Накануне того самого длинного дня
Завтра была война
Акция была организована приходом ещё при предыдущем настоятеле протоиерее Антонии Витвицком.
— Инициатором акции выступал не столько отец Антоний, сколько приход, — отметил нынешний настоятель протоиерей Михаил Стрельников. — Это народная акция, которая шла «от низов».
Порядок проведения с годами сильно изменился. Самое существенное — в прежние времена она проводилась ночью, в какие-то годы с десяти вечера, в какие-то начиналась в полночь и шла до времени начала войны, то есть до четырех утра. А теперь акция проходит накануне даты начала войны, 21 июня, с 18:00 до 22:00. Прежнее название сохранилось, но стало несколько условным.
— Почему решено было изменить время? — продолжает отец Михаил. — Поступало много просьб и обращений от людей, которые хотели бы, но не могут принять участие в акции — у кого-то маленькие дети, кто-то пожилой, кто-то просто далеко живет. Да и формат изменился, акция стала более масштабной — с большими концертами, с использованием звукоусилительной аппаратуры, что противоречит закону о тишине. В нашей группе «ВКонтакте» есть архивные видео: тихая встреча у стен храма, максимум с песнями под гитару. И участников было немного, одни прихожане. Потом акция превратилась в длинный концерт-реквием с участием творческих коллективов — несколько лет у нас был даже симфонический оркестр, Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии тоже участие принимал. Ну и конечно, всегда выступает наш приходской хор. Кроме того, в рамках акции проходит военная реконструкция. Раньше просто ходили люди в форме тех лет, был салют воинский — стреляли холостыми. А теперь реконструкция стала более многолюдной, в сопровождении пиротехники, поэтому ночью её проводить тоже стало невозможно. И ещё панихиду не принято ночью служить, мы служим её вечером. Получилось напоминание о грядущих событиях, как в названии повести Бориса Васильева и фильма по ней — «Завтра была война». Мы молитвенно отмечаем не только начало страданий, но и начало подвига, консолидации народа для спасения Отечества.
Чтобы на акцию смогли приехать жители других районов города, организованы бесплатные автобусы от станции метро «Проспект Ветеранов» и обратно. К участию привлечены администрация Красносельского района и муниципального образования «Горелово», Университет МВД, Морская техническая академия имени адмирала Сенявина, участвуют и курсанты других военных учебных заведений, и сотрудники полиции.
— Я заручился поддержкой администрации Красносельского района, и нас обещали включить в план районных мероприятий на будущий год, — говорит отец Михаил. — Кстати, автобус от метро «Проспект Ветеранов» оплачивает приход, вообще акция делается на приходские средства. Помогают и благотворители, но в основном всё делается нашими скромными усилиями.
Концерт-моление
Для подготовки акции создана рабочая группа, в нее входят настоятель, члены приходского совета, участники реконструкции, звукорежиссеры.
— В этом году наш прихожанин Александр Моисеенков взял на себя функции пиар-менеджера. Он инвалид-колясочник, при этом профессиональный журналист, сотрудник журнала «Фома». Александр подготовил информационные листки, распространял информацию в интернете. Помог нам и епархиальный информационный отдел, — рассказывает настоятель.
Продумывается состав участников концерта и реконструкции, организация полевой кухни и транспорта, группа поддерживает связь с районной администрацией. Поскольку мероприятие традиционное, всё четко налажено, каждый знает, чем он занимается.
Радиожурналист, редактор «Радио Россия» и прихожанка храма с 2008 года Наталия Савощик поначалу участвовала в акции как зритель.
— Однажды отец Антоний мне предложил составить сценарный план этой акции, поскольку по первому высшему образованию я режиссер, — рассказывает она. — Сценарный план я составила, и после этого батюшка меня благословил продолжать, к тому же проводить акцию как ведущая. Более восьми лет назад настоятелем нашего прихода стал отец Михаил Стрельников. И отец Антоний, когда уходил со своего поста, попросил меня специально приехать, познакомил с отцом Михаилом и представил как одного из организаторов. Поэтому моя деятельность продолжилась. Готовить акцию костяк прихода начинает в апреле-мае. Перед стартом звучат песни военных лет. В это время уже оформлена сцена, работают полевая кухня, киоски. Все желающие могут купить свечи и зайти в храм помолиться, храм открыт во время всей акции. В шесть вечера раздается колокольный звон, и после слова настоятеля начинается первая, концертная часть. Она длится час с небольшим.
В концерте принимают участие и профессиональные артисты, и любители, и дети.
