, любили Бога и Родину. Потому и занятия у маленьких скаутов разбиты на две тематические секции. Пока Антон рисует с девочками Николая Чудотворца, Таня с мальчиками проводит небольшое занятие по сказкам Пушкина:
— Ребята, какие вы сказки знаете?
— Черепашки-ниндзя! — отвечает шебутной Тихон.
— Нет, русские сказки, сказки Пушкина?
— О царе Салтане, о рыбаке и рыбке…
Для получения следующих званий — «двуглазки» и «таежного волчонка (белочки)» — предусмотрены более серьезные экзамены: по истории, православию, на ловкость.
«Таежный волчонок», например, должен знать не только основные молитвы, но и разницу между Литургией и Всенощным бдением, уметь разжечь и потушить костер, вскипятить воду, приготовить простое блюдо и многое другое.
Антон пришел к вере уже взрослым. Он часто бывал в Киеве у родственников, любовался красотой его соборов, интересовался историей. Так, через культуру и историю древней столицы Руси, Антон стал православным. Воцерковившись, он с самого начала старался деятельно проявлять свою веру: помогал волонтерам в детском доме, занимался продвижением добровольческих проектов в администрации Красногвардейского района. А пару лет назад молодежная община храма Николая Чудотворца познакомилась с организацией юных разведчиков. Стали вместе со скаутами выбираться на природу, ездить в лагеря… Постепенно Антон влился в ряды скаутов, а с сентября этого года начал сам заниматься с детьми:
— Мне очень понравилась скаутская система воспитания, а главное, она нравится и самим детям, — говорит Антон, который работает педагогом-организатором в школе (где тоже мечтает создать скаутский отряд). — Тут много интересных вещей: походы, игры, туризм. Активно, весело.
Первые скауты-разведчики появились в России к 1910 году — в Москве, Петербурге и Царском Селе. К 1917-му насчитывалось уже более 50 тысяч скаутов по всей стране, среди них — цесаревич Алексей. После революции скауты были запрещены, некоторым удалось выехать за границу. Традиция не прервалась, появились и новые обычаи. За рубежом скаутское движение формировалось вокруг православных приходов. Под аббревиатурой ОРЮР (Организация российских юных разведчиков) скаутская организация была зарегистрирована в 1945 году, а с 1990-го возобновила работу в России.
Несколько раз в год ребята ходят в поход: традиционный осенний слет СЗО ОРЮР на праздник Рождества Богородицы (21 сентября); Георгиевский поход (7–9 мая), а после Рождества и летом — тематические лагеря с насыщенной программой: экскурсии, костры разведчиков, богослужения, соревнования, игры. Подготовка к этим слетам идет в течение года. Если позволяет погода, дети занимаются не в помещении воскресной школы, а на улице рядом с храмом: каждое занятие начинается с разминки, потом ребята выполняют различные задания, квесты.
Случай из практики Антона. Занятие на улице окончено, стая становится в строй. Двоих волчат не хватает… Их нет ни в храме, ни в воскресной школе. Рядом с храмом тоже никого. Антон облазил всё вокруг, родители в панике. Осталось проверить туалет. Антон открывает дверь… шалуны сидят там. Спрятались.
— Как справиться с непослушными детьми? Нужно воспитывать в них ответственность. Давать им самим что-то решать, что-то делать своими руками. Поэтому у нас есть звеньевая система, во главе звена — вожак, который помогает руководителю, дает задания. В походах мы каждому стараемся придумать специальное занятие: кто-то помогает повару, кто-то собирает хворост для костра. И когда дети за что-то отвечают, они становятся дисциплинированнее, — рассуждает Антон.
Чтобы стая не уставала, на каждом занятии Антон и Таня делают перерыв на активные игры. Вот двое ребят берутся за руки и образуют ворота. Остальные встают цепочкой и пробегают под воротами: «Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас»… Дети со смехом падают в кучу, попавший в «сети» присоединяется к воротам. Когда будут пойманы все участники, волчата и белочки вновь пойдут рисовать, отгадывать загадки, слушать про Пушкина.
Время на занятии пролетает быстро. Дети совершенно не замечают, что прошло 40 минут.
— Стая, становись! На молитву шапки долой!
— Уже всё? Математика в школе бы так быстро заканчивалась…
«Боже, дай, чтоб мы сегодня были лучше, чем вчера. Боже, дай, чтобы завтра мы были лучше, чем сегодня», — наверное, эти слова из молитвы разведчика могут стать девизом не только для маленьких скаутов, не только для Антона и Тани, но для всех молодых людей, которые стараются что-то менять в своей жизни и в жизни вокруг себя.
— Да-да, давайте поиграем!
Так начинается очередное скаутское занятие в младшей группе при церкви святителя Николая Чудотворца на Долгоозерной улице. С детьми занимается Антон Литвинов, прихожанин этого храма и член молодежной общины. Он состоит в Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) и на приходе старается воспитывать подрастающее поколение в лучших традициях русских скаутских организаций. Антон — обладатель зеленого галстука, который дается лишь руководителям. Помогает Антону Татьяна Обвинцева, учащаяся педагогического колледжа, разведчица с синим галстуком. Синие галстуки носят все девушки-скауты, сдавшие на третий разряд, старшие разведчицы и дружинницы. Молодым людям в этих званиях положен галстук желтого цвета.
