Музыка в июле и августе
Почти весь июль в Мариинке продолжится главный оперно-концертный фестиваль города — «Звезды белых ночей». Он завершится вечером в воскресенье 24 июля на сцене Концертного зала Мариинского театра мировой премьерой оперы ростовского композитора Леонида Клиничева «Казаки», написанной по мотивам одноименной повести Льва Николаевича Толстого. В постановке будут заняты солисты Академии молодых оперных певцов Мариинки, уже связанной творческим сотрудничеством с композитором. В 2014 году силами академии под руководством Ларисы Гергиевой к 200-летию М. Ю. Лермонтова была подготовлена премьера трехактной оперы Леонида Клиничева «Бэла», благосклонно принятая петербургской публикой и транслировавшаяся в интернете.
В плеяде современных авторов Клиничева, работавшего на излете советской эпохи заместителем председателя Союза композиторов СССР Тихона Хренникова, можно отнести к консерваторам. По собственному признанию музыканта, он «резко повернул от музыки просчитанной, „накрученной“ — к чувственной, даже сентиментальной». Соответственно, идеалом для него стала русская классика XIX — первой половины XX века, задевающая «сердечные струны, а не умственные». Так что любителям «старой доброй» оперы можно смело рекомендовать поход на «Казаков», где будут и классические арии, и ансамбли, и запоминающиеся романсовые мелодии, и цитаты народных песен, в поисках которых композитор в свое время объезжал донские села.
Тем же, кому по душе более изысканная и утонченная современная музыкальная материя, насыщенная рафинированной техникой и острой экспрессией, стоит посетить 6, 9 и 28 июля Концертный зал Мариинки. Здесь ожидается российская премьера полной версии оперы Моисея Вайнберга «Идиот» по роману Фёдора Михайловича Достоевского. Родившийся в Варшаве в семье музыканта и актрисы еврейского театра композитор, сбежав в СССР, чудом избежал гибели. Вся его семья погибла в концентрационном лагере. Вайнберг был очень дружен с Шостаковичем и в своем творчестве во многом ориентировