Музыка в июне
Конец мая — июнь в Петербурге — разгар концертного сезона. Любителям духовной (и не только) музыки есть чем себя порадовать: в Мариинском набирает обороты фестиваль «Звезды белых ночей», филармония, капелла и Исаакиевский собор представляют интересную подборку хоровых и органных концертов.
Раздел: День седьмой
Полина Осетинская и Антон Батагов
5 июня фортепианный дуэт Антона Батагова и Полины Осетинской выступает в Мариинском-2 с программой, в которой «нет ни одной ноты из репертуара для фортепианного дуэта». В концерте с названием «Контрапункт 7» прозвучат сделанные Антоном Батаговым аранжировки произведений Перотина (XIII век!), Баха, Пахельбеля и Гласса, а также сочинения самого Батагова. По словам композитора, это путешествие сквозь века вместе с музыкой, которая вызвана одним и тем же состоянием: пребывания в Правде. Люди с незапамятных времен передавали это переживание путем повторения и варьирования несложных мотивов и ритмических фигур.., «и не имеет значения, в каком веке были написаны сочинения, вошедшие в эту программу. Музыка не бывает старой или новой. Как не бывает старой или новой молитва и любовь».
Сцена из оперы «Левша»
В том же зале 22 и 27 июня будут исполнены оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова» (концертная версия) и «Левша» (спектакль).
Возможность услышать вживую первую из опер — уникальная. Со времени премьеры в октябре 2006 года в Большом зале Московской консерватории «Боярыня Морозова» практически не исполнялась.
Обращение к теме раскола — стопроцентно выигрышный ход Щедрина. Суховатый оперный язык композитора придает остроту и силу словам, идущим из далекого прошлого (либретто составлено Щедриным самостоятельно на основании исторических документов), а его великолепное умение уловить дух исторического момента рождает правдивый художественный слепок эпохи. Как и знаменитая картина Сурикова, музыка оперы выдержана в холодных, сероватых тонах и с гипнотической силой погружает в накаленную и суровую атмосферу середины XVII века. Что интересно, в «Боярыне Морозовой» полностью отсутствует оркестр! Пение хора и четырех солистов поддерживают лишь трубы, литавры и ударные.
Совсем иная опера – «Левша», мировая премьера которой состоялась на той же площадке в прошлом сезоне. Здесь мы слышим не суровую поступь истории, а пронзительный голос «маленького человека», который на поверку оказывается гораздо сильнее «победившего» его бездушного мира. Левша — простец и праведник из народа — представляет мир русской святости. На другом полюсе бытия — холодная имперская Россия, маховиком казенной бюрократической машины сметающая всё живое и творческое. Понимание русской жизни и сила выражения и здесь не изменили Щедрину — оба мира показаны предельно правдиво и сильно.
В исследование «вечных русских вопросов» можно погрузиться и на концерте 30 мая в Большом зале филармонии. В течение одного вечера будут исполнены «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского, антракты из «Катерины Измайловой» Дмитрия Шостаковича и «Данте-симфония» № 5 («Рай») Бориса Тищенко. Эти три композитора сумели заглянуть в самую глубь существования, обнажить стыки жизни и смерти. В вокальном цикле Мусоргского этот стык драматичен: смерть как неумолимая сила врывается в жизнь человека, в «Катерине Измайловой» обратная грань бытия представлена как мертвящая, разъедающая пошлость, а в «Данте-симфонии» № 5 — как всепроникающая сила, которой удается войти даже в рай (по мнению композитора, дантовский рай грустен потому, что поэт смотрел из него на грешную землю).
Фаик Челеби (тар)
Отдохнуть от серьезности классики можно на концерте «Барокко-гала» 8 июня в Малом зале филармонии. О том, что у барочной и этнической музыки есть что-то общее, догадывались давно, но составители программы концерта 8 июня, видимо, решили окончательно донести эту мысль до слушателей. Погрузившись в прихотливые восточные узоры мелодий тара (Фаик Челеби), ситара и дудука (Сергей Гасанов) и бесконечные переливы древнерусских песнопений (ансамбль «Ключ разумения»), попробуйте сопоставить их с контрапунктами Баха (Российский ансамбль старинной музыки под управлением Владимира Шуляковского) — и вы обязательно найдете нечто общее.
По аналогичному принципу построен концерт в Камерном зале капеллы 29 мая, где ансамбль Владимира Шуляковского выступает вместе с другим исполнителем на дудуке — Виталием Погосяном.
