Музыка в марте
8 и 14 марта — «Не только любовь» Родиона Щедрина
В 2017 году исполняется 85 лет со дня рождения композитора Родиона Щедрина. В честь юбилея на сцене Концертного зала Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева будет исполнена первая опера Родиона Константиновича «Не только любовь», созданная в далеком 1961 году и снятая со скандалом с репертуара Большого театра после четырех премьерных представлений. В качестве основы для либретто оперы молодой композитор, которому еще не исполнилось тогда 30 лет, взял рассказ Сергея Антонова «Тетя Луша», повествующий о жизни в послевоенной деревне. Согласно сюжету, председатель колхоза Варвара Васильевна, уже далеко не юная женщина, влюбляется в молодого паренька Володю Гаврилова, у которого есть сверстница невеста. Развязка оперы печальна своей горькой безысходностью: героине удается подавить свое чувство, но проблема не уходит, а превращается в многоточие.
Одним из музыкальных новшеств произведения стало активное использование Щедриным в опере частушек, считавшихся недостойными высокой классики. Композитор сумел придать этому вроде бы веселому и беззаботному жанру грустно-лирический характер. Один из самых популярных номеров оперы — частушки Варвары, в которых главная героиня в отчаянии сетует на свою долю: «Ой, маменька-мать, куда мне любовь девать? То ли по полю развеять, то ли в землю закопать?» В Мариинском театре осуществлять постановку «Не только любовь» будет драматический режиссер, народный артист России Александр Кузин совместно со сценографом Александром Орловым, участвовавшим в оформлении щедринских опер «Очарованный странник» и «Левша».
17 и 18 марта — «Сицилийская вечерня» Джузеппе Верди
Премьера этой оперы состоится на Новой сцене Мариинского театра. Созданный уже признанным к тому времени мастером сразу после «Травиаты» для Парижского театра «Гранд-Опера» музыкально-драматический шедевр Верди в наше время почти не исполняется на российских просторах и известен больше знатокам. Тем интереснее будет увидеть «Сицилийскую вечерню» в постановке француза Арно Бернара в сотрудничестве со сценографом Камилем Дуга и хореографом Джанни Сантуччи. В сюжете оперы, в которой, как принято в хорошей мелодраме, между собою борются любовь и долг, главный герой — освободитель пленной Сицилии по имени Арриго, оказывается сыном главного злодея-тирана Ги де Монфора, казнившего брата возлюбленной Арриго Елены. Гений Верди с помощью музыки делает этот «сюжет мыльной оперы» захватывающим и для современного человека, особенно когда за пультом будет стоять Валерий Гергиев, чей вулканический темперамент прекрасно резонирует с итальянскими страстями.
15 марта — пианист Ефим Бронфман и скрипач Пинхас Цукерман
Эти два выдающихся музыканта выступят в Концертном зале Мариинского театра. Оба артиста неоднократно принимали участие в фестивалях Мариинки, и каждый раз представляли абсолютно убедительный художественный результат. В Петербурге Бронфман и Цукерман исполнят программу из произведений венских композиторов: Моцарта (Соната до мажор), Шуберта (Соната ля мажор) и Бетховена (в соответствии с календарем прозвучит его скрипичная соната № 5 фамажор op. 24, носящая название «Весенняя»). Для тонких ценителей прекрасного — один из обязательных к посещению концерт.
13 и 16 марта — пианист Нельсон Фрейре
В середине марта в Мариинском театре будет гастролировать этот пианист мирового уровня. 13 марта на Новой сцене Мариинки Фрейре вместе с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнит Концерт для фортепиано с оркестром Роберта Шумана, а 16 марта в Концертном зале музыкант представит сольную программу: две сложнейшие Третьи фортепианные сонаты, Брамса и Шопена, будут соседствовать с переложением хоральных органных прелюдий Иоганна Себастьяна Баха и пьесами для фортепиано бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса.
31 марта — Американский Национальный симфонический оркестр
В последний день марта в Большом зале филармонии пройдут гастроли американского Национального симфонического оркестра под управлением Кристофа Эшенбаха. Концерт состоится в рамках VIII Международного фестиваля имени М. Ростроповича, посвященного 90-летию выдающегося музыканта. Почти двадцать лет Ростропович руководил этим коллективом, уделяя в программах особое внимание русской и советской классике. В память о легендарном маэстро Эшенбах продирижирует Восьмой симфонией Дмитрия Шостаковича. Это трагическое произведение, созданное в годы Великой Отечественной войны, стояло в программе последнего публичного выступления Ростроповича. Будучи уже серьезно болен, он продирижировал Восьмой симфонией на концерте в Большом зале консерватории 25 сентября 2006 года, в день столетия Шостаковича.