На иконе с лошадьми
Святые Флор и Лавр при жизни не имели никакого отношения к ветеринарии, но после смерти особо почитаются как защитники животных.
Братья-каменотесы
Давным-давно, во II веке, жили-были два брата — Флор и Лавр. Во всей Иллирии — эта римская провинция лежала на землях нынешних Сербии и Хорватии — не было лучших знатоков строительного дела. Не было равных им и в благочестии. Однажды Ликион, наместник Иллирии, по просьбе правителя соседней области отправил братьев на постройку великолепного языческого храма. Братья согласились, но всё сделали по-своему. Они проповедовали Евангелие, раздавали бедным деньги, которые получали за свой труд, исцеляли больных. А храм, который был построен очень быстро, освятили для прославления Иисуса Христа. Узнав о случившемся, Ликион приказал сжечь всех, кто собирался на молитву в храме, а Флора и Лавра доставить во дворец. Убедившись, что братья непоколебимы в своей вере, Ликион велел сбросить их в глубокий колодец и засыпать землей.
При императоре Константине Великом мощи братьев были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. У раки святых происходили многочисленные исцеления. Не позднее XV века их житие перевели на славянский язык, а уже с середины XVI-го, после включения его в Четьи-минеи, оно стало широко известным на Руси. Популярности Флора и Лавра способствовала также их слава как помощников в борьбе с «неверными». Ведь именно в их день, как отмечено в «Повести о Куликовской битве», князь Дмитрий Донской получил благословение преподобного Сергия Радонежского перед походом на Мамая.
В богослужебных текстах святых называют «зодчии духовные», Божественною благодатию «на камени веры» наставляющие. Налицо аллюзия к ремеслу братьев. Почему же святые стали почитаться как покровители лошадей, а не строителей?
Чудо о Флоре и Лавре
Почитание святых братьев как покровителей лошадей возникло еще в Иллирии, придя на смену античному культу всадников — братьев Диоскуров. Согласно устному преданию, с открытием мощей святых мучеников в IV веке прекратился падеж скота.
На Руси такая трактовка образа святых получила широкое развитие. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми. Этот иконографический сюжет называется «Чудо о Флоре и Лавре» и неизвестен в других Православных Церквах. Предание, послужившее для него основой, повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу. Сюжет сложился в XV веке, а одна из самых ранних дошедших икона, новгородского письма, датирующаяся концом XV — началом XVI века, находится в собрании Третьяковской галереи.
По иконописному подлиннику, то есть руководству для иконописцев о сюжетах и образах, Флор изображается человеком средних лет, с бородой, а Лавр — юношей. На иконе в едином золотом пространстве изображены Архангел Михаил в полный рост, а по сторонам, вполоборота к нему — святые мученики Флор и Лавр. Ниже — два коня: черный и белый, под нарядными седлами. Архангел Михаил вручает мученикам поводья этих коней. Некоторые исследователи полагают, что на этой иконе кони символически олицетворяют день и ночь, знаменуя бег времени. Контур их спин продолжает линию «разлета» архангельских крыльев — тем самым вся земля: и пространство, и время, входит в общение с Горним миром. «Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь», — пишет князь Евгений Трубецкой в своей книге «Умозрение в красках».
Лошадиный праздник
На Руси возникло множество преданий о святых мучениках. А в одном из них повествуется, что святые братья сами установили выходной день для лошадей.
«На второй день Спаса некий мужик выехал в поле пахать, чтобы посеять озимые. Однако лошадь его остановилась и отказалась работать. С бранью и проклятиями крестьянин стал бить своего коня, угрожать. Лошадь упала на колени и заржала. И вдруг на поле появились двое странников с посохами и грозно сказали: „За что ты бьешь лошадь? Ты в ответе за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У людей на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Флора и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним“. Крестьянин раскаялся, а с тех пор 31 августа стал отмечаться как конский праздник».
В народном сознании праздник Флора и Лавра как заступников за лошадей и их владельцев превратился в день особого ублажения этих животных. В дореволюционной России «лошадиный праздник» действительно широко отмечался, а иконы святых были во многих крестьянских домах. В этот день лошадей старались освободить от работы, кормили в полную сыть, купали в реках и озерах, вплетали в расчесанные гривы и хвосты ленты и приводили к храму. После молебна животных окропляли святой водой. В городах в этот день устаивали выставки лошадей. Так, в Москве на Мясницкой улице, напротив здания Почтамта, ежегодно устраивалась выставка орловских рысаков. Упоминание «лошадиного праздника» присутствует в простодушной молитве Платона Каратаева в романе Льва Толстого «Война и мир».
Удивляться тут нечему. До изобретения современной техники лошадь была и главной единицей в сельскохозяйственных работах, а потому кормильцем семьи, и основным средством передвижения. Конница составляла значительную часть армии. Благодарное отношение к боевым лошадям стало особенно заметным после войны 1812 года. По повелению императора Александра I в парковом ансамбле у Каменноостровского дворца были устроены специальные захоронения лошадей его Величества. А в январе 1826 года император Николай I повелел перевести восемь верховых лошадей «…собственного седла императора Александра Павловича», доживавших свой век «на пенсионе» в конюшнях Санкт-Петербурга, в Царское Село. Здесь им было выстроено особое здание — Пенсионерная конюшня. Рядом с ней расположено кладбище лошадей «собственного императорского седла». Ряды каменных плит с высеченными на них именами указывают места погребения любимых коней русских императоров от Александра I до Николая II.
С исчезновением лошадей из сельского труда и военного дела ослабела и память о святых Флоре и Лавре. Гонения на Церковь в советское время способствовали искоренению праздника. Но он возрождается, и теперь в новом качестве. Память о святых, сплетаясь с заботой о мире здешнем, вновь выходит за рамки «внутреннего» церковного календаря.