Мы разные

и похожие

Детям (да и не только им) тяжело понять, как разные люди могут быть объединены в одну Церковь, почему Бог принимает и святых, и грешных, почему солнце одинаково дарит свет и плохим, и хорошим. Здесь нужен не только взрослый ум, но и богатый жизненный опыт. Попробуем объяснить малышам столь сложные вещи на наглядном примере.
Журнал: № 11 (ноябрь) 2011Автор: Анна ГольдинаИллюстратор: Александра Ершова Опубликовано:
Используем для сегодняшнего занятия соленое тесто. Рецепт его приготовления прост: стакан муки, стакан соли (лучше всего экстра), 120-130 грамм воды. Воду можно заменить киселем (1 столовую ложку крахмала разведем половиной стакана воды, полученный раствор вольем в стакан почти кипящей воды и размешаем до получения однородной массы). Кисель соединяем с мукой и солью, вымешиваем до образования однородной массы. Хорошо бы полученный «пластилин» поставить на 2-3 часа в холодильник, чтобы тесто стало более эластичным.

— Посмотрите, тесто белого цвета, легко мнется и делится на кусочки. На нем легко остаются следы, оно хорошо впитывает краски. Все это делает его очень похожим на человеческую душу. Сначала душа у нас белая, открытая для любого воздействия, будь то влияние нехорошего человека или ласковое мамино слово. Те из детей, у кого есть младшие братья и сестры, хорошо знают, что малыши легко поддаются любому влиянию. Если научить их стучать по батарее, они будут стучать сутками, радуясь громкому звуку и мешая соседям и домочадцам. Если научить их приносить пирамидку, они будут это с удовольствием делать, прося, чтобы вы с ними поиграли. Так же происходит и в духовной жизни: пока мы маленькие, мы открыты и на хорошее, и на плохое. Когда мы начинаем взрослеть? Когда начинаем отделять хорошее от плохого и самостоятельно решать, стучать ли нам по батарее или нести маме игрушку.

Вот перед каждым из вас кусочек теста. Вы можете вылепить из него все, что угодно, и выкрасить в любой цвет. Я предлагаю сегодня каждому вылепить по грибочку. Ваша работа совсем не обязательно должна быть похожа на настоящие грибы. Сегодня мы сделаем полянку из волшебных грибков.

Когда дети выполнят задание, предложите им оставить работы на неделю на батарее, чтобы они высохли. Или поставьте их на 2-3 часа в духовку, разогретую до 80-90 градусов. У каждого малыша получилось что-то свое, особенное, непохожее на других. Обратите на это внимание детей и предложите им неделю подумать, почему так получилось.

Следующее занятие вы начнете уже с раскрашивания грибов. Использовать можно любые красители: гуашь, акриловые краски, фломастеры, карандаши. Пусть ребята помогают друг другу. Когда творческий процесс будет завершен, поставим поделки рядышком. Пусть дети сами решат, какому грибку нужен друг, а кто будет стоять в сторонке.

— А теперь посмотрим: все грибы разные по форме и по цвету. Почему так получилось?.. Наши поделки такие не похожие друг на друга, но при этом они спокойно ужились на одном столе. И никто из вас не пытался выкинуть работу другого. Каждому нашлось свое место. Так и в Церкви каждому свое место. Ничего, что у кого-то гриб полностью черный. Сейчас его хозяину кажется, что только так и может быть. Но со временем автор может захотеть дорисовать на нем белые точечки или сделать ему белую ножку, чтобы он стал похож на сыроежку. Так и Бог каждому из нас дает возможность подумать, что-то изменить. Он дает каждому из нас возможность вырасти и научиться выбирать, что хорошо, а что плохо.

Если мы сейчас выключим в классе свет и задвинем шторы, разве мы увидим, что чья-то поделка хороша, а чья-то требует доработки? Солнышко, каждый день заглядывая к нам в окошко, напоминает нам о том, что сегодня предстоит что-то сделать: совершить хороший поступок, исправить какие-то свои ошибки.

Давайте еще раз посмотрим на наши поделки. У кого получилась самая красивая шляпка? А у кого ножка? Трудно ответить? Потому что все очень старались! И каждый может увидеть какие-то приемы, которым можно поучиться у товарища. Не позавидовать, а именно поучиться! Церковь дает нам множество примеров, которым мы можем последовать, чтобы сделать свою душу прекраснее и ближе к Богу. Какие это примеры? (Совсем не обязательно, чтобы дети называли имена известных им святых.) Мама, папа, бабушка, приходской священник, соседка по парте. Чему можно у них поучиться?

