«Народ особенный»
Благодать, пришедшая с Богоявлением во Христе, производит в нас чудо морального преображения, помогая отвергнуть «нечестие и мирские
похоти», то есть безбожное поведение и мирские
суетные желания и страсти, которые не должны
господствовать над нами, ибо они «погружают
людей в бедствия и пагубу» (1 Тим. 6, 9) и закрывают доступ к Богу.
Раздел: ПРОПОВЕДЬ
Крещение Господне. Монастырь св. Луки. Мозаика. XI век
Братия, явилась благодать Божия, спасительная всем людям, наставляющая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские страсти, жили в нынешнем веке благоразумно, праведно и благочестиво, в блаженной надежде ожидая явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя за нас, чтобы выкупить нас из рабства всякого беззакония и очистить нас для Себя как народ особенный, ревностный к прекрасным делам. Когда же явилась доброта и человеколюбие Спасителя нашего Бога, тогда Он спас нас, — не за какие-то дела праведности, которые мы сотворили, но по своей милости, омовением возрождения и обновления Святым Духом, Которого Он обильно излил на нас через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы мы, оправданные Его благодатью, стали, согласно нашей надежде, наследниками вечной жизни.
Тит. 2, 11–14; 3, 4–7 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
Мы читаем одно из тех мест Нового Завета, где в торжественной, литургически окрашенной форме изображено, чтò даровал людям Бог воплощением Своего Сына, Спасителя нашего Иисуса Христа, и ниспосланием Своего Святого Духа. Место это неслучайно выбрано для чтения и размышления над ним в праздник Святого Богоявления. Именно о явлении трижды говорится в этом коротком отрывке: явление благодати, явление благости и явление славы Божией.
После подробных наставлений к этически безупречной жизни апостол пишет, что мы, христиане, должны прилагать все усилия к тому, чтобы жить благоугодно Богу, ибо «явилась благодать Божия», то есть пришло время спасения. С земным явлением Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа среди нас, как свет в ночи, воссияла благодать Бога, «Который есть Спаситель всех людей», «Который хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2, 4; 4, 10). Эту мысль о спасении всех, о вселенской значимости спасительной благодати, данной нам в Иисусе Христе, апостол не устает повторять в своих Пастырских посланиях.
Но тот, кто желает получить часть в спасительном даре Божием, должен себя готовить, как готовят себя «званые на брачную вечерю Агнца» (Откр. 19, 9). Такой человек отвратит свой дух от земной суеты и обратит его на вечное.
Чтò именно следует для этого делать, этому нас научает та же благодать Божия. Она выступает как наставница, которая нас ведет и воспитывает. Она учит нас через откровение слова Божия в христианской проповеди (1, 3), через уразумение смысла Святого Писания, которое «богодухновенно и полезно для научения» (2 Тим. 3, 16). Проповедникам же Евангелия благодать дает премудрость и терпение в учительстве и наставничестве (2 Тим. 2, 25).
Благодать, пришедшая с Богоявлением во Христе, производит в нас чудо морального преображения, помогая отвергнуть «нечестие и мирские похоти», то есть безбожное поведение и мирские суетные желания и страсти, которые не должны господствовать над нами, ибо они «погружают людей в бедствия и пагубу» (1 Тим. 6, 9) и закрывают доступ к Богу. Святой Иоанн Златоуст объясняет: «С какой ревностью мы отвергли идолов, с такой же, говорит, отвергнем и нечестие, и мирские похоти. Ведь и это — идолы. <…> Все то, что приносит нам пользу только для настоящей жизни; все, что исчезает вместе с настоящей жизнью, есть мирская похоть».
И та же благодать Божия, пока мы живем в этом преходящем мире, помогает нам придерживаться трех основных принципов поведения в окружающем нас обществе: жить «целомудренно, праведно и благочестиво». Относительно «целомудрия» следует сказать, что изначальный смысл этого слова — «скромное здравомыслие», умение управлять своими страстями и инстинктами. Златоуст поясняет: «Целомудрие, как всегда я говорю, состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободными и от прочих страстей». Что же касается увещевания «жить праведно», то на языке Пастырских посланий это означает жить, отдавая должное Богу и людям, жить достойно.
Земная жизнь христианина определена благодатным даром надежды. Это воистину «блаженная надежда», ибо она состоит в ожидании «явления славы великого Бога», которое произойдет в новом откровении Спасителя нашего Иисуса Христа. Это надежда на наследие вечной жизни, которая была открыта для нас Воскресением Христовым, и в обладание которой мы вступим в День Его второго пришествия. Как написал святой Павел в Послании к Римлянам, «если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5, 10). Такова наша надежда.
