Мягче мягкого и веселее веселого
«Семейная школа» для прихожан и не только.
Раздел: Проект
Журнал: № 10 (октябрь) 2014Страницы: 46-48 Автор: Алексей ГориченскийФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 22 октября 2014
Что современным родителям делать со своими детьми? Чем заниматься, как проводить время вместе? Во что играть с теми, кто поменьше, о чем говорить с теми, кто постарше? Как избежать отчуждения?.. Понятно, что не только автору этих строк приходят в голову подобные вопросы. Ответить на них герои нашей статьи пытаются с помощью «Семейной Мягкой Школы» — методики общения родителей с детьми.
СМШ в действии — это система физических упражнений, построенных в виде совместных игр родителей с детьми. Игры короткие, они быстро сменяют друг друга, не успевая надоесть даже самым непоседливым малышам. Каждая из игр содержит задание, в каждом задании ребенок должен найти выход из той или иной ситуации. В занятиях всегда участвуют несколько семей и преподаватель-ведущий.
Матушка Ольга Киселева, супруга священника Димитрия Киселева, настоятеля строящегося храма Смоленской иконы Божией Матери, и мама четырех детей. Пока приход в Лесколово еще формируется, Ольга организует СМШ в Юкках, приглашая, в частности, прихожан храма Рождества Иоанна Предтечи — а также всех желающих. А отец Димитрий с детьми — постоянные участники СМШ.
Занятия проводятся несколько раз в неделю либо в арендованном зале местного фитнес-клуба, либо, когда хорошая погода, на зеленой лужайке перед озером. Программа подобрана для нескольких возрастных групп. Занятия платные.
Сначала все — взрослые, дети — садятся в круг, знакомятся, здороваются. Потом начинаются упражнения. Ведущая рассказывает какую-либо присказку, обозначает задание, взрослые занимают соответствующие позиции, а дети распределяются между ними. Причем дети совсем не обязательно выбирают своих родителей: пары (а также тройки, четверки и т. д.) могут группироваться как угодно в течение занятий.
Например, «деревья»: взрослые застывают в причудливых статичных позах, держа в руке мячик — «плод». Дети карабкаются на «деревья», стараясь его достать. Или несколько игр на сюжет современной сказки «Зоки и Бада». В одной из них взрослые сажают зоков-детей в «банки» — капканы из рук и ног. Зоки, проявляя чудеса ловкости, выбираются из тесных объятий на волю. Или даже такое вот упражнение: все бегают по кругу и кричат что есть силы. Ну и так далее.
Атмосфера веселая. Детей никто не одергивает, они носятся по залу как хотят, при этом успевая полноценно участвовать во всех играх. Впрочем, если что-то кто-то пропускает — не беда.
1. Телесный контакт. Незнакомая девочка может ухватить вас за ухо, а незнакомый дяденька может затолкать вам теннисный мяч под футболку. Нарушаются все заповеди современной культуры общения о неприкосновенности личного пространства, о комфортной психологической дистанции. Все табу растворяются в смехе и детском визге.
2. Вызов и преодоление. Каждое задание, каждая игра требует от ребенка значительного усилия. Всегда есть вызов, но и победа всегда достижима. Поощрением бывают объятия.
3. Нацеленность на детей, работа со взрослыми. На первый взгляд кажется, что всё в СМШ направлено на развитие новых навыков и умений у детей, а взрослые играют роль помощников ведущей. Но позже ставится ясно, что родители тоже являются объектами воспитания. Они тоже сталкиваются с вызовами, в первую очередь психологическими, они тоже, в случае успешной работы, избавляются от внутренних зажимов и нервно-мышечных блоков. Что, по идее, гармонизирует их отношения с детьми.
4. Общинность. Взрослые играют и со своими, и с чужими детьми. Группа взрослых на занятиях выступает как целое по отношению к группе детей. Деление на семьи внутри этих групп сохраняется, но ставится не столь важным. Такие отношения характерны для очень древних социальных групп — общин. Это вызывает малозаметный поначалу, но довольно сильный и интересный сдвиг в сознании участников.
5. Никто никого ничего не заставляет делать.
Супруги Игорь и Катя, родители двух сыновей, прихожане храма в Юкках: «У нас на занятия СМШ несколько раз ходил со старшим сыном Игорь. Зачем? Чтобы побыть вместе папе и сыну, а еще чтобы научиться контактировать с другими людьми, не бояться взрослых, учиться общаться с детьми. Мы пытались в этом году ходить в садик, Коле не нравилось, мы бросили. Но ведь социализоваться всё равно надо».
Супруги Коля и Оля — Коля художник, Оля домохозяйка, у них этника в одежде, за плечами опыт жизни в экопоселениях: «Воцерковляться не собираемся, но очень признательны Ольге и отцу Димитрию за эти занятия. Пожалуй, можно сказать, что мы тут встретились с настоящими христианами, исповедующими свои принципы не на словах, а на деле».