На основной сцене капеллы в этот же день стартует мини-цикл, посвященный европейской духовной музыке XVIII–XIX веков — времени, когда церковное искусство имело наиболее «светское» лицо. Произведения Джованни Перголези и Антонио Вивальди, которые прозвучат 29 мая, показывают относительно раннюю стадию этого пути. Stabat mater Перголези отличает легкий и сентиментальный «галантный» стиль, Gloria Вивальди столь же драматична и темпераментна, как его светские кантаты. «Реквием» Джузеппе Верди, который исполняется в капелле 30 мая, — одна из великих вершин «светской» духовной музыки, буквально через несколько десятков лет после его создания начинается движение в обратную сторону.
Ансамбль "Ключ разумения"
Услышать духовную музыку, какой она стала в XX веке, можно в «Спасе-на-Крови» (4 и 25 июня) и Исаакиевском соборе (11 июня). Сергей Рахманинов, Павел Чесноков, Георгий Свиридов подходили к сочинению духовной музыки уже совсем не так, как их коллеги из прошлых столетий: они пытались прорваться через толщу веков к истокам церковного искусства, в которых видели недостижимый идеал.
В июне в нашем городе продолжаются концерты ежегодного Хорового фестиваля. Этот фестиваль — всегда событие. Его организаторы обладают даром собирать под своей эгидой чрезвычайно яркие коллективы с необычными программами. Причем степень «интересности» музыкантов никак не связана с их известностью, а потому тот эксклюзив, который представляет фестиваль, зачастую больше нигде не услышишь.
В числе июньских хоровых событий один из самых заметных — гала-концерт «Песни первой мировой» в Михайловском замке (12 июня). Эпоха Первой мировой оставила след в истории не только своими страшными событиями, но и искусством, вдохновленном памятью о войне. В искусстве того времени — как академическом, так массовом — трагические изломы эпохи отразились наряду с темами, актуальными в любое время и потому смерть в нем присутствует так же, как жизнь, смех и любовь. Поэтому в программе концерта военные марши и вальсы перемежаются с эстрадными шлягерами, а патриотические гимны — с легкомысленными песенками.
Любителям органного искусства в июне тоже скучать не придется. 22, 29 мая и с 7-го по 30-е июня в Смольном соборе проходит серия концертов «Органная белая ночь», в которой примут участие почти все известные петербургские органисты (Григорий Варшавский, Татьяна Чаусова, Марина Вяйзя, Даниэль Зарецкий) со своими учениками. Что интересно, орган в Смольном соборе — электронный. Этот инструмент может воспроизводить звучание труб большинства самых известных органов мира. Отсутствие собственных труб вовсе не делает орган «Монарх» второсортным, и считается, что по некоторым качествам он превосходит все остальные органы Петербурга.
Екатерина Юсупова
Сцена из оперы «Левша»
В том же зале 22 и 27 июня будут исполнены оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова» (концертная версия) и «Левша» (спектакль).
Возможность услышать вживую первую из опер — уникальная. Со времени премьеры в октябре 2006 года в Большом зале Московской консерватории «Боярыня Морозова» практически не исполнялась.
Обращение к теме раскола — стопроцентно выигрышный ход Щедрина. Суховатый оперный язык композитора придает остроту и силу словам, идущим из далекого прошлого (либретто составлено Щедриным самостоятельно на основании исторических документов), а его великолепное умение уловить дух исторического момента рождает правдивый художественный слепок эпохи. Как и знаменитая картина Сурикова, музыка оперы выдержана в холодных, сероватых тонах и с гипнотической силой погружает в накаленную и суровую атмосферу середины XVII века. Что интересно, в «Боярыне Морозовой» полностью отсутствует оркестр! Пение хора и четырех солистов поддерживают лишь трубы, литавры и ударные.
Совсем иная опера – «Левша», мировая премьера которой состоялась на той же площадке в прошлом сезоне. Здесь мы слышим не суровую поступь истории, а пронзительный голос «маленького человека», который на поверку оказывается гораздо сильнее «победившего» его бездушного мира. Левша — простец и праведник из народа — представляет мир русской святости. На другом полюсе бытия — холодная имперская Россия, маховиком казенной бюрократической машины сметающая всё живое и творческое. Понимание русской жизни и сила выражения и здесь не изменили Щедрину — оба мира показаны предельно правдиво и сильно.