Но почему говорится о явлении славы? Сам Бог обитает в неприступном свете, и Его люди не могут видеть. Но они могут увидеть Бога в Его славе, в Его спасительном присутствии или, говоря богословским языком, в Его «парусии». Это явление славы уже произошло в Воплощении, в первом пришествии на землю Сына Божия, — в земной немощи вплоть до крестной смерти. Но во всем величии явление славы Божией произойдет во Втором пришествии Иисуса Христа, радостное ожидание которого и составляет предмет блаженной надежды христианина. «Поистине, нет ничего блаженнее, нет ничего желаннее такой надежды; ее невозможно даже выразить словом, так как будущие блага превышают ум» (святой Иоанн Златоуст).
Подводя итог того, что принесло нам явление благодати в Иисусе Христе, апостол напоминает нам о нашем искуплении, о том, что Иисус Своим Крестом выкупил нас из-под власти всякого беззакония, то есть из рабства греху. Более того, Иисус очищает нас, чтобы мы смогли стать «народом особенным». Блаженный Феофилакт объясняет это слово: «особенный», — пишет он, — значит Свой, избранный, выделенный для Себя. Искупленные становятся новым народом Божиим, ревнующим о прекрасных (так буквально) делах, то есть о совершенном образе жизни.
И снова о явлении Спасителя нашего Бога в Его доброте и человеколюбии. Звучит длинное предложение, которое сосредоточено вокруг слов: Бог спас нас. Может быть, в Новом Завете нет больше такого места, где так сжато и, тем не менее, так полно показано, что христианство есть религия спасения по самой своей сути. Зачем спасение? Спасение от чего? Спасение как? Спасение для чего? На эти вопросы даются предельно краткие и предельно емкие ответы. Нет, спасение из мира богоотчужденности, скорби и смерти пришло к нам не по долгу, не как плата за наши дела праведности, которых мы на самом деле и не имели, но по милости, как бесплатный и бескорыстный дар безграничной доброты. К этому дару спасения люди становятся причастны через Таинство святого Крещения. В крещении верующие становятся омытыми, освященными и оправданными «именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). В крещении человек обретает очистительное возрождение и обновление. Слово «возрождение» для нас ассоциируется с культурной эпохой, пришедшей на смену Средним векам. Но изначально это древнее слово означало таинственное второе рождение. Не некое подновление старого, но именно новое появление на свет, не перестройка, а новое строительство или новое творение. Святой Иоанн Златоуст по этому поводу приводит такое сравнение: «Увы, так глубоко были мы погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении; ведь это — подлинно новое бытие. Как под сгнивший дом никто не подставляет подпор и не приколачивает ничего к старому зданию, но, разрушив его до основания, снова воздвигает и возобновляет, так поступил и Он: не подправил нас, но переустроил заново. Он сполна сделал нас новыми. Каким образом? Через Святого Духа». Однако мы трезво сознаем, что акт обновления, начавшийся в крещении, длится на протяжении всей нашей земной жизни, как бы повторяясь каждый день и каждый час. Это устремленное в вечную жизнь обновление совершается действием Святого Духа, обильно изливаемого на нас через Иисуса Христа. Наша задача — открывать себя, свое сердце и разумение этому изобилию. Вечная жизнь дана нам в надежде, в предвкушении. Но надежда нас «не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5).
Тит. 2, 11–14; 3, 4–7 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева)
Мы читаем одно из тех мест Нового Завета, где в торжественной, литургически окрашенной форме изображено, чтò даровал людям Бог воплощением Своего Сына, Спасителя нашего Иисуса Христа, и ниспосланием Своего Святого Духа. Место это неслучайно выбрано для чтения и размышления над ним в праздник Святого Богоявления. Именно о явлении трижды говорится в этом коротком отрывке: явление благодати, явление благости и явление славы Божией.
После подробных наставлений к этически безупречной жизни апостол пишет, что мы, христиане, должны прилагать все усилия к тому, чтобы жить благоугодно Богу, ибо «явилась благодать Божия», то есть пришло время спасения. С земным явлением Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа среди нас, как свет в ночи, воссияла благодать Бога, «Который есть Спаситель всех людей», «Который хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2, 4; 4, 10). Эту мысль о спасении всех, о вселенской значимости спасительной благодати, данной нам в Иисусе Христе, апостол не устает повторять в своих Пастырских посланиях.
Но тот, кто желает получить часть в спасительном даре Божием, должен себя готовить, как готовят себя «званые на брачную вечерю Агнца» (Откр. 19, 9). Такой человек отвратит свой дух от земной суеты и обратит его на вечное.
Чтò именно следует для этого делать, этому нас научает та же благодать Божия. Она выступает как наставница, которая нас ведет и воспитывает. Она учит нас через откровение слова Божия в христианской проповеди (1, 3), через уразумение смысла Святого Писания, которое «богодухновенно и полезно для научения» (2 Тим. 3, 16). Проповедникам же Евангелия благодать дает премудрость и терпение в учительстве и наставничестве (2 Тим. 2, 25).