Сегодня папы и мамы очень рано начинают развивать малышей по программам грядущего жизненного успеха. С самых первых лет — языки, тренинги, занятия. А между тем педагоги и психологи пишут о новом типе сенсорного голода современных детей, о дефиците тактильного контакта между родителем и ребенком. Детям не хватает маминых и папиных рук, не хватает объятий, ласк, прикосновений. А без тактильного контакта, как выясняется, страдает развитие эмоций и интеллекта. Страдает целостность будущей личности.
«Мягкой школе» удается исправить этот дисбаланс, вернуть детей в объятия родителей. В той или иной форме об этом эффекте говорят и преподаватели, и взрослые ученики.
Что еще? Большинство из участников говорят о том, что их ребенок стал меньше капризничать. Многие сообщили, что отдельные упражнения СМШ они с успехом повторяют дома, и это очень помогает строить общение и радует детей. Ольга Киселева подтверждает: важный аспект работы школы — желание учащихся сделать ее частью повседневной жизни семьи. То есть не так, что папа вдруг торжественно объявляет: сейчас вторник, и мы будем полтора часа делать упражнения, нет, — спонтанные игры, смех и особое, уважительное отношение к ребенку, характерные для СМШ, могут стать нормой семейного быта.
А лично мне на занятиях у Ольги казалось, будто я проваливаюсь куда-то в собственное прошлое. Игровые присказки отзывались полузабытыми нашептываниями прабабушки. Тело вспоминало, что нечто подобное мы делали в пионерлагере, а вот это движение было в игре с соседскими мальчишками на даче, а вот так в очень раннем детстве меня катал по полу отец. Или это только хотелось, чтобы он так катал, а тело запомнило желание как реальность, которая вот только теперь исполнилась?
Я чувствовал гордость перед незнакомой пятилетней девочкой за то, что наше с ней упражнение получилось не хуже, чем вон у той опытной тети с ее дочкой. И, признаюсь, я испытывал позитивные эмоции — да что там, я ликовал просто! — когда подбрасывал вверх разноцветные шарики и бессмысленно кричал вместе со всеми.
И я не буду тут цитировать евангельский призыв стать детьми просто потому, что он и так очевиден в этом контексте.
Алексей Гориченский
фото: Станислав Марченко
ГРУППА «ВКОНТАКТЕ»: vk.com/softschool_piter
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
«Семейная Мягкая Школа» (СМШ) была создана около 20 лет назад педагогом-дефектологом Эллой Глушковой (Москва). За это время накоплен немалый опыт в развитии как обычных детей, так и детей с неврологическими патологиями. Считается, что основы методики СМШ позаимствованы у мягких стилей воинских искусств. Слоган школы: «Играя, учимся жить». Последователями СМШ стало множество людей в разных концах страны.СМШ в действии — это система физических упражнений, построенных в виде совместных игр родителей с детьми. Игры короткие, они быстро сменяют друг друга, не успевая надоесть даже самым непоседливым малышам. Каждая из игр содержит задание, в каждом задании ребенок должен найти выход из той или иной ситуации. В занятиях всегда участвуют несколько семей и преподаватель-ведущий.
КТО ОРГАНИЗУЕТ?
Матушка Ольга Киселева, супруга священника Димитрия Киселева, настоятеля строящегося храма Смоленской иконы Божией Матери, и мама четырех детей. Пока приход в Лесколово еще формируется, Ольга организует СМШ в Юкках, приглашая, в частности, прихожан храма Рождества Иоанна Предтечи — а также всех желающих. А отец Димитрий с детьми — постоянные участники СМШ.
Занятия проводятся несколько раз в неделю либо в арендованном зале местного фитнес-клуба, либо, когда хорошая погода, на зеленой лужайке перед озером. Программа подобрана для нескольких возрастных групп. Занятия платные.
КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?
Сначала все — взрослые, дети — садятся в круг, знакомятся, здороваются. Потом начинаются упражнения. Ведущая рассказывает какую-либо присказку, обозначает задание, взрослые занимают соответствующие позиции, а дети распределяются между ними. Причем дети совсем не обязательно выбирают своих родителей: пары (а также тройки, четверки и т. д.) могут группироваться как угодно в течение занятий.
Например, «деревья»: взрослые застывают в причудливых статичных позах, держа в руке мячик — «плод». Дети карабкаются на «деревья», стараясь его достать. Или несколько игр на сюжет современной сказки «Зоки и Бада». В одной из них взрослые сажают зоков-детей в «банки» — капканы из рук и ног. Зоки, проявляя чудеса ловкости, выбираются из тесных объятий на волю. Или даже такое вот упражнение: все бегают по кругу и кричат что есть силы. Ну и так далее.
Атмосфера веселая. Детей никто не одергивает, они носятся по залу как хотят, при этом успевая полноценно участвовать во всех играх. Впрочем, если что-то кто-то пропускает — не беда.