В исследование «вечных русских вопросов» можно погрузиться и на концерте 30 мая в Большом зале филармонии. В течение одного вечера будут исполнены «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского, антракты из «Катерины Измайловой» Дмитрия Шостаковича и «Данте-симфония» № 5 («Рай») Бориса Тищенко. Эти три композитора сумели заглянуть в самую глубь существования, обнажить стыки жизни и смерти. В вокальном цикле Мусоргского этот стык драматичен: смерть как неумолимая сила врывается в жизнь человека, в «Катерине Измайловой» обратная грань бытия представлена как мертвящая, разъедающая пошлость, а в «Данте-симфонии» № 5 — как всепроникающая сила, которой удается войти даже в рай (по мнению композитора, дантовский рай грустен потому, что поэт смотрел из него на грешную землю).
Фаик Челеби (тар)
Отдохнуть от серьезности классики можно на концерте «Барокко-гала» 8 июня в Малом зале филармонии. О том, что у барочной и этнической музыки есть что-то общее, догадывались давно, но составители программы концерта 8 июня, видимо, решили окончательно донести эту мысль до слушателей. Погрузившись в прихотливые восточные узоры мелодий тара (Фаик Челеби), ситара и дудука (Сергей Гасанов) и бесконечные переливы древнерусских песнопений (ансамбль «Ключ разумения»), попробуйте сопоставить их с контрапунктами Баха (Российский ансамбль старинной музыки под управлением Владимира Шуляковского) — и вы обязательно найдете нечто общее.
По аналогичному принципу построен концерт в Камерном зале капеллы 29 мая, где ансамбль Владимира Шуляковского выступает вместе с другим исполнителем на дудуке — Виталием Погосяном.
На основной сцене капеллы в этот же день стартует мини-цикл, посвященный европейской духовной музыке XVIII–XIX веков — времени, когда церковное искусство имело наиболее «светское» лицо. Произведения Джованни Перголези и Антонио Вивальди, которые прозвучат 29 мая, показывают относительно раннюю стадию этого пути. Stabat mater Перголези отличает легкий и сентиментальный «галантный» стиль, Gloria Вивальди столь же драматична и темпераментна, как его светские кантаты. «Реквием» Джузеппе Верди, который исполняется в капелле 30 мая, — одна из великих вершин «светской» духовной музыки, буквально через несколько десятков лет после его создания начинается движение в обратную сторону.
Ансамбль "Ключ разумения"
Услышать духовную музыку, какой она стала в XX веке, можно в «Спасе-на-Крови» (4 и 25 июня) и Исаакиевском соборе (11 июня). Сергей Рахманинов, Павел Чесноков, Георгий Свиридов подходили к сочинению духовной музыки уже совсем не так, как их коллеги из прошлых столетий: они пытались прорваться через толщу веков к истокам церковного искусства, в которых видели недостижимый идеал.
В июне в нашем городе продолжаются концерты ежегодного Хорового фестиваля. Этот фестиваль — всегда событие. Его организаторы обладают даром собирать под своей эгидой чрезвычайно яркие коллективы с необычными программами. Причем степень «интересности» музыкантов никак не связана с их известностью, а потому тот эксклюзив, который представляет фестиваль, зачастую больше нигде не услышишь.
В числе июньских хоровых событий один из самых заметных — гала-концерт «Песни первой мировой» в Михайловском замке (12 июня). Эпоха Первой мировой оставила след в истории не только своими страшными событиями, но и искусством, вдохновленном памятью о войне. В искусстве того времени — как академическом, так массовом — трагические изломы эпохи отразились наряду с темами, актуальными в любое время и потому смерть в нем присутствует так же, как жизнь, смех и любовь. Поэтому в программе концерта военные марши и вальсы перемежаются с эстрадными шлягерами, а патриотические гимны — с легкомысленными песенками.
Любителям органного искусства в июне тоже скучать не придется. 22, 29 мая и с 7-го по 30-е июня в Смольном соборе проходит серия концертов «Органная белая ночь», в которой примут участие почти все известные петербургские органисты (Григорий Варшавский, Татьяна Чаусова, Марина Вяйзя, Даниэль Зарецкий) со своими учениками. Что интересно, орган в Смольном соборе — электронный. Этот инструмент может воспроизводить звучание труб большинства самых известных органов мира. Отсутствие собственных труб вовсе не делает орган «Монарх» второсортным, и считается, что по некоторым качествам он превосходит все остальные органы Петербурга.
Екатерина Юсупова