Наука неограниченных возможностей
Спорт инвалидов стоит на серьезном научном фундаменте — адаптивной физической культуре. Интервью с Сергеем Евсеевым.
Раздел: Интервью
Сергей Евсеев
Журнал: № 3 (март) 2014Страницы: 16-17 Автор: Андрей ГориченскийФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 24 марта 2014
Паралимпийское движение — это не только спортсмены и тренеры, не только соперники и болельщики, не только тренировки и соревнования. Это сложный отлаженный механизм, который создали люди с кандидатскими и докторскими степенями. Спорт инвалидов стоит на серьезном научном фундаменте — адаптивной физической культуре (АФК). Проникнуть в тайны этой науки нам помог директор Департамента науки и образования Министерства спорта Российской Федерации; заведующий кафедрой теории и методики АФК Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта Сергей Евсеев.
— В СССР считалось, что капитализм с его эксплуатацией человека человеком порождает ряд негативных социальных явлений, таких как алкоголизм, наркомания и… инвалидизм. А в коммунистическом обществе несовершенных людей просто не может быть, вопрос наличия инвалидов исчезнет сам по себе, поскольку исчезнет эксплуатация. Однако вопрос этот оказался значительно более сложным, явного уменьшения людей с инвалидностью не наблюдалось. Желая все же подчеркнуть успехи, представителям власти приходилось идти на корректировку реальных данных. Существование инвалидов не афишировали. Их образование проходило в специальных коррекционных учреждениях, которые размещали в местах непубличных, как правило, за пределами городов. А во время перестройки выяснилось, что у нас инвалидов ничуть не меньше, чем в других странах. Дело ведь не только в «плохом обществе», — еще есть военные конфликты, экология, наследственные заболевания рост интенсивности транспортных потоков и как следствие — увеличение количества ДТП. Устойчивое среднее число людей с ограниченными возможностями в любой стране — приблизительно 10%, и это, к сожалению, сохранится даже с построением идеального общества.
— Как была создана первая кафедра теории и методики АФК?
— В середине 1980-х я был проректором по учебной работе в институте П.Ф. Лесгафта, где обучали тренеров, способных воспитывать будущих олимпийских чемпионов. Сюда нельзя было поступить человеку, который имел проблемы со здоровьем, не то что инвалиду. Виталий Мутко (в то время заместитель мэра А. Собчака, председатель комитета мэрии по социальным вопросам. — Прим. ред.) поручил мне выяснить, где готовят учителей физкультуры для специальных коррекционных школ, которых в России тогда было более 1 500. Я обратился в педагогический университет имени А.И. Герцена. Помню свой диалог с деканом факультета дефектологии: «Вот вы выпускаете учителей для спецшкол, а где вы готовите учителей физкультуры?» — «У вас в Лесгафта, Сергей Петрович» — «Да вы шутите, наверное» — «Да нет, мы берем ваших выпускников на работу» — «Но это невозможно. Наши студенты не знают, что такое синдром Дауна, как обращаться со слепыми детьми» — «Ну, мы проводим дополнительные курсы повышения квалификации…» Это и был импульс, толчок к открытию кафедры, которая готовит специалистов по работе с инвалидами в области физкультуры.
— Расскажите о процессе обучения. Какие дисциплины являются важнейшими?
— В наших программах объединены три крупных области: классическая традиционная медицина, коррекционная педагогика (дефектология) и физическая культура. Врачи, как правило, относятся к дефектологии скептически, коррекционные педагоги не слишком сведущи в медицине, но физическая культура их объединяет. В медицине со времен Великой Отечественной войны колоссальные результаты достигались именно с помощью лечебной физкультуры. За счет ЛФК (лечебной физкультуры) существенно ускорялись процессы выздоровления бойцов и возвращения их на фронт. Сложность в том, что в медицине своя терминология, в коррекционной педагогике своя, в физкультуре своя, и их очень трудно совместить. Все это потребовало своей теории АФК, своей методологии.
