Музыка, наука, просвещение... и снова музыка

В жизни Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича много нового. Нет, в Большом и Малом залах по-прежнему будет звучать музыка — древняя и современная, классика и джаз. Но Филармония раскроется в новом качестве — как «энциклопедическое» учреждение, не только музыкальное, но и «полифонический» просветительский центр. О новом направлении рассказывает заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, доктор исторических наук Юлия Кантор. 

Журнал: № 9 (сентябрь) 2024Автор: Тимур ЩукинФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 23 сентября 2024

— Юлия Зораховна, мы привыкли, что сезон в Филармонии начинается в сентябре, но на этот раз и межсезонье выдалось бурным…

— Да, в этом году Филармония впервые объявила: «Сезон закрыт — сезон начинается!». 28 июня закрылся концертный сезон, а 1 июля открылся сезон экскурсий. Это был своего рода эксперимент — мы не музей, хотя само здание — памятник архитектуры федерального значения, и здесь есть предметы, артефакты, которые находятся в ведении КГИОПа. Мы и не театр в строгом смысле — у нас нет гримерок, костюмов, декораций, всего того, что создает «манкость» места, где обычному зрителю доступно только то, что видно из зала. Но наше здание настолько связано с историей, причем не только историей музыки, но и с общественно-политической историей, что о нем можно и нужно рассказывать. И более того — его нужно показывать: ведь в здании Большого зала Филармонии сохранились помещения с подлинными интерьерами, которые публика, приходящая на концерты, не видит: это бывшие «царские комнаты». В эти комнаты ведет отдельный подъезд со стороны Михайловской улицы, который, кстати, и сейчас используется для приема высоких гостей, в том числе глав государств. Там изумительно красиво, а с балкона открывается прекрасный вид на Михайловскую улицу. Да и история самого зала, филармонических фойе требует отдельного показа, равно как и «закулисье» — пространство за сценой.

— Отдельная тема — история трехсветного зала Дворянского собрания?

— Мы привыкли считать, что Дворянское собрание — это место, где устраивались балы. Да. Но не только! Конечно, здесь всегда звучала музыка, здесь играл придворный оркестр и множество приглашенных музыкантов: Ференц Лист и Рихард Штраус, Чайковский и Рахаманинов, Стравинский и Шостакович. Мировые премьеры величайших музыкальных произведений происходили здесь. Но здесь происходили и многие политические события — от заседаний Государственного совета до суда над митрополитом Вениамином, о чем свидетельствует установленная два года назад мемориальная доска. Экскурсии рассказывают о том, как здание может быть свидетелем времени. Разработала маршрут и ведет экскурсии наш сотрудник Маргарита Самойлова, известный в городе специалист по выставочно-экскурсионной деятельности, два десятка лет проработавшая в музее политической истории России.
Конечно, особый «пункт» экскурсии — знакомство с оргáном. Сотрудник Филармонии, органных дел мастер Михаил Серазитдинов открывает инструмент и рассказывает, как он устроен. Более того, у экскурсантов есть возможность услышать одно-два произведения полностью. Кстати, наши экскурсии имеют маркировку «12+», то есть они рассчитаны не только на взрослых, но и на школьников средних и старших классов.

— Вы сказали, что экскурсии — проект экспериментальный. Прошло два месяца — каков результат?

— Буквально через сутки после того, как началась продажа на июль, все билеты были проданы, и с билетами на август — такая же скорость. 1 августа поступили в продажу — 2‑го их уже не осталось.


Экскурсия по зданию Большого зала. 1 июля
Экскурсия по зданию Большого зала. 1 июля


— Миссия Филармонии всегда была просветительской…

— Просветительская деятельность, не только концертная — даже по уставу Филармонии, — является для нее основной. Именно поэтому мы развиваем лекционное направление. Мы организовали пространство под названием «Музиторий» — это небольшой зал на 50 мест, где с нового сезона будут регулярно проходить лекционные циклы. Есть музыкальные абонементы в Большом и Малом зале — по такому же принципу организованы и лекционные абонементы. Всего шесть направлений, и в каждом из циклов в среднем восемь лекций. Направления самые разные: «Музыкальные пристрастия русских императоров», «Музыка дворянских усадеб», «Слушай, Ленинград…» — это о музыке блокадного города, «Великие дирижеры на сцене Филармонии», «Пушкин и музыка». Читать лекции мы пригласили преподавателей Консерватории, Санкт-Петербургского государственного университета, музейных работников, в первую очередь сотрудников Эрмитажа — подготовленный ими монографический цикл называется «Музыка в живописи». Я исходила из того, чтобы блестящей концертной афише соответствовала афиша лектория.



— Но ведь лекции читались в Филармонии и раньше?

