Музыкальные подношения Его величеству
Сегодня, 20 декабря 2013 года, в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки открылась выставка, на которой можно познакомиться с одной из страниц придворной жизни династии Романовых. В витринах отдела — изысканные нотные рукописи в богатых переплетах с золотым тиснением. Это подарки, которые преподносились русским императорам известными композиторами и частными лицами.
Раздел: День седьмой
Фотография: @ Российская национальная библиотека
Сегодня, 20 декабря 2013 года, в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки открылась выставка, на которой можно познакомиться с одной из страниц придворной жизни династии Романовых. В витринах отдела — изысканные нотные рукописи в богатых переплетах с золотым тиснением. Это подарки, которые преподносились русским императорам известными композиторами и частными лицами.
Сегодня, 20 декабря 2013 года, в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки открылась выставка, на которой можно познакомиться с одной из страниц придворной жизни династии Романовых. В витринах отдела — изысканные нотные рукописи в богатых переплетах с золотым тиснением. Это подарки, которые преподносились русским императорам известными композиторами и частными лицами.
Выставка под названием «Его величеству императору Всероссийскому… почтительное подношение» знакомит публику с уникальным собранием нотных рукописей, которое оказалось в распоряжении Императорской публичной библиотеки в середине XIX века. Нотное собрание поступило из Зимнего дворца, где хранились записи музыкальных произведений, посвященных особам императорского дома. Выставка подводит черту под праздничными мероприятиями, приуроченными к 400-летию восшествия на престол Михаила Феодоровича Романова.
Известно, что ни одно событие придворной жизни — коронация, бракосочетание, рождение наследника, юбилей или даже придворная охота — не обходилось без музыкального сопровождения. Поэтому в царском нотном собрании представлены произведения многих жанров — от полонеза и торжественной увертюры до траурного марша и духовных песнопений.
Музыка должна была радовать не только ухо, но и глаз царственных особ: для придания рукописям надлежащего вида в Санкт-Петербурге существовала целая мастерская, где работали профессиональные копиисты. Результаты их трудов высоко ценились императорами династии Романовых.
Что интересного можно увидеть на выставке? «Вода живая» побеседовала с ее куратором, ведущим научным сотрудником Отдела рукописей РНБ Наталией Рамазановой.
— Наталия Васильевна, что такое «музыкальное приношение»? Откуда взялся такой термин?
— Это название цикла произведений Иоганна Баха, которые он сочинил на предложенную прусским королем Фридрихом II тему. В данном случае приношения — это музыкальные произведения, создававшиеся для царского слуха.
— Это произведения известных композиторов?
— Среди музыкальных приношений, хранящихся у нас в собрании, не так много сочинений композиторов, пользовавшихся мировой славой. Однако есть и они. Так, Александр II получил в подарок «Праздничную песнь» для хора и фортепиано Феликса Мендельсона, а также автограф оперы-феерии Карла Вебера «Оберон». Жемчужиной нашего фонда является автограф оперы Иосифа Гайдна «Непредвиденная встреча», которую русскому императорскому двору подарил князь Эстергази. Эту оперу Гайдн написал для музыкального театра в Эйзенштадте в Венгрии.
Большинство приношений — это произведения музыкантов, которые или приезжали в Петербург, или постоянно работали здесь. Среди них французы, поляки, итальянцы, но их имена мало известны широкому кругу. Есть и сочинения наших соотечественников, например, вариации для фортепиано некой Марии Логиновой, жены коллежского асессора из Вятки. На рукописи заголовок: «Отличительная черта царственных особ Российской Державы есть покровительство как наукам, так и искусствам. Отрасль из последних с детства была моим постоянным занятием».
Музыкальные приношения дарили на коронацию, на тезоименитство и на бракосочетание. Преподнося свои сочинения, музыканты ожидали покровительства царственных особ. Обычно, прежде чем сделать подарок, его приводили в соответствующий вид: отдавали профессиональному копиисту и переплетали в роскошные бархатные переплеты. Подчас сами копиисты пользовались большим авторитетом. Так, при императорском дворе в конце XVIII века служил придворный копиист Луиджи Дзанини. Переписанные им рукописи ценятся сегодня так же, как и оригиналы.