Благодать, пришедшая с Богоявлением во Христе, производит в нас чудо морального преображения, помогая отвергнуть «нечестие и мирские похоти», то есть безбожное поведение и мирские суетные желания и страсти, которые не должны господствовать над нами, ибо они «погружают людей в бедствия и пагубу» (1 Тим. 6, 9) и закрывают доступ к Богу. Святой Иоанн Златоуст объясняет: «С какой ревностью мы отвергли идолов, с такой же, говорит, отвергнем и нечестие, и мирские похоти. Ведь и это — идолы. <…> Все то, что приносит нам пользу только для настоящей жизни; все, что исчезает вместе с настоящей жизнью, есть мирская похоть».
И та же благодать Божия, пока мы живем в этом преходящем мире, помогает нам придерживаться трех основных принципов поведения в окружающем нас обществе: жить «целомудренно, праведно и благочестиво». Относительно «целомудрия» следует сказать, что изначальный смысл этого слова — «скромное здравомыслие», умение управлять своими страстями и инстинктами. Златоуст поясняет: «Целомудрие, как всегда я говорю, состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободными и от прочих страстей». Что же касается увещевания «жить праведно», то на языке Пастырских посланий это означает жить, отдавая должное Богу и людям, жить достойно.
Земная жизнь христианина определена благодатным даром надежды. Это воистину «блаженная надежда», ибо она состоит в ожидании «явления славы великого Бога», которое произойдет в новом откровении Спасителя нашего Иисуса Христа. Это надежда на наследие вечной жизни, которая была открыта для нас Воскресением Христовым, и в обладание которой мы вступим в День Его второго пришествия. Как написал святой Павел в Послании к Римлянам, «если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5, 10). Такова наша надежда.
Но почему говорится о явлении славы? Сам Бог обитает в неприступном свете, и Его люди не могут видеть. Но они могут увидеть Бога в Его славе, в Его спасительном присутствии или, говоря богословским языком, в Его «парусии». Это явление славы уже произошло в Воплощении, в первом пришествии на землю Сына Божия, — в земной немощи вплоть до крестной смерти. Но во всем величии явление славы Божией произойдет во Втором пришествии Иисуса Христа, радостное ожидание которого и составляет предмет блаженной надежды христианина. «Поистине, нет ничего блаженнее, нет ничего желаннее такой надежды; ее невозможно даже выразить словом, так как будущие блага превышают ум» (святой Иоанн Златоуст).
Подводя итог того, что принесло нам явление благодати в Иисусе Христе, апостол напоминает нам о нашем искуплении, о том, что Иисус Своим Крестом выкупил нас из-под власти всякого беззакония, то есть из рабства греху. Более того, Иисус очищает нас, чтобы мы смогли стать «народом особенным». Блаженный Феофилакт объясняет это слово: «особенный», — пишет он, — значит Свой, избранный, выделенный для Себя. Искупленные становятся новым народом Божиим, ревнующим о прекрасных (так буквально) делах, то есть о совершенном образе жизни.
И снова о явлении Спасителя нашего Бога в Его доброте и человеколюбии. Звучит длинное предложение, которое сосредоточено вокруг слов: Бог спас нас. Может быть, в Новом Завете нет больше такого места, где так сжато и, тем не менее, так полно показано, что христианство есть религия спасения по самой своей сути. Зачем спасение? Спасение от чего? Спасение как? Спасение для чего? На эти вопросы даются предельно краткие и предельно емкие ответы. Нет, спасение из мира богоотчужденности, скорби и смерти пришло к нам не по долгу, не как плата за наши дела праведности, которых мы на самом деле и не имели, но по милости, как бесплатный и бескорыстный дар безграничной доброты. К этому дару спасения люди становятся причастны через Таинство святого Крещения. В крещении верующие становятся омытыми, освященными и оправданными «именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). В крещении человек обретает очистительное возрождение и обновление. Слово «возрождение» для нас ассоциируется с культурной эпохой, пришедшей на смену Средним векам. Но изначально это древнее слово означало таинственное второе рождение. Не некое подновление старого, но именно новое появление на свет, не перестройка, а новое строительство или новое творение. Святой Иоанн Златоуст по этому поводу приводит такое сравнение: «Увы, так глубоко были мы погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении; ведь это — подлинно новое бытие. Как под сгнивший дом никто не подставляет подпор и не приколачивает ничего к старому зданию, но, разрушив его до основания, снова воздвигает и возобновляет, так поступил и Он: не подправил нас, но переустроил заново. Он сполна сделал нас новыми. Каким образом? Через Святого Духа». Однако мы трезво сознаем, что акт обновления, начавшийся в крещении, длится на протяжении всей нашей земной жизни, как бы повторяясь каждый день и каждый час. Это устремленное в вечную жизнь обновление совершается действием Святого Духа, обильно изливаемого на нас через Иисуса Христа. Наша задача — открывать себя, свое сердце и разумение этому изобилию. Вечная жизнь дана нам в надежде, в предвкушении. Но надежда нас «не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5).