Музыка в апреле
1–5 апреля — фестиваль арфовой музыки в Мариинском театре
Арфа, звучавшая на Руси во дворцах и салонах высшего общества, была одним из любимых инструментов императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Специально для обучения игре на арфе приехавшей из Германии принцессы, а также её сиятельной золовки великой княжны Елены Павловны, ко двору был приглашен знаменитый в то время французский арфист-виртуоз Жан-Батист Кардон. Свои уроки Кардон успешно совмещал с игрой в придворном оркестре и с написанием музыки. Ноты принадлежащих его перу трио для арфы, скрипки и альта сохранились в Кабинете рукописей Российского института истории искусств в составе перешедшей из Эрмитажа «Нотной библиотеки Елизаветы Алексеевны» и впервые после долгого забвения прозвучат на сцене зала Мусоргского нового корпуса Мариинского театра 2 апреля в 15:00 в рамках международного арфового фестиваля «Северная лира». Программа форума необычайно обширна и включает в себя музыку самых разных эпох и стилей. В афише торжественного гала-представления 5 апреля в Концертном зале театра значатся имена от Баха до ушедшего из жизни в 2010 году композитора Бориса Тищенко. Столь же разнообразен будет и состав исполнителей: от молодых артистов (лауреат международных конкурсов София Кипрская) до маститых профессоров (преподаватель консерватории Ирина Донская-Тищенко). В заключение концерта участники вечера на десяти арфах исполнят «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра, тот самый, под который с Московского вокзала отправляются «Сапсаны» в столицу.
8 апреля — «В эфире чистом и незримом» Александра Кнайфеля
В Концертном зале Мариинского театра пройдет одно из событий «Недели Германии 2017». Лауреаты конкурса TONALi из Гамбурга и солисты Мариинского оркестра представят программу, где наряду с фортепианным квинтетом Брамса и октетом Мендельсона значится сочинение Александра Кнайфеля «В эфире чистом и незримом» (строфы с Тютчевым для фортепиано и струнного оркестра). Кнайфель — один из самых ярких и удивительных композиторов современности, его музыку сложно отнести конкретно к какому-либо стилю или направлению, но она всегда производит на слушателей сильнейший эффект присутствием особого «пространства тишины». В строфах Тютчева для квинтета автор подписываетпоэтические строчки в партии каждого исполнителя так, что они не звучат явно, но при этом присутствуют, это музыка, рожденная словом, и оно живет в ней в своем скрытом аспекте.
16 апреля — пианист Григорий Соколов
В Светлое Пасхальное Воскресенье на сцене Большого зала филармонии выступит один из лучших пианистов мира Григорий Соколов. Его выступления уже давно стали легендой, в последнее время на своей родине Соколов традиционно дает один концерт весной. В этом году музыкант исполнит Фантазию и Сонату до минор Вольфганга Амадея Моцарта и две поздние сонаты Людвига ван Бетховена — № № 27 и 32. После мрачной си бемольной сонаты Шопена со знаменитым Траурным маршем, исполненной в прошлом году, пианист продолжит свои размышления о жизни и смерти, самых сущностных вопросах бытия. Для Григория Соколова музыка, которую он играет, — не просто «программа концерта», а личный диалог с Небом. Последнюю фортепианную сонату Бетховена № 32, написанную уже совершенно не слышавшим внешний мир композитором, со времен знаменитого описания Томаса Манна в романе «Доктор Фаустус» слушатели неизменно ассоциируют с прощанием и вознесением. Две части сонаты — два мира: обуреваемый борьбой и страстями мир внешний и исполненный небесной радости, гармонии и несказанной красоты мир внутренний.
19 апреля — пианист Люка Дебарг
Французский пианист Люка Дебарг, завоевавший любовь и признание российской публики на XV Международном конкурсе им. П. И. Чайковского, в апреле вновь приедет в Петербург. На сцене Концертного зала Мариинского театра, 19 апреля, музыкант выступит в камерном ансамбле с уроженцами французского города Безансона братьями Кастро-Бальби — Давидом (скрипка) и Александром (виолончель). В программе до мажорное трио Гайдна, Второе, ми минорное, трио Дмитрия Шостаковича (значительно реже звучащее, нежели Первое), а также сочинение самого Дебарга, отважно взявшегося и за композиторское ремесло. Судя по тому, каких невероятных успехов удалось достичь выпускнику литературного факультета Парижского университета на пианистическом поприще, его опыты в композиции должны быть очень любопытны. Известен факт, что Люка любит импровизировать джаз, однако с не меньшим мастерством он играети головоломные фуги, и рафинированные сонаты Скарлатти, благо XXI век уже не ставит перед творцами жестких стилевых ограничений.