— Мы очень серьезно отстали. Пока строили коммунизм, в Европе были сделаны шаги к обеспечению равных возможностей, в 1960-м были проведены первые паралимпийские игры в Риме. А потом их стали проводить там же, где и олимпийские. В 1980 году журналисты спрашивали у Виталия Смирнова, председателя оргкомитета по подготовке к московской Олимпиаде: «Будет ли у нас Паралимпиада?» — «А зачем? Инвалидов у нас нет». Сейчас мы наверстываем упущенное. Работа идет: нужно разработать более современные подъемники для инвалидов-колясочников, обеспечить им доступ во все спортивные сооружения, во все вузы, а не делать отдельные базы только для них. А самое важное — научиться не только говорить, но и быть уверенными в том, что инвалиды нам равны.
— Отличается ли практика АФК здесь и за рубежом?
— Специальные школы похожи: есть уроки физического воспитания, психогимнастика. Но спорт отличается принципиально. Я ездил в Великобританию перед лондонскими Олимпийскими играми, изучал их систему. У них бюджет формируется за счет частных вливаний. Государственное финансирование составляет 15-20%. Компании, которые производят нездоровые продукты вроде алкоголя или табака, платят обязательные компенсации. У них совершенно другая спонсорская система, большую роль играет благотворительность; у них вообще другая психология. У нас на 90%, а может быть и больше, продвижением спорта занимается государство. В какой-то мере это хорошо: сейчас, например, все советские наработки, которые предназначались для обычных спортсменов, оказались доступны и инвалидам: детские спортивные школы, централизованная подготовка и так далее. Вот результат: В 1996-м в Атланте на Паралимпийских играх мы были 16-ми, в Лондоне в 2012-м — вторыми. Что касается зимних игр, то мы в Турине в 2006 году мы были абсолютными лидерами, в Ванкувере в 2010-м — по сумме медалей обошли всех, но одно золото уступили Германии. Сейчас, по предварительным прикидкам, в Сочи мы должны быть в лидерах.
— Четко прописано: технику здоровых спортсменов не следует подгонять под инвалидов, у них свои особенности, методики, свои варианты. Спорт помогает в принятии себя самого: учит спокойному отношению к тому, что изменить невозможно. Нужно развиваться, осознавая все свои проблемы. Возможности спорта с точки зрения социализации, саморазвития колоссальны.
— Путь инвалидов в большом спорте отличается от пути обычных спортсменов?
— Конечно, как и обычных спортсменов, паралимпийцев подстерегает масса опасностей. Человек ведь может себя самоосознать, только сопоставив с кем-то. Он себялюбив, ему важно быть первым, он оценивает, сравнивает, развивается. Для спортсменов-паралимпийцев это возможность почувствовать вкус реальной жизни. Сегодня спорт — это работа, и за эту работу получают деньги. Вознаграждение за победу в паралимпийских соревнованиях такое же, как и в обычных. Выиграл — 4 миллиона рублей, дважды — 8 миллионов.
— Как инвалиды попадают в паралимпизм?
— В паралимпизме участвуют спортсмены трех категорий — те, у кого проблемы с двигательным аппаратом, незрячие спортсмены и спортсмены с нарушениями интеллекта. Часто те, кто занимался обычным спортом и получил инвалидность, переходят в паралимпийский спорт. Например, Алексей Ашапатов, известный атлет, чемпион мира, потерял ногу и пришел к нам. Второй вариант: во время занятий лечебной физкультурой тренеры видят талантливых детей и предлагают им перейти на новый уровень. И я не знаю тех, кто отказался бы от такой возможности, это ведь шанс на новую жизнь. Конечно, встает много сложных вопросов, например, транспортный. Как добраться слепым или колясочникам в другой конец города?
— В чем специфика работы с детьми-инвалидами?
— Это зависит от природы их инвалидности: является ли она врожденной или получена в результате травм. Очень важна роль родителей. Мы уделяем обучению родителей очень много внимания, у нас даже есть специальный курс для них. Самое главное — показать перспективу, опять-таки при помощи спорта.
— Часто ли вы встречаетесь с мнением, что инвалидам спорт не нужен?
