Музыка в мае
В майской музыкальной афише Санкт-Петербурга — редко исполняемая опера Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и выступления известных российских и зарубежных хоровых коллективов.
Раздел: ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
12.05 в 18:00
На сцене Мариинского-2 прозвучит опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова. Оперы композитор сочинял всю жизнь и до «Китежа» написал 13 сочинений в этом жанре, почти все из которых — шедевры. Однако на склоне лет («Китеж» — предпоследняя опера композитора) ему удалось превзойти всё созданное ранее.В основу оперы положено народное сказание о святом граде Китеже, ставшее известным в широких кругах благодаря роману «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского.
Согласно преданию, град Китеж был построен князем Юрием Всеволодовичем на берегу озера Светлояр и во время татарского нашествия скрылся в водах озера. В этой легенде нет женского образа: Феврония «перешагнула» на страницы оперы из «Повести о Петре и Февронии Муромских», описывающей образец идеальной супружеской любви.
Оперу с самого начала сравнивали с «Парсифалем» Вагнера (да и сам Римский-Корсаков, всю жизнь открещивавшийся от «обвинений» в вагнерианстве, признавал общность сочинений). Смысловые параллели с «Парсифалем» очевидны: и там, и здесь происходит преображение природы, освобожденной от власти греха, и обретение нового «святого града». Но если замок Грааля остается в этом мире, то «новый» Китеж — уже не здесь: в нем поют райские птицы Сирин и Алконост, и земля наполняется пасхальным звоном. Трудно представить, что в опере можно по-настоящему передать ощущение святости, но Римскому-Корсакову это удалось — от последних страниц «Китежа» явно веет благодатью.
У «Китежа» непростая судьба — он редко ставится и до сих пор остается произведением сценически недовоплощенным. Мариинский «Китеж» был поставлен в 2001 году Дмитрием Черняковым — тогда начинающим и перспективным молодым режиссером. В то время опера буквально взорвала театральное пространство Петербурга. «Надмирность» «Китежа» режиссер попытался воплотить, смешав все эпохи и освободив действие от всяких исторических аллюзий, чем и вызывал бурю недоумений у еще неискушенной постсоветской публики. Этот яркий и неоднозначный спектакль, безусловно, стоит внимания, тем более что его музыкальная составляющая преподнесена труппой Мариинки на должном уровне.
20.05 в 20:00
В «Спасе-на-Крови» Камерный хор Смольного собора под руководством Владимира Беглецова исполнит сочинения Березовского, Архангельского, Веделя, Чеснокова и Рахманинова. Хор Смольного поет русскую духовную музыку элегантно — с безупречной стилистической точностью и вниманием к малейшим деталям фразировки. Поэтому программа из сочинений таких разных композиторов не должна потерять в его исполнении ни грана своего разнообразия.26.05 в 19:00 и 28.05 в 20:00
Продолжат хоровой марафон выступления Хора мальчиков Вюрцбургского собора и Валлийского мужского хора Côr Meibion Morlais в Государственной капелле Санкт-Петербурга. Хотя Хор мальчиков Вюрцбургского собора был основан только в 1961 году, он, несомненно, является продолжателем музыкальных традиций одного из старейших романских соборов Германии. Как и полагается, мальчики поют небесными голосами как духовную музыку, так и светскую, — и звучат эти ангелы абсолютно профессионально.А вот валлийцев ангелами не назовешь — хор представляет собой разношерстную компанию водителей автобусов, электриков, директоров компаний, пожарных, офисных работников и студентов, объединенных страстью к пению. В репертуаре хора — народная музыка самых разных мастей и стилей, которую он исполняет зажигательно и темпераментно. И что интересно — Côr Meibion Morlais переводится с валлийского просто «Мужской хор Морле».
29.05 в 20:00
Академический симфонический оркестр филармонии, Петербургский камерный хор и Камерный хор Смольного собора под управлением Василия Синайского исполнит в Большом зале филармонии поэму «Колокола» для солистов хора и оркестра С.В. Рахманинова (во втором отделении прозвучат произведения Бриттена и Элгара).
Музыкальная поэма «Колокола» была написана Рахманиновым в 1913 году. В это предгрозовое время появилось много произведений, предвещающих грядущую катастрофу. Хотя пульс времени чувствовали не все: Прокофьев, например, продолжал писать жизнерадостные произведения (он даже 1917-й встретил беспечной неоклассицисткой симфонией). Рахманинов же принадлежал к тем, кто слышал. Музыка «Колоколов» от начала до конца — неумолимое движение к катастрофе, и даже лирическая вторая часть («Свадебный звон») звучит как воспоминание о потерянном рае.
Появиться на свет «Колоколам» помогла судьба. Рахманинов раздумывал о сочинении симфонии, но неожиданно получил письмо с текстом «Колоколов» Эдгара По в бальмонтовском переводе. Анонимный автор предлагал Рахманинову написать музыку на это стихотворение. Рахманинов сразу увлекся, и меньше чем за год поэма была завершена.
Оставаясь верным себе, Рахманинов не мог писать жестко или некрасиво и, как обычно, создал красочную партитуру, слушая которую, испытываешь наслаждение от каждой ноты.