Начальник Псковской миссии

На посвященной 550-летию Успенского Псково-Печерского монастыря выставке в Библиотеке Российской Академии наук была представлена новая книга Константина Обозного и Андриса Витолса «Протопресвитер Кирилл Зайц — начальник Псковской Духовной миссии» (Рига, 2023).

Протоиерей Иоанн Богоявленский, епископ Иоанн Булин и протоиерей Кирилл Зайц во время пастырского съезда в Печерском Успенском монастыре. Август 1930 года. Частное собрание
Журнал: № 1 (300) 2025Автор: Александр Клементьев Опубликовано: 22 января 2025

Псковича К. П. Обозного — автора первого и лучшего исследования истории Псковской духовной миссии, знают сегодня почти все. Рижанин же Андрис Витолс много лет посвятил собиранию материалов об истории Православной Церкви в Латвии, был в числе составителей справочника «Православные архиереи, священники, диаконы, псаломщики, учители и регенты, служившие на территории Латвии с 1710 по 2019 годы. Биографический справочник» (составили О. Щенникова и А. Витолс, консультант А. В. Гаврилин. Рига, 2019). Его особенно увлекла пастырская судьба латвийского уроженца протопресвитера Кирилла Зайца (1869–1948) — выпускника Рижской духовной семинарии, противосектантского миссионера в Латгалии, делегата Поместного Собора 1917–1918 годов, настоятеля Рижского кафедрального собора (1929–1933), редактора православного журнала Латвийской Церкви «Вера и жизнь» (Рига, 1922–1934) и, наконец, начальника Управления Псковской духовной миссии в 1941–1944 годах.


***
Псковская духовная миссия, спешно учрежденная уже на 58‑й день военного противостояния Германии и СССР посланным для подчинения Москве Латвийской и Эстонской Православных Поместных Церквей митрополитом Сергием (Воскресенским), не была привнесена на русскую землю извне. Возможно, в этом одно из оснований её немыслимой успешности. Ведь главной силой Миссии были не учредивший её митрополит Сергий и не духовенство (и местное, и прибывшее из Латвии и Эстонии), — а церковный народ, для которого и только благодаря которому Миссия смогла существовать. Именно устоявшие перед советским безбожным напором христиане, по большей части крестьяне и другие самые простые люди, своими руками и на свои средства в голодное военное время восстанавливали храмы и церковную жизнь, содержали духовенство и церковные школы. 

За два с половиной военных года церковной просветительской работы на территории современных Псковской, Новгородской и Ленинградской областей плачевные советские достижения двух десятилетий продолжительнейшего и свирепейшего в истории государственного истребления христианства были в основном стерты именно их усилиями. С тех пор Церковь в советском государстве уже не возвращалась к катастрофическому предвоенному положению. И потому почти каждый из работников Миссии заслужил вечной благодарности.
Опубликованный ныне очерк биографии латышского миссионера священника Карлиса Закиса (Kārlis Zaķis), более известного как протопресвитер Кирилл Зайц (Zaķis, по-латышски, — Заяц) — возможно, самого значительного из священнослужителей, работавших в Миссии, — первый очевидный итог давно совершающейся работы по составлению жизнеописаний каждого из многочисленных её сотрудников. К моменту назначения начальником управления Псковской духовной миссии священник Кирилл Зайц приобрел редкий опыт пастырской работы и внутрицерковной борьбы: 20 лет миссионерского служения еще в империи, четыре года настоятельства в кафедральном соборе Гродно (1918–1922) в возродившейся Польской республике, из которой его выпроводили, и 20 лет жизни в создавшей совсем новую государственность родной Латвии, из которых в годы 1933–1941 он пребывал под запрещением, причем в 1936–1940 годах жил и вовсе крестьянским трудом на своем хуторе. С 1 декабря 1941 до 18 февраля 1944 года он служит начальником Управления Миссии, которая уже к августу 1942‑го организует на громадной территории более 150 приходов с почти восемью десятками священнослужителей.


Протоиерей Кирилл Зайц. Частное собрание
Протоиерей Кирилл Зайц. Частное собрание

***
Была ли деятельность Миссии антисоветской? Как ни удивительно, именно этот вопрос ­почему-то более всего волнует почти всех современных авторов, устремившихся вслед за К. П. Обозным. Определенно была, даже в малейших своих проявлениях, поскольку церковная Миссия не могла искренне поддерживать государство, полагавшее своей задачей ликвидацию института Церкви и взращивание утопического безрелигиозного созидателя настоящего и идеального грядущего, пусть даже посредством последовательного перевоспитания населения, как это лукаво декларировалось официально… Ведь приходя в вытоптанную большевиками Россию сотрудники Миссии попадали зачастую в безбожную пустыню — даже в немаленьком Пскове к осени 1941‑го сохранялся неразоренным единственный древний (XV–XVI веков) храм — Димитрия Солунского в Поле, истории которого посвящена только что напечатанная прекрасного качества книжка В. Н. Косырева «Димитриевская кладбищенская церковь» (Б. м., 2024. 202 с.). Именно этот храм стал первым и успешнейшим центром церковного возрождения в древнем городе.

