Музыка, наука, просвещение... и снова музыка
— Юлия Зораховна, мы привыкли, что сезон в Филармонии начинается в сентябре, но на этот раз и межсезонье выдалось бурным…
— Да, в этом году Филармония впервые объявила: «Сезон закрыт — сезон начинается!». 28 июня закрылся концертный сезон, а 1 июля открылся сезон экскурсий. Это был своего рода эксперимент — мы не музей, хотя само здание — памятник архитектуры федерального значения, и здесь есть предметы, артефакты, которые находятся в ведении КГИОПа. Мы и не театр в строгом смысле — у нас нет гримерок, костюмов, декораций, всего того, что создает «манкость» места, где обычному зрителю доступно только то, что видно из зала. Но наше здание настолько связано с историей, причем не только историей музыки, но и с общественно-политической историей, что о нем можно и нужно рассказывать. И более того — его нужно показывать: ведь в здании Большого зала Филармонии сохранились помещения с подлинными интерьерами, которые публика, приходящая на концерты, не видит: это бывшие «царские комнаты». В эти комнаты ведет отдельный подъезд со стороны Михайловской улицы, который, кстати, и сейчас используется для приема высоких гостей, в том числе глав государств. Там изумительно красиво, а с балкона открывается прекрасный вид на Михайловскую улицу. Да и история самого зала, филармонических фойе требует отдельного показа, равно как и «закулисье» — пространство за сценой.
— Отдельная тема — история трехсветного зала Дворянского собрания?
— Мы привыкли считать, что Дворянское собрание — это место, где устраивались балы. Да. Но не только! Конечно, здесь всегда звучала музыка, здесь играл придворный оркестр и множество приглашенных музыкантов: Ференц Лист и Рихард Штраус, Чайковский и Рахаманинов, Стравинский и Шостакович. Мировые премьеры величайших музыкальных произведений происходили здесь. Но здесь происходили и многие политические события — от заседаний Государственного совета до суда над митрополитом Вениамином, о чем свидетельствует установленная два года назад мемориальная доска. Экскурсии рассказывают о том, как здание может быть свидетелем времени. Разработала маршрут и ведет экскурсии наш сотрудник Маргарита Самойлова, известный в городе специалист по выставочно-экскурсионной деятельности, два десятка лет проработавшая в музее политической истории России.
Конечно, особый «пункт» экскурсии — знакомство с оргáном. Сотрудник Филармонии, органных дел мастер Михаил Серазитдинов открывает инструмент и рассказывает, как он устроен. Более того, у экскурсантов есть возможность услышать одно-два произведения полностью. Кстати, наши экскурсии имеют маркировку «12+», то есть они рассчитаны не только на взрослых, но и на школьников средних и старших классов.
— Вы сказали, что экскурсии — проект экспериментальный. Прошло два месяца — каков результат?
— Буквально через сутки после того, как началась продажа на июль, все билеты были проданы, и с билетами на август — такая же скорость. 1 августа поступили в продажу — 2‑го их уже не осталось.
— Миссия Филармонии всегда была просветительской…
— Просветительская деятельность, не только концертная — даже по уставу Филармонии, — является для нее основной. Именно поэтому мы развиваем лекционное направление. Мы организовали пространство под названием «Музиторий» — это небольшой зал на 50 мест, где с нового сезона будут регулярно проходить лекционные циклы. Есть музыкальные абонементы в Большом и Малом зале — по такому же принципу организованы и лекционные абонементы. Всего шесть направлений, и в каждом из циклов в среднем восемь лекций. Направления самые разные: «Музыкальные пристрастия русских императоров», «Музыка дворянских усадеб», «Слушай, Ленинград…» — это о музыке блокадного города, «Великие дирижеры на сцене Филармонии», «Пушкин и музыка». Читать лекции мы пригласили преподавателей Консерватории, Санкт-Петербургского государственного университета, музейных работников, в первую очередь сотрудников Эрмитажа — подготовленный ими монографический цикл называется «Музыка в живописи». Я исходила из того, чтобы блестящей концертной афише соответствовала афиша лектория.
— Но ведь лекции читались в Филармонии и раньше?
