Музыка в марте
В старинном Петербурге именно на март и апрель приходилась кульминация концертного сезона. На время Великого поста театры закрывались, и в поисках культурного досуга публика устремлялась в концертные залы и салоны. Времена, конечно, изменились, но и сегодняшняя мартовская петербургская афиша представляет достаточно богатый выбор концертов.
Раздел: ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
С 6 по 13 марта в Мариинском театре пройдет I Международный хоровой фестиваль «Поющая масленица». Масленичный фестиваль уже проводился в Мариинке и был обычно связан с показом опер на «весенний» сюжет (непременная «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), а также с выступлением коллективов русских народных инструментов. В этом году Масленицу в театре впервые проведут с участием хоров из России, Белоруссии, Армении и Эстонии. Завершится фестиваль исполнением 13 марта мессы британского композитора Карла Дженкинса «Вооруженный человек». Это сочинение, носящее подзаголовок «Месса мира», было написано к рубежу тысячелетий и, подобно «Военному реквиему» английского композитора XX века Бенджамина Бриттена, носит ярко выраженный антивоенный пафос. Помимо ординарных латинских и библейских текстов «Месса» Дженкинса включает в себя тексты из других религиозных и поэтических источников, в том числе мусульманский азан, фрагменты из Махабхараты, стихи Киплинга, Драйдена и Теннисона. Для исполнения этого монументального сочинения объединятся несколько коллективов — хор Санкт-Петербургского университета, хор Российского гуманитарного университета, камерный хор республики Татарстан, Детский хор телевидения и радио Петербурга и Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижировать концертом будет художественный руководитель университетского хора Эдуард Кротман.
В Петербургской филармонии в марте ожидается несколько ярких клавирабендов с участием музыкантов мирового класса. 12 марта на сцене Большого зала выступит хорошо знакомый петербургской публике пианист Андраш Шифф. В программе вечера последние сонаты великих композиторов австро-немецкой школы: ми-бемоль мажорная соната Гайдна, ре мажорная Моцарта, соната № 32, до минор, Бетховена и си-бемоль мажорная Шуберта. Особого внимания заслуживают, конечно, бетховенская и шубертовская сонаты, созданные с разницей всего в шесть лет, но относящиеся, тем не менее, к разным историческим эпохам. Классик Бетховен, создавая свою последнюю сонату, отказался от привычного трех-четырехчастного цикла, и завершил эту вещь грандиозными вариациями, в которых чуткий слушатель почувствует прощание с миром земным и вознесение в мир небесный. В этом произведении утверждавший на протяжении всего своего творчества идею борьбы и победы Бетховен выходит за рамки внешних условий и декларирует куда более важный принцип победы духа. Романтик Шуберт в своей последней фортепианной сонате, изданной уже после его кончины, создает монументальный четырехчастный цикл, длящийся почти 50 минут. Вместо борьбы здесь можно услышать смирение человека перед необъяснимой роковой судьбой и желание уйти в мир светлых мечтаний и грез.
29 марта в том же Большом зале филармонии состоится, пожалуй, главное концертное событие месяца — сольный вечер легендарного пианиста Григория Соколова, который, по признанию многих критиков и слушателей, сегодня возглавляет мировой пианистический олимп. Несмотря на высокую стоимость билетов, на ежегодных весенних концертах Соколова всегда «яблоку негде упасть». В этом году привычный ажиотаж подогревается еще и тем, что в прошлом сезоне по причине болезни артист не смог приехать в Петербург и несданные билеты остаются действительными. В программе, которую Соколов обычно играет в течение года на самых именитых мировых площадках, — в этом году сочинения композиторов-романтиков, Шумана и Шопена. Арабеска и монументальная до мажорная фантазия, посвященная Шуманом памяти Бетховена, будет соседствовать со Второй си-бемоль минорной сонатой Шопена, самая известная часть которой — наводящий беспросветную печаль «Траурный марш». Особую интригу концерта Соколова всегда составляют бисы, которыми пианист обычно щедро делится с публикой по окончании основной программы.
В Петербургской филармонии в марте ожидается несколько ярких клавирабендов с участием музыкантов мирового класса. 12 марта на сцене Большого зала выступит хорошо знакомый петербургской публике пианист Андраш Шифф. В программе вечера последние сонаты великих композиторов австро-немецкой школы: ми-бемоль мажорная соната Гайдна, ре мажорная Моцарта, соната № 32, до минор, Бетховена и си-бемоль мажорная Шуберта. Особого внимания заслуживают, конечно, бетховенская и шубертовская сонаты, созданные с разницей всего в шесть лет, но относящиеся, тем не менее, к разным историческим эпохам. Классик Бетховен, создавая свою последнюю сонату, отказался от привычного трех-четырехчастного цикла, и завершил эту вещь грандиозными вариациями, в которых чуткий слушатель почувствует прощание с миром земным и вознесение в мир небесный. В этом произведении утверждавший на протяжении всего своего творчества идею борьбы и победы Бетховен выходит за рамки внешних условий и декларирует куда более важный принцип победы духа. Романтик Шуберт в своей последней фортепианной сонате, изданной уже после его кончины, создает монументальный четырехчастный цикл, длящийся почти 50 минут. Вместо борьбы здесь можно услышать смирение человека перед необъяснимой роковой судьбой и желание уйти в мир светлых мечтаний и грез.
29 марта в том же Большом зале филармонии состоится, пожалуй, главное концертное событие месяца — сольный вечер легендарного пианиста Григория Соколова, который, по признанию многих критиков и слушателей, сегодня возглавляет мировой пианистический олимп. Несмотря на высокую стоимость билетов, на ежегодных весенних концертах Соколова всегда «яблоку негде упасть». В этом году привычный ажиотаж подогревается еще и тем, что в прошлом сезоне по причине болезни артист не смог приехать в Петербург и несданные билеты остаются действительными. В программе, которую Соколов обычно играет в течение года на самых именитых мировых площадках, — в этом году сочинения композиторов-романтиков, Шумана и Шопена. Арабеска и монументальная до мажорная фантазия, посвященная Шуманом памяти Бетховена, будет соседствовать со Второй си-бемоль минорной сонатой Шопена, самая известная часть которой — наводящий беспросветную печаль «Траурный марш». Особую интригу концерта Соколова всегда составляют бисы, которыми пианист обычно щедро делится с публикой по окончании основной программы.