— Почти каждый день. Типичный ответ руководителей спортивных учреждений на предложение открыть отделение АФК: «Куда вы лезете со своими детьми-инвалидами, у нас денег не хватает на здоровых». Не бывает, чтобы денег хватало всем. Вот губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова реализовала действительно верный метод: «У меня есть некая сумма денег. Независимо ни от чего, мало их или много, я должна разбить их на две части пропорционально количеству людей, имеющих ограниченные возможности и обычных людей, грубо говоря, 10% и 90%, и сразу отдать эти деньги для реализации соответствующих программ». Вот это и есть равные возможности. А часто говорят: «Нет-нет-нет, сейчас мы обеспечим всё, что нужно для здоровых людей…» — а этого мы не сделаем никогда! — «…а потом, если останется, мы подумаем об инвалидах». Я предлагал сделать научный комплекс для поддержки и развития АФК. «Зачем?» — говорят мне. «Инвалидам нужна реабилитация, а не спорт», — «А вы у них спрашивали?» — они крутят пальцем у виска: «Вот еще, зачем, они могут травмы получить». Я говорю: «А что, здоровые не могут получить травмы? Нет, дайте инвалиду право выбора».
— Процесс тренировки включает в себя целый ряд отдельных видов подготовки: техническую, тактическую, физическую и, конечно, психологическую. В последней имеется два важных аспекта: первый — умение регулировать свое состояние, аутогенная, психорегулирующая тренировка. Человек учится вводить себя в комфортное состояние, уменьшать напряжение мышц, успокаиваться. Второй — решение важных жизненных вопросов, психологических проблем через спорт. Тренировки — это не только подготовка к соревнованиям, но и работа с жизненными планами. Человек решает, что ему делать со своей жизнью, жениться ли, как преодолеть кризис, с этими вопросами ему также помогает разобраться психолог.
— Важна ли для спортсменов религиозная мотивация?
— Безусловно. В свое время я был атеистом, это была наша материалистическая идеология, но сейчас я уверен, что вера является важной составляющей в жизни каждого человека. Она помогает преодолевать трудности, а ведь в спорте терпеть приходится очень много. И вера во что-то великое и святое, конечно, помогает. Мы перед всеми стартами обеспечиваем доступ спортсменов в храмы их конфессий. Там они встречаются со священнослужителями, получают напутствие и благословение, православные священники дают спортсменам крестики, маленькие иконки. В том, что такая поддержка оказывает огромное воздействие, никакого сомнения нет.
Беседовал Андрей Гориченский
Первая кафедра
— Адаптивная физическая культура — явление, зародившееся в советское время. Почему активно развиваться она начала всего двадцать лет назад?— В СССР считалось, что капитализм с его эксплуатацией человека человеком порождает ряд негативных социальных явлений, таких как алкоголизм, наркомания и… инвалидизм. А в коммунистическом обществе несовершенных людей просто не может быть, вопрос наличия инвалидов исчезнет сам по себе, поскольку исчезнет эксплуатация. Однако вопрос этот оказался значительно более сложным, явного уменьшения людей с инвалидностью не наблюдалось. Желая все же подчеркнуть успехи, представителям власти приходилось идти на корректировку реальных данных. Существование инвалидов не афишировали. Их образование проходило в специальных коррекционных учреждениях, которые размещали в местах непубличных, как правило, за пределами городов. А во время перестройки выяснилось, что у нас инвалидов ничуть не меньше, чем в других странах. Дело ведь не только в «плохом обществе», — еще есть военные конфликты, экология, наследственные заболевания рост интенсивности транспортных потоков и как следствие — увеличение количества ДТП. Устойчивое среднее число людей с ограниченными возможностями в любой стране — приблизительно 10%, и это, к сожалению, сохранится даже с построением идеального общества.
— Как была создана первая кафедра теории и методики АФК?