— Конечно. Преимущественно непосредственно связанные с тематикой концертов, жизнью и творчеством композиторов и музыкантов, проходили и встречи с исполнителями. А вот лекционных абонементов, связанных с музыкой, так сказать, опосредованно, не было. И мы решили попробовать. Можно сказать, возобновляем существовавшую ранее традицию, заложенную в довоенное время, когда художественным руководителем Филармонии был блестящий лектор, «человек-энциклопедия» Иван Иванович Соллертинский. И в 1960-х были лекции перед концертами — старшее поколение помнит яркие выступления Ираклия Андронникова. Сейчас мы этот жанр возобновляем, несколько трансформировав. В «Музитории» — так называется пространство в цокольном этаже здания Большого зала, лекторы — сотрудники Эрмитажа, Петербургского университета, Российской национальной библиотеки и, конечно, самой Филармонии будут вести циклы, посвященные музыкальным пристрастиям императоров, «звучанию» дворянских усадеб, музыке, отображенной в живописи, истории блокады Ленинграда… Это начинание востребовано — мы видим, что и абонементы целиком, и билеты на отдельные лекции из них раскупаются интенсивно. Кто-то готов планировать жизнь на год — они покупают абонементы, а кто-то берет билет на интересующую тему или любимого лектора. Такая комбинированная система позволяет удовлетворить потребности публики.
— В июне было подписано соглашение с Московской консерваторией. Расскажите о нем.
— Соглашение стало не только первым в истории двух крупнейших музыкальных организаций страны — Московская консерватория впервые подписала подобный документ с концертной организацией. У этого союза огромный не только концертный, но и музыкально-просветительский потенциал. Это своего рода итог давних и добрых отношений: в современной истории они в достаточной степени были определены личностью маэстро Юрия Хатуевича Темирканова. На протяжении ряда лет Заслуженный коллектив России под управлением маэстро принимал участие в концертных программах в Большом зале Московской консерватории. Последние мастер-классы, которые давал Юрий Хатуевич, прошли как раз в Московской консерватории, впоследствии он был удостоен звания «почетный профессор». Из всех направлений сотрудничества и особой важностью, и новизной обладает именно научная и выставочная деятельность, в рамках которой, благодаря объединению усилий, уникальные памятники истории музыкального и исполнительского искусства, хранящиеся в Музыкальной библиотеке Филармонии, станут общественным достоянием и источниками для исследования.
— Какие-то проекты в рамках соглашения уже реализованы?
— Первыми ласточками стали прошедшие в июле два концерта и концерт-беседа «Барокко в белые ночи» в Малом зале. Московские коллеги очень хотели, чтобы лучшие студенты факультета исторического и современного исполнительского искусства смогли сыграть в зале, который по облику соответствует исполняемой музыке. А у нас Малый зал, бывший Дом Энгельгардта, — «абсолютное» барокко. Концерт-беседа был посвящен рассказу об инструментах: барочная флейта, виола да гамба, клавесин, и вообще о барочной музыке, её особенностях и перспективах. Разумеется, зрители услышали не только рассказ об инструментах, но и узнали, как они звучат. Концерты были сознательно поставлены на позднее время, на 22:00, — белые ночи все-таки.
— Запланированы ли выставки в открывающемся сезоне?
— В конце сентября открывается выставка, посвященная 185-летию здания Дворянского собрания, «Застывшая музыка». Она в известной степени разрушит традиционное представление о том, что этот великолепный зал до революции был лишь местом для балов и концертов. Посетители узнают о том, какие общественно-политические события происходили здесь, какие государственные деятели бывали в этих стенах, и, безусловно, смогут узнать неизвестные сюжеты биографий музыкантов, поднимавшихся на эту сцену. Принципиально важно, что ключевые материалы и артефакты, включая предметы интерьера, — из фондов самой Филармонии. Но и послереволюционный период — собственно, когда и появилась Филармония де-юре, тоже не останется в тени. Выставка пройдет в сотрудничестве с крупнейшими музеями и архивами нашего города. Пока не хочу раскрывать интригу — но скажу лишь, что будет много неожиданного. В декабре планируется выставка, посвященная 110-летию Первой мировой войны и тому, какую роль в гуманитарном осознании этой войны и гуманизации общественной жизни сыграло Дворянское собрание. Практически всё, что мы планируем показать на ней, будет экспонироваться впервые. Ну а в конце апреля 2025 года откроется выставка к 80-летию Победы, она будет называться «Возвращение». Возвращение применительно к 1945 году — многогранное слово. Речь не только о возвращении Филармонии и нашего города к мирной жизни, но и о возвращении оркестра из эвакуации, о творческих и человеческих связях, возникших в годы войны. В основе этой экспозиции опять-таки будут наши материалы: отреставрированные впервые за 80 лет афиши, программки, изобразительные материалы, фотографии. Мы стремимся сохранить историческую память, пробудить интерес к истории, оценить её неисчерпаемость. И деятельность Филармонии дает возможность услышать звучание истории — в прямом и переносном смысле.