— Конечно. Преимущественно непосредственно связанные с тематикой концертов, жизнью и творчеством композиторов и музыкантов, проходили и встречи с исполнителями. А вот лекционных абонементов, связанных с музыкой, так сказать, опосредованно, не было. И мы решили попробовать. Можно сказать, возобновляем существовавшую ранее традицию, заложенную в довоенное время, когда художественным руководителем Филармонии был блестящий лектор, «человек-энциклопедия» Иван Иванович Соллертинский. И в 1960-х были лекции перед концертами — старшее поколение помнит яркие выступления Ираклия Андронникова. Сейчас мы этот жанр возобновляем, несколько трансформировав. В «Музитории» — так называется пространство в цокольном этаже здания Большого зала, лекторы — сотрудники Эрмитажа, Петербургского университета, Российской национальной библиотеки и, конечно, самой Филармонии будут вести циклы, посвященные музыкальным пристрастиям императоров, «звучанию» дворянских усадеб, музыке, отображенной в живописи, истории блокады Ленинграда… Это начинание востребовано — мы видим, что и абонементы целиком, и билеты на отдельные лекции из них раскупаются интенсивно. Кто-то готов планировать жизнь на год — они покупают абонементы, а кто-то берет билет на интересующую тему или любимого лектора. Такая комбинированная система позволяет удовлетворить потребности публики.

— В июне было подписано соглашение с Московской консерваторией. Расскажите о нем.

— Соглашение стало не только первым в истории двух крупнейших музыкальных организаций страны — Московская консерватория впервые подписала подобный документ с концертной организацией. У этого союза огромный не только концертный, но и музыкально-просветительский потенциал. Это своего рода итог давних и добрых отношений: в современной истории они в достаточной степени были определены личностью маэстро Юрия Хатуевича Темирканова. На протяжении ряда лет Заслуженный коллектив России под управлением маэстро принимал участие в концертных программах в Большом зале Московской консерватории. Последние мастер-классы, которые давал Юрий Хатуевич, прошли как раз в Московской консерватории, впоследствии он был удостоен звания «почетный профессор». Из всех направлений сотрудничества и особой важностью, и новизной обладает именно научная и выставочная деятельность, в рамках которой, благодаря объединению усилий, уникальные памятники истории музыкального и исполнительского искусства, хранящиеся в Музыкальной библиотеке Филармонии, станут общественным достоянием и источниками для исследования.


Подписание соглашения о сотрудничестве между Петербургской филармонией и Московской консерваторией. 25 июня. Фото: Анна Флегонтова
Подписание соглашения о сотрудничестве между Петербургской филармонией и Московской консерваторией. 25 июня. Фото: Анна Флегонтова


— Какие-то проекты в рамках соглашения уже реализованы?

— Первыми ласточками стали прошедшие в июле два концерта и концерт-беседа «Барокко в белые ночи» в Малом зале. Московские коллеги очень хотели, чтобы лучшие студенты факультета исторического и современного исполнительского искусства смогли сыграть в зале, который по облику соответствует исполняемой музыке. А у нас Малый зал, бывший Дом Энгельгардта, — «абсолютное» барокко. Концерт-беседа был посвящен рассказу об инструментах: барочная флейта, виола да гамба, клавесин, и вообще о барочной музыке, её особенностях и перспективах. Разумеется, зрители услышали не только рассказ об инструментах, но и узнали, как они звучат. Концерты были сознательно поставлены на позднее время, на 22:00, — белые ночи все-таки.


Концерт «Барокко в белые ночи» в Малом зале. 4 июля
Концерт «Барокко в белые ночи» в Малом зале. 4 июля


— Запланированы ли выставки в открывающемся сезоне?

— В конце сентября открывается выставка, посвященная 185-летию здания Дворянского собрания, «Застывшая музыка». Она в известной степени разрушит традиционное представление о том, что этот великолепный зал до революции был лишь местом для балов и концертов. Посетители узнают о том, какие общественно-политические события происходили здесь, какие государственные деятели бывали в этих стенах, и, безусловно, смогут узнать неизвестные сюжеты биографий музыкантов, поднимавшихся на эту сцену. Принципиально важно, что ключевые материалы и артефакты, включая предметы интерьера, — из фондов самой Филармонии. Но и послереволюционный период — собственно, когда и появилась Филармония де-юре, тоже не останется в тени. Выставка пройдет в сотрудничестве с крупнейшими музеями и архивами нашего города. Пока не хочу раскрывать интригу — но скажу лишь, что будет много неожиданного. В декабре планируется выставка, посвященная 110-летию Первой мировой войны и тому, какую роль в гуманитарном осознании этой войны и гуманизации общественной жизни сыграло Дворянское собрание. Практически всё, что мы планируем показать на ней, будет экспонироваться впервые. Ну а в конце апреля 2025 года откроется выставка к 80-летию Победы, она будет называться «Возвращение». Возвращение применительно к 1945 году — многогранное слово. Речь не только о возвращении Филармонии и нашего города к мирной жизни, но и о возвращении оркестра из эвакуации, о творческих и человеческих связях, возникших в годы войны. В основе этой экспозиции опять-таки будут наши материалы: отреставрированные впервые за 80 лет афиши, программки, изобразительные материалы, фотографии. Мы стремимся сохранить историческую память, пробудить интерес к истории, оценить её неисчерпаемость. И деятельность Филармонии дает возможность услышать звучание истории — в прямом и переносном смысле.


Заведующий филармонической Музыкальной библиотекой Павел Дмитриев демонстрирует уникальные библиотечные артефакты. 24 мая
Заведующий филармонической Музыкальной библиотекой Павел Дмитриев демонстрирует уникальные библиотечные артефакты. 24 мая

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"