— У нас в разные годы выступали и танцевальные, и певческие коллективы, и солисты, — продолжает Наталия Савощик. — Например, два года подряд к нам приезжал Юрий Гальцев со своим театром. У него воевал дед, он мне в интервью рассказывал, что с детства помнит рассказы ветеранов. Юрий знаком с отцом Михаилом ещё с тех пор, когда тот служил в Спасо-Преображенском соборе. Театр эстрады всю вторую часть концерта, почти полтора часа, выступал во главе с Гальцевым, они пели военные песни. Выступал у нас и знаменитый казачий ансамбль «Братина». Много лет подряд выступает танцевальный ансамбль «Узорочье» из Центра культуры и досуга «Кировец» — замечательный самодеятельный коллектив. В разное время в акции принимали участие срочники Ленинградского военного округа, солдаты вместе с командирами стояли в почетном карауле и были просто зрителями. Два года подряд муниципальное образование «Горелово» приглашало симфонический оркестр, и первую часть нашей акции, до панихиды, они полностью брали на себя, у них есть свои солисты, они исполняли классические произведения и военные песни. А вторую часть мы делали своими силами. В этом году оркестра не было, мы всё сделали сами от начала до конца.
В разные годы приезжали участники детских коллективов из разных районов города. Всегда выступают члены нашего прихода, дети из воскресной школы читают стихи. Это очень трогательно, когда шести-семилетний ребенок читает стихи, написанные в 1942, 1943 году… В последнем концерте звучали стихи Самуила Маршака, Сергея Михалкова, в которых поэты пишут о страданиях детей — например, Маршак в стихотворении «Мальчик из села Поповка» рассказывает о трехлетнем Пете, который потерял всех близких. Когда дети читают такие стихи — какое сердце не дрогнет?.. Ради этого всё и делается. Это не концерт как таковой, это наше выражение признательности и боли. Признательности тем, кто воевал, защищал Отечество и Ленинград, кто погиб в Ленинграде и кто, перенеся все тяготы блокады, остался жив. Это память сердца, а не лозунги, в определенной степени — концерт-моление. В нынешнем году у нас выступали курсанты Университета МВД и Морской технической академии имени адмирала Сенявина. Пели великолепно эти мальчишки-курсанты. И на акции курсанты присутствовали — в форме, с цветами, венками. Люди, которые приходят на акцию как зрители, также идут в музей «ДОТ» на территории храма, им там рассказывают о военной истории этого места, о чудовищных боях, которые шли именно здесь. Концерт готовит зрителей к кульминации, а кульминация — это панихида по погибшим. И она всегда проходит после первой части концерта.
Свеча военная и церковная
Предшествует панихиде церемония зажжения свечей. Звучит печальная музыка — произведения Баха, «Реквием» Моцарта, «Адажио» Альбинони, «Вокализ» Рахманинова. Прихожане, которым это поручено, зажигают и раздают участникам свечи — не простые, а особые, не гаснущие. Каждый из тех, кто пришел, ставит свою свечу на аллее памяти, идущей от мемориала защитникам Ленинграда до храма. Зажженные свечи образуют символическую дорогу.
— Церковные свечи на ветру погаснут, — объясняет отец Михаил. — Лампадки стеклянные — тоже не очень правильно, потому что это не открытый огонь. И мы делаем свечи, похожие на окопные, причем это придумано задолго до СВО, в банках — половинка банки из-под тушенки или просто плоская банка, толстый фитиль из картона, заливаем нашими же огарками от свечей из храма, получается свеча и окопная, и церковная.
По дорожке, обозначенной свечами, духовенство доходит до памятного знака, и там совершается панихида по воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, защитником города, вообще всем, кто погиб в той войне. Эта церемония объединяет две традиции — церковную и воинскую.
— С одной стороны, есть церковная традиция ставить свечи на канон, держать зажженные свечи в руках на панихидах или при служении парастасов, а с другой стороны, в нашей стране сложилась традиция воинских мемориалов, где горит вечный огонь, и мы это в нашей акции памяти соединили, — рассказывает отец Михаил. — Практически в каждом городе есть мемориал неизвестному солдату, и сколько у нас их, неизвестных солдат! И это самая большая рана в памяти о войне. И во время войны, и после, и даже до настоящего времени с опознаванием и фиксацией имен тех, кто погиб, у нас дела обстояли и обстоят плохо. У нас не было металлических жетонов, были бумажки в эбонитовых капсулах, которые рассыпались от времени, да многие солдаты даже и не брали их с собой, вместо бумажек туда махорку насыпали или что-то ещё, но только не сведения об имени, фамилии, воинском звании и подразделении. Для поисковиков это самая большая проблема. На нашем воинском мемориале похоронено почти 70 бойцов, тела которых поисковики обнаружили. Из них опознаны только двое — Монаенков и Скрипко. Это просто пример, который характеризует состояние дел.
Много лет назад на территории храма поставлен памятный знак усердием предпринимателя — владельца мастерской, делающей памятники. Его дед воевал под Ленинградом. Надпись на знаке просит почтить память воинов всех национальностей и вероисповеданий, погибших, защищая Отечество.
— Храм наш строится на народные пожертвования как храм-памятник погибшим и пропавшим без вести при обороне Ленинграда, — продолжает Наталия Савощик. — Здесь проходила линия обороны Ленинграда, здесь была черта, где стояли фашисты, а дальше, через несколько сотен метров, — наши. Старо-Паново было реальной линией фронта во время блокады, сотни тысяч в этих местах погибли. После панихиды мы даем небольшую передышку, минут на 20. Делается объявление о полевой кухне, люди могут подойти, им бесплатно раздают кашу, чай, звучит музыка военных лет. После начинается военно-историческая реконструкция.