Дети встают в строй, и один из волчат (так называют мальчиков-скаутов до десяти лет, девочки же именуются белочками, а вместе они — стая) повторяет наизусть законы младших скаутов:
— Волчонок любит Бога и Россию. Волчонок во всем молодец. Волчонок всех радует. Волчонок становится всё лучше.
Первые три месяца после вступления в стаю волчата и белочки носят звание «нежнолапка». Потом они должны пройти первые испытания, чтобы стать «одноглазками». Для этого, в частности, нужно суметь нарисовать российский флаг, проскакать на одной ноге 15 метров, вдеть нитку в иголку, спеть наизусть две русские песни, знать молитву «Отче наш» и уметь перекреститься.
— Ребята, какие вы сказки знаете?
— Черепашки-ниндзя! — отвечает шебутной Тихон.
— Нет, русские сказки, сказки Пушкина?
— О царе Салтане, о рыбаке и рыбке…
Для получения следующих званий — «двуглазки» и «таежного волчонка (белочки)» — предусмотрены более серьезные экзамены: по истории, православию, на ловкость.
«Таежный волчонок», например, должен знать не только основные молитвы, но и разницу между Литургией и Всенощным бдением, уметь разжечь и потушить костер, вскипятить воду, приготовить простое блюдо и многое другое.
Антон пришел к вере уже взрослым. Он часто бывал в Киеве у родственников, любовался красотой его соборов, интересовался историей. Так, через культуру и историю древней столицы Руси, Антон стал православным. Воцерковившись, он с самого начала старался деятельно проявлять свою веру: помогал волонтерам в детском доме, занимался продвижением добровольческих проектов в администрации Красногвардейского района. А пару лет назад молодежная община храма Николая Чудотворца познакомилась с организацией юных разведчиков. Стали вместе со скаутами выбираться на природу, ездить в лагеря… Постепенно Антон влился в ряды скаутов, а с сентября этого года начал сам заниматься с детьми:
— Мне очень понравилась скаутская система воспитания, а главное, она нравится и самим детям, — говорит Антон, который работает педагогом-организатором в школе (где тоже мечтает создать скаутский отряд). — Тут много интересных вещей: походы, игры, туризм. Активно, весело.
Первые скауты-разведчики появились в России к 1910 году — в Москве, Петербурге и Царском Селе. К 1917-му насчитывалось уже более 50 тысяч скаутов по всей стране, среди них — цесаревич Алексей. После революции скауты были запрещены, некоторым удалось выехать за границу. Традиция не прервалась, появились и новые обычаи. За рубежом скаутское движение формировалось вокруг православных приходов. Под аббревиатурой ОРЮР (Организация российских юных разведчиков) скаутская организация была зарегистрирована в 1945 году, а с 1990-го возобновила работу в России.
Несколько раз в год ребята ходят в поход: традиционный осенний слет СЗО ОРЮР на праздник Рождества Богородицы (21 сентября); Георгиевский поход (7–9 мая), а после Рождества и летом — тематические лагеря с насыщенной программой: экскурсии, костры разведчиков, богослужения, соревнования, игры. Подготовка к этим слетам идет в течение года. Если позволяет погода, дети занимаются не в помещении воскресной школы, а на улице рядом с храмом: каждое занятие начинается с разминки, потом ребята выполняют различные задания, квесты.
Случай из практики Антона. Занятие на улице окончено, стая становится в строй. Двоих волчат не хватает… Их нет ни в храме, ни в воскресной школе. Рядом с храмом тоже никого. Антон облазил всё вокруг, родители в панике. Осталось проверить туалет. Антон открывает дверь… шалуны сидят там. Спрятались.
— Как справиться с непослушными детьми? Нужно воспитывать в них ответственность. Давать им самим что-то решать, что-то делать своими руками. Поэтому у нас есть звеньевая система, во главе звена — вожак, который помогает руководителю, дает задания. В походах мы каждому стараемся придумать специальное занятие: кто-то помогает повару, кто-то собирает хворост для костра. И когда дети за что-то отвечают, они становятся дисциплинированнее, — рассуждает Антон.
Чтобы стая не уставала, на каждом занятии Антон и Таня делают перерыв на активные игры. Вот двое ребят берутся за руки и образуют ворота. Остальные встают цепочкой и пробегают под воротами: «Первый раз прощается, второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас»… Дети со смехом падают в кучу, попавший в «сети» присоединяется к воротам. Когда будут пойманы все участники, волчата и белочки вновь пойдут рисовать, отгадывать загадки, слушать про Пушкина.
Время на занятии пролетает быстро. Дети совершенно не замечают, что прошло 40 минут.
— Стая, становись! На молитву шапки долой!
— Уже всё? Математика в школе бы так быстро заканчивалась…
«Боже, дай, чтоб мы сегодня были лучше, чем вчера. Боже, дай, чтобы завтра мы были лучше, чем сегодня», — наверное, эти слова из молитвы разведчика могут стать девизом не только для маленьких скаутов, не только для Антона и Тани, но для всех молодых людей, которые стараются что-то менять в своей жизни и в жизни вокруг себя.