ПРИНЦИПЫ СМШ, КОТОРЫЕ ПОКАЗАЛИСЬ ВАЖНЫМИ
1. Телесный контакт. Незнакомая девочка может ухватить вас за ухо, а незнакомый дяденька может затолкать вам теннисный мяч под футболку. Нарушаются все заповеди современной культуры общения о неприкосновенности личного пространства, о комфортной психологической дистанции. Все табу растворяются в смехе и детском визге.
2. Вызов и преодоление. Каждое задание, каждая игра требует от ребенка значительного усилия. Всегда есть вызов, но и победа всегда достижима. Поощрением бывают объятия.
3. Нацеленность на детей, работа со взрослыми. На первый взгляд кажется, что всё в СМШ направлено на развитие новых навыков и умений у детей, а взрослые играют роль помощников ведущей. Но позже ставится ясно, что родители тоже являются объектами воспитания. Они тоже сталкиваются с вызовами, в первую очередь психологическими, они тоже, в случае успешной работы, избавляются от внутренних зажимов и нервно-мышечных блоков. Что, по идее, гармонизирует их отношения с детьми.
4. Общинность. Взрослые играют и со своими, и с чужими детьми. Группа взрослых на занятиях выступает как целое по отношению к группе детей. Деление на семьи внутри этих групп сохраняется, но ставится не столь важным. Такие отношения характерны для очень древних социальных групп — общин. Это вызывает малозаметный поначалу, но довольно сильный и интересный сдвиг в сознании участников.
5. Никто никого ничего не заставляет делать.
ПРИЧЕМ ТУТ ПРАВОСЛАВИЕ?
Методика СМШ, считает отец Димитрий Киселев, вполне годится для организации семейного досуга на приходе: она опирается на традиционные ценности и служит укреплению семьи. Священник надеется, что СМШ станет важной формой приходской работы в его будущем храме, а также хорошим мостиком для воцерковления тех, кто еще не в Церкви. Как иллюстрация к этим двум задачам — комментарии двух очень разных супружеских пар.Супруги Игорь и Катя, родители двух сыновей, прихожане храма в Юкках: «У нас на занятия СМШ несколько раз ходил со старшим сыном Игорь. Зачем? Чтобы побыть вместе папе и сыну, а еще чтобы научиться контактировать с другими людьми, не бояться взрослых, учиться общаться с детьми. Мы пытались в этом году ходить в садик, Коле не нравилось, мы бросили. Но ведь социализоваться всё равно надо».
Супруги Коля и Оля — Коля художник, Оля домохозяйка, у них этника в одежде, за плечами опыт жизни в экопоселениях: «Воцерковляться не собираемся, но очень признательны Ольге и отцу Димитрию за эти занятия. Пожалуй, можно сказать, что мы тут встретились с настоящими христианами, исповедующими свои принципы не на словах, а на деле».
И ВСЕ-ТАКИ — ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
Сегодня папы и мамы очень рано начинают развивать малышей по программам грядущего жизненного успеха. С самых первых лет — языки, тренинги, занятия. А между тем педагоги и психологи пишут о новом типе сенсорного голода современных детей, о дефиците тактильного контакта между родителем и ребенком. Детям не хватает маминых и папиных рук, не хватает объятий, ласк, прикосновений. А без тактильного контакта, как выясняется, страдает развитие эмоций и интеллекта. Страдает целостность будущей личности.
«Мягкой школе» удается исправить этот дисбаланс, вернуть детей в объятия родителей. В той или иной форме об этом эффекте говорят и преподаватели, и взрослые ученики.
Что еще? Большинство из участников говорят о том, что их ребенок стал меньше капризничать. Многие сообщили, что отдельные упражнения СМШ они с успехом повторяют дома, и это очень помогает строить общение и радует детей. Ольга Киселева подтверждает: важный аспект работы школы — желание учащихся сделать ее частью повседневной жизни семьи. То есть не так, что папа вдруг торжественно объявляет: сейчас вторник, и мы будем полтора часа делать упражнения, нет, — спонтанные игры, смех и особое, уважительное отношение к ребенку, характерные для СМШ, могут стать нормой семейного быта.
ЛИЧНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
А лично мне на занятиях у Ольги казалось, будто я проваливаюсь куда-то в собственное прошлое. Игровые присказки отзывались полузабытыми нашептываниями прабабушки. Тело вспоминало, что нечто подобное мы делали в пионерлагере, а вот это движение было в игре с соседскими мальчишками на даче, а вот так в очень раннем детстве меня катал по полу отец. Или это только хотелось, чтобы он так катал, а тело запомнило желание как реальность, которая вот только теперь исполнилась?
Я чувствовал гордость перед незнакомой пятилетней девочкой за то, что наше с ней упражнение получилось не хуже, чем вон у той опытной тети с ее дочкой. И, признаюсь, я испытывал позитивные эмоции — да что там, я ликовал просто! — когда подбрасывал вверх разноцветные шарики и бессмысленно кричал вместе со всеми.
И я не буду тут цитировать евангельский призыв стать детьми просто потому, что он и так очевиден в этом контексте.
Алексей Гориченский
фото: Станислав Марченко
ГРУППА «ВКОНТАКТЕ»: vk.com/softschool_piter