В заключение еще раз спросим детей, как им кажется, почему в Церкви уживаются вместе столь разные люди. Можете не сомневаться, ответы вас порадуют.

Грибные сказки
В русских и авторских сказках довольно часто встречаются персонажи-грибы. Предложите ребятам вспомнить их. Гриб-лесовик из сказки «Морозко». В популярном советском фильме его обижает Иван-вдовий сын. За это наглого и спесивого юношу лесовик превращает в человека-медведя: тело у него остается человеческим, а голова, как и его внутренний мир, медвежья. Только осознав неправильность своего поведения, полностью изменившись, Иван вновь становится прекрасным молодым человеком. Теперь он достоин замечательной девушки Настеньки… Как вы думаете, этот гриб — хороший или плохой персонаж? Почему? Стоит ли христианину отвечать злом на обиду? В каких случаях стоит преподать урок обидчику, всегда ли при этом нужно его унизить или ударить?

Другой литературный гриб — грибок-теремок (многим эта сказка известна в пересказе Ивана Сутеева «Под грибом»), под которым лесные жители прятались от дождя. Чем больше зверей становилось, тем больше становился гриб. Было тепло, шел дождик, грибок просто вырос. А растет ли человек, когда помогает ближним? Всегда ли нужно ждать, когда тебя попросят о помощи или надо предлагать помощь самому? К каким людям стоит обращаться за помощью?

Среди персонажей книг нового поколения можно встретить и мудрого гриба, связанного с матушкой-грибницей. Ему не надо бегать с места на место. Он и так все знает, много думает и обо всем имеет свое мнение. Речь идет о Грибе, друге червячка Игнатия, из книги Виктора Кротова «Червячок Игнатий и его открытия». Этот гриб-отшельник оказывается добрым другом и хорошим советчиком. Почему так происходит? Жить отшельником — значит ли это быть одиноким и никого не любить?

Стоит вспомнить и отрицательный гриб… Таковым является Мухомор из «Сказки про зайца с чудесными ушами». Старый интриган не мог сдвинуться с места и посылал лис, чтобы они отняли у зайчика его чудесные ушки, слышащие все завтрашние лесные новости. Как вы думаете, почему Мухомор стал таким противным? Почему лесным зверям удалось его победить?

И, наконец, сказка Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик», известная многим малышам по старому советскому мультфильму. Чему научил старый боровик Женечку? Почему он не отдал ей и кувшинчик, и дудочку?
Все эти замечательные истории помогут задуматься о важных жизненных вопросах не только малышам, но и их родителям, и могут послужить поводом для семейного обсуждения на ближайшую неделю.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Дошкольное богословие"

11 декабря, среда
rss

№ 11 (ноябрь) 2011

Обложка

Тема номера:Ученость и мудрость

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Слово главного редактора
ПРАЗДНИК
Миша и архангел Михаил
АКТУАЛЬНО
Уроки октября. Чему научила нас революция?
ПОДРОБНО
/ От редакции / Ученость
и мудрость
/ От редакции / Ученость и мудрость
/ Острый угол / О пользе невоцерковленной науки
/ Интервью / Ученые единицы
/ Крупный план / Устами младенца
/ Крупный план / Катехизация: мечты и реальность
/ Via Historica / Мудрость многих, остроумие одного
ПРОПОВЕДЬ
Первый апостол.
Евангелие в праздник святого апостола Филиппа
Отражение любви Божией.
Апостол в Неделю 18‑ю по Пятидесятнице
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Мудрость
восхождения и причастия
/ Имена / Русский не по рождению
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Владислав Малышев
/ Аксиос / диакон Антоний Лынов
/ Ленинградский мартиролог / Архиепископ
Иннокентий (Тихонов)
/ Камертон / Профессионалы
против любителей
/ Дошкольное богословие / Мы разные
и похожие
/ Приход / Радость на Шпалерной
КУЛЬТПОХОД
/ Книжная полка / Инерция чужого поступка
/ Афиша "ВЖ" / Преступление
без наказания