Книга К. Обозного и А. Витолса состоит из семи глав, заключения и приложений. В ней 140 страниц. Авторы подробно рассказывают о первых десятилетиях учения и служения отца Кирилла Зайца, о его работе в Латвийской Православной Церкви, Русском Студенческом Христианском движении (в его латвийском воплощении). Использованы документы многих архивных собраний из нескольких государств. Достаточно подробно освещены события преследования отца Кирилла, его арест, осуждение и гибель в советском лагере. Новая книга — готовое собрание материалов для неминуемого церковного прославления.
Падение страны советов привнесло в церковную жизнь множество немыслимых прежде и поныне очень неудобных недругам христианства явлений, прежде всего — совершившееся церковное признание драгоценного подвига христианских борцов с государственным безбожием. И сегодня уже всякому очевидно, почему родившийся в семье эмигрантов и выросший в межвоенной Эстонской республике Патриарх  Московский Алексий II (Ридигер) столь последовательно добивался повторного прославления новомучеников и исповедников Русской Церкви именно на территории послесоветской России — он уж очень хорошо познал неустойчивость сознания беспокойного государства, в котором ему довелось выживать полстолетия…


Иконостас главного придела храма Димитрия Солунского. Фото автора
Иконостас главного придела храма Димитрия Солунского. Фото автора


***
Для родившихся и выросших уже после СССР двух поколений всё это было очень давно, то есть — вроде бы — явно малоинтересно. Но Церковь удивительно последовательно излечивает историческое беспамятство, поддерживает и восстанавливает знание о живших в тяжелые для нее времена людях праведных или просто порядочных. И новая книга — высококачественный тому пример. В Церкви нет подвижников «своих» и «чужих», они явление общехристианское — без границ национальных и государственных, а почитание достойных — свободный и осознанный выбор церковного народа, которому вовсе не требуется согласие прокуратуры на оправдание той или иной жертвы какого угодно безумного режима. И никакое государство — никогда и ни в каком случае — не в состоянии этот выбор церковного народа отменить или хотя бы запретить надолго. В истории такого не случалось…
Примером тому жизнь иеромонаха Гавриила (Ургебадзе; 1929–1995). Сегодня он — любимый святой грузинского народа (прославлен 20 декабря 2012 года Грузинской Церковью), пришедший и к нам: иконы святого Гавриила можно увидеть чуть не в каждом новом храме. Тбилисский дом и могила этого ниспровергателя коммунистических идолов, публично спалившего портрет главаря советского языческого пантеона Ульянова-­Ленина, десятилетиями привлекают православных паломников со всего света.
Примечательна и история другого новейшего святого православной Русской Церкви. Александр Мюнхенский, Александр Шморель (1917–1943), — православный германский солдат из русских немцев, успевший недолго повоевать в Смоленском крае в 1942 году, вернувшийся в Германию и организовавший студенческую группу «Белая роза» — действовавший до февраля 1943‑го очаг антивоенного сопротивления, что и привело к его аресту, осуждению и гибели. Еще недавно было бы сложно вообразить в наших храмах иконописное изображение святого мученика в германском солдатском кителе, но сегодня это очевидная действительность, от которой никуда не деться. И святым Русской Церкви Александр Шморель останется, что бы ни сыскалось в предшествовавших мученичеству летах его жизни. В этом особенность Церкви — от святости нет путей вспять, как к этому ни относись…
И в Псковской духовной миссии её работники не делились на латышей (отец Кирилл Зайц родился в немецко-­латышско-польской семье), немцев (отец Георгий Бенигсен, отец Николай Шенрок), русских, белорусов, украинцев или поляков… Они вместе работали ради спасения жизней (не только тела, но духа прежде всего) загоняемых в языческую советскую дикость народов. И сегодня всё больше наших современников, вне зависимости от национальности и гражданства, явственно питается плодами и тогдашних их усилий.


Иконостас придела храма Димитрия Солунского. Фото автора
Иконостас придела храма Димитрия Солунского. Фото автора


***
Появлению новой книги о протопресвитере Кирилле Зайце (весьма удачно иллюстрированной историческими изобразительными материалами) предшествовал обширный цикл лекций К. П. Обозного в передачах радиостанции «Град Петров». Прозвучавшие очерки биографий псковских миссионеров сегодня любой желающий может прочитать, и чтение это — сплошное интеллектуальное удовольствие. Эти свидетельства аккуратного ученого-­историка — дополненные, переработанные и, хочется надеяться, добротно проиллюстрированные изобразительными материалами (а это сложнее всего!) — по-видимому, станут в недалеком будущем в силу своей документальной достоверности образцовыми житийными повествованиями о святых недавнего прошлого. Ведь для Русской Церкви XX столетия значение деятельности Псковской духовной миссии ни с чем не сравнимо. Она не только символ и ощутимый пример неиссякающих возможностей христианского возрождения — это ­какое-то продолжающееся чудо, которому нельзя не удивляться, которое не перестает радовать и укрепляет надежду. 


Храм Димитрия Солунского в Поле. Псков. Ноябрь 2024 года. Фото автора
Храм Димитрия Солунского в Поле. Псков. Ноябрь 2024 года. Фото автора




Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"