Миша Брянцев (гимназист VI класса I-ой Лодзинской гимназии) «Марш в память 300-летия дома Романовых». Обложка с фотографией императора Николая II и цесаревича Алексея на фоне Московского кремля, 1913 (с) @ Российская национальная библиотека
— Насколько музыкален бы петербургский двор?
— Всех императоров так или иначе обучали музыке. Еще со времен Романовых-царей каждый из них хорошо знал церковно-певческое искусство, а царь Фёдор Алексеевич сам сочинял песнопения. Пел на клиросе церковные песнопения и первый русский император Пётр I. Николай I и Александр III играли на разных духовых инструментах, Александр II, Николай II и цесаревич Алексей — на фортепиано. Этим же инструментом хорошо владели все женщины императорского дома.
— Кто сегодня исследует музыкальные документы?
— Специалисты, студенты… Но и не только они. Приведу пример: один наш читатель, сотрудник Саксонской академии наук в Лейпциге Кристоф Хельмундт, исследовал «Праздничную песню» Феликса Мендельсона. Он установил, что песня изначально должна была прозвучать на концерте в честь австрийского императора Фердинанда II. Заказчик произведения предложил Мендельсону такие слова для хора: «Пусть победоносный знак животворящего Креста непрестанно защищает тебя и твое высокое потомство от врагов видимых и невидимых».
Исследователь выяснил, что это были слова, сказанные русскому императору Николаю I армянским Патриархом, когда тот подарил императору частицу Креста Господня. Спустя десятилетия рукопись Мендельсона была преподнесена сыну Николая — императору Александру.
А.Д. Левицкая «Военный марш в память высочайшего юбилея 300-летия Царствования Дома Романовых». Обложка с цветной заставкой в неорусском стиле, 1913 (с) @ Российская национальная библиотека
Я сама занимаюсь древнерусской музыкой, достаточно хорошо знаю рукописи, которые заключают чин многолетия в честь царствующих особ. Чин многолетия сохранился в сегодняшнем богослужении в форме многолетия в честь Патриарха и высших церковных чинов. Однако в допетровской России многолетие «благоверному царю и великому князю» включалось в чины новолетия, пещного действа (в воспоминание об отроках в печи из книги «Даниила») и чин шествия на осляти в праздник Вербного воскресения. В состав многолетия входили три основных пожелания: долголетия, здоровья и победы над врагами.
— Какие еще рукописи, связанные с Романовыми, есть в Публичной библиотеке?
— Небольшой корпус документов, которыми мы сейчас располагаем, называется «Собрание дома Романовых». Это очень пестрый материал: у нас есть документы практически всех императоров — от Петра I до Николая II. Больше всего документов Екатерины II.
Среди документов, заслуживающих особого внимания, — письма Петра Великого к разным лицам с указаниями по постройке кораблей, строительстве дорог и укреплений и по другим, самым разным вопросам. Есть письма Екатерины II к Фальконе — создателю памятника Петру I. Императрица переписывалась с Фальконе несколько лет, это очень интересная переписка, затрагивающая какие-то философские, общественные вопросы. Переписка Петра и Екатерины была издана еще до революции.
Выставка «Его величеству императору Всероссийскому… почтительное подношение» продлится до 30 января 2014. Отдел рукописей расположен в старом здании библиотеки по адресу: пл. Островского, д. 1. Ежедневно: пн., ср., пт. 13:00-21:00; вт., чт. 9:00-21:00; сб., вс. 11:00-19:00. В праздничные дни — 9:00-16:00. Вход по читательским билетам. Об экскурсии можно договориться по телефону: 312-28-63.
Виртуальная экспозиция размещена на сайте библиотеки: http://expositions.nlr.ru/MusicalManuscripts/