Как это было
Дмитрий Шишкин, подполковник таможенной службы в отставке, создал и возглавляет историко-культурный центр «Застава», который организует и проводит на акции военно-исторические реконструкции.
— В свое время я понял, что эта церковь — не просто храм, это памятник павшим — рассказывает он. — Здесь идет постоянная работа по обнаружению останков воинов и их захоронению, действует музей в виде бункера — долговременной огневой точки, ДОТа. Я с 2005 года увлекаюсь военной реконструкцией и предложил отцу Михаилу включить в акцию памяти элементы военной реконструкции, показать зрителям тот самый первый день войны, при этом упор сделать на завершении мирной жизни. Привлекаю клубы не только из Санкт-Петербурга, но и из других городов. Мы приглашаем и клубы, которые реконструируют гражданскую историческую одежду, поэтому вначале зрители видят пары, танцующие под музыку тех лет. Для реконструкции я сам изготовил и привез пограничные столбы. Мы показываем быт пограничной заставы — я сам служил в погранвойсках срочную службу, и отец у меня кадровый пограничник. Я, наверное, единственный, кто реконструирует немецкую пограничную заставу времен Третьего рейха, потому что одно без другого не может быть. Немецкие и советские столбы стоят, идет служба на заставах, к немецкой пограничной заставе подтягиваются войска… Один из участников изображает перебежчика, который сообщил, что скоро будет нападение. Мы погружаем зрителей в ту самую тревожную ночь с 21 на 22 июня. Одно время проводили реконструкцию без выстрелов, исключительно под аудиозапись, там были и музыка, и звуки взрывов и стрельбы.
По сценарию, после столкновения на погранзаставе не остается ни одного живого, и над павшими звучит метроном, затем сообщение диктора Левитана о начале войны. А потом раздается песня «Священная война».
— Мы показываем, исторически так и было, что на всех погранзаставах, которые приняли первый удар, пограничники без приказа не отходили, и зачастую все погибали, — подчеркивает Дмитрий. — Очень мало пограничников осталось в живых, все героически сражались. Это первое испытание для немцев, которое уже заставляло их задуматься: они отводили по двадцать минут на преодоление заставы, а на них дрались часами, на некоторых даже сутками. Хотелось бы, чтобы люди об этом знали, потому что в последние десятилетия интерес к своей истории в стране угасал, да она зачастую и просто перевиралась. Но сейчас началось обратное движение, люди начали иначе оценивать события, вспоминать своих павших предков, отдавать должное их подвигу. А на таких акциях они также воздают хвалу Господу, Который защищает нашу Родину.
Из года в год
— В этом году нас дождик немного побеспокоил, но Господь управил, ливня не было, мы молились, — говорит Наталия Савощик. — И ведь людей было немало! Мы боялись, что в дождь мало кто рискнет прийти, а люди приехали с других концов города. А когда ясно и солнечно, у нас народу бывает раза в три-четыре больше.
Память о войне на приходе сохраняют разными способами.
— Наша акция направлена не просто на сохранение памяти о войне, а на то, чтобы в людях не угасал дух настоящего, подлинного патриотизма, любви к Отечеству, чтобы люди ценили то, что они получили, сами в этом не принимая участия, — говорит протоиерей Михаил Стрельников. — Мы — наследники тех, кто даровал нам победу, кто за неё умирал, чтобы страна выстояла. Наш приход собирает сохранившиеся у людей материалы — их собственные семейные военные истории. В Книгу памяти прихожане записывают истории своих родных, приносят их фотографии, подлинные документы и копии. Мы ведем архивную работу и пополняем коллекцию музея воинской славы «ДОТ». Когда поисковики находят останки павших бойцов, я с духовенством нашего прихода отпеваю их, проходит торжественно-траурная церемония их захоронения с воинскими почестями. Наша Аллея славы на Старо-Пановском кладбище разделена сейчас на две части: в одной останки воинов, павших в годы Великой Отечественной, а на отдельном участке захоронены — и, к сожалению, продолжают прибывать — павшие воины, которые погибли при выполнении специальной военной операции.
На прихрамовой территории разбит мемориальный парк.
— На территории, взятой под благоустройство, мы создали парк. Теперь он называется Парк памяти погибших и пропавших без вести, — рассказывает настоятель. — Там есть Беседка ангелов в память о блокадных детях, где размещены их фотографии и рисунки. Центральное место — музей «ДОТ». Мы посчитали необходимым, чтобы присутствовали и советские символы, поскольку Великую Отечественную наша страна вела в советский период. Но важно, чтобы не забывали воинов, которые нашу Родину защищали во все времена. Поэтому в парковом комплексе выложен разноцветными камнями орден святого Георгия. Вот только изображение Георгия Победоносца мы не смогли в центр поместить, потому что такой барельеф очень дорого изготавливать, пока мы не нашли благодетеля, который бы взялся за это, но со временем сделаем. Но и сейчас красиво, и понятно, что это именно крест святого Георгия.