— В середине 1980-х я был проректором по учебной работе в институте П.Ф. Лесгафта, где обучали тренеров, способных воспитывать будущих олимпийских чемпионов. Сюда нельзя было поступить человеку, который имел проблемы со здоровьем, не то что инвалиду. Виталий Мутко (в то время заместитель мэра А. Собчака, председатель комитета мэрии по социальным вопросам. — Прим. ред.) поручил мне выяснить, где готовят учителей физкультуры для специальных коррекционных школ, которых в России тогда было более 1 500. Я обратился в педагогический университет имени А.И. Герцена. Помню свой диалог с деканом факультета дефектологии: «Вот вы выпускаете учителей для спецшкол, а где вы готовите учителей физкультуры?» — «У вас в Лесгафта, Сергей Петрович» — «Да вы шутите, наверное» — «Да нет, мы берем ваших выпускников на работу» — «Но это невозможно. Наши студенты не знают, что такое синдром Дауна, как обращаться со слепыми детьми» — «Ну, мы проводим дополнительные курсы повышения квалификации…» Это и был импульс, толчок к открытию кафедры, которая готовит специалистов по работе с инвалидами в области физкультуры.
— Расскажите о процессе обучения. Какие дисциплины являются важнейшими?
— В наших программах объединены три крупных области: классическая традиционная медицина, коррекционная педагогика (дефектология) и физическая культура. Врачи, как правило, относятся к дефектологии скептически, коррекционные педагоги не слишком сведущи в медицине, но физическая культура их объединяет. В медицине со времен Великой Отечественной войны колоссальные результаты достигались именно с помощью лечебной физкультуры. За счет ЛФК (лечебной физкультуры) существенно ускорялись процессы выздоровления бойцов и возвращения их на фронт. Сложность в том, что в медицине своя терминология, в коррекционной педагогике своя, в физкультуре своя, и их очень трудно совместить. Все это потребовало своей теории АФК, своей методологии.
Как мы стали лидерами
— Каково сегодняшнее состояние АФК и паралимпийского спорта?— Мы очень серьезно отстали. Пока строили коммунизм, в Европе были сделаны шаги к обеспечению равных возможностей, в 1960-м были проведены первые паралимпийские игры в Риме. А потом их стали проводить там же, где и олимпийские. В 1980 году журналисты спрашивали у Виталия Смирнова, председателя оргкомитета по подготовке к московской Олимпиаде: «Будет ли у нас Паралимпиада?» — «А зачем? Инвалидов у нас нет». Сейчас мы наверстываем упущенное. Работа идет: нужно разработать более современные подъемники для инвалидов-колясочников, обеспечить им доступ во все спортивные сооружения, во все вузы, а не делать отдельные базы только для них. А самое важное — научиться не только говорить, но и быть уверенными в том, что инвалиды нам равны.
— Отличается ли практика АФК здесь и за рубежом?
— Специальные школы похожи: есть уроки физического воспитания, психогимнастика. Но спорт отличается принципиально. Я ездил в Великобританию перед лондонскими Олимпийскими играми, изучал их систему. У них бюджет формируется за счет частных вливаний. Государственное финансирование составляет 15-20%. Компании, которые производят нездоровые продукты вроде алкоголя или табака, платят обязательные компенсации. У них совершенно другая спонсорская система, большую роль играет благотворительность; у них вообще другая психология. У нас на 90%, а может быть и больше, продвижением спорта занимается государство. В какой-то мере это хорошо: сейчас, например, все советские наработки, которые предназначались для обычных спортсменов, оказались доступны и инвалидам: детские спортивные школы, централизованная подготовка и так далее. Вот результат: В 1996-м в Атланте на Паралимпийских играх мы были 16-ми, в Лондоне в 2012-м — вторыми. Что касается зимних игр, то мы в Турине в 2006 году мы были абсолютными лидерами, в Ванкувере в 2010-м — по сумме медалей обошли всех, но одно золото уступили Германии. Сейчас, по предварительным прикидкам, в Сочи мы должны быть в лидерах.
Не только реабилитация
— Расскажите о паралимпийском спорте как восстановительном методе.— Четко прописано: технику здоровых спортсменов не следует подгонять под инвалидов, у них свои особенности, методики, свои варианты. Спорт помогает в принятии себя самого: учит спокойному отношению к тому, что изменить невозможно. Нужно развиваться, осознавая все свои проблемы. Возможности спорта с точки зрения социализации, саморазвития колоссальны.
— Путь инвалидов в большом спорте отличается от пути обычных спортсменов?
— Конечно, как и обычных спортсменов, паралимпийцев подстерегает масса опасностей. Человек ведь может себя самоосознать, только сопоставив с кем-то. Он себялюбив, ему важно быть первым, он оценивает, сравнивает, развивается. Для спортсменов-паралимпийцев это возможность почувствовать вкус реальной жизни. Сегодня спорт — это работа, и за эту работу получают деньги. Вознаграждение за победу в паралимпийских соревнованиях такое же, как и в обычных. Выиграл — 4 миллиона рублей, дважды — 8 миллионов.
— Как инвалиды попадают в паралимпизм?
— В паралимпизме участвуют спортсмены трех категорий — те, у кого проблемы с двигательным аппаратом, незрячие спортсмены и спортсмены с нарушениями интеллекта. Часто те, кто занимался обычным спортом и получил инвалидность, переходят в паралимпийский спорт. Например, Алексей Ашапатов, известный атлет, чемпион мира, потерял ногу и пришел к нам. Второй вариант: во время занятий лечебной физкультурой тренеры видят талантливых детей и предлагают им перейти на новый уровень. И я не знаю тех, кто отказался бы от такой возможности, это ведь шанс на новую жизнь. Конечно, встает много сложных вопросов, например, транспортный. Как добраться слепым или колясочникам в другой конец города?
— В чем специфика работы с детьми-инвалидами?
— Это зависит от природы их инвалидности: является ли она врожденной или получена в результате травм. Очень важна роль родителей. Мы уделяем обучению родителей очень много внимания, у нас даже есть специальный курс для них. Самое главное — показать перспективу, опять-таки при помощи спорта.
— Часто ли вы встречаетесь с мнением, что инвалидам спорт не нужен?
— Почти каждый день. Типичный ответ руководителей спортивных учреждений на предложение открыть отделение АФК: «Куда вы лезете со своими детьми-инвалидами, у нас денег не хватает на здоровых». Не бывает, чтобы денег хватало всем. Вот губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова реализовала действительно верный метод: «У меня есть некая сумма денег. Независимо ни от чего, мало их или много, я должна разбить их на две части пропорционально количеству людей, имеющих ограниченные возможности и обычных людей, грубо говоря, 10% и 90%, и сразу отдать эти деньги для реализации соответствующих программ». Вот это и есть равные возможности. А часто говорят: «Нет-нет-нет, сейчас мы обеспечим всё, что нужно для здоровых людей…» — а этого мы не сделаем никогда! — «…а потом, если останется, мы подумаем об инвалидах». Я предлагал сделать научный комплекс для поддержки и развития АФК. «Зачем?» — говорят мне. «Инвалидам нужна реабилитация, а не спорт», — «А вы у них спрашивали?» — они крутят пальцем у виска: «Вот еще, зачем, они могут травмы получить». Я говорю: «А что, здоровые не могут получить травмы? Нет, дайте инвалиду право выбора».
Вера помогает
— Расскажите о психологических тренировках для инвалидов.— Процесс тренировки включает в себя целый ряд отдельных видов подготовки: техническую, тактическую, физическую и, конечно, психологическую. В последней имеется два важных аспекта: первый — умение регулировать свое состояние, аутогенная, психорегулирующая тренировка. Человек учится вводить себя в комфортное состояние, уменьшать напряжение мышц, успокаиваться. Второй — решение важных жизненных вопросов, психологических проблем через спорт. Тренировки — это не только подготовка к соревнованиям, но и работа с жизненными планами. Человек решает, что ему делать со своей жизнью, жениться ли, как преодолеть кризис, с этими вопросами ему также помогает разобраться психолог.
— Важна ли для спортсменов религиозная мотивация?
— Безусловно. В свое время я был атеистом, это была наша материалистическая идеология, но сейчас я уверен, что вера является важной составляющей в жизни каждого человека. Она помогает преодолевать трудности, а ведь в спорте терпеть приходится очень много. И вера во что-то великое и святое, конечно, помогает. Мы перед всеми стартами обеспечиваем доступ спортсменов в храмы их конфессий. Там они встречаются со священнослужителями, получают напутствие и благословение, православные священники дают спортсменам крестики, маленькие иконки. В том, что такая поддержка оказывает огромное воздействие, никакого сомнения нет.
Беседовал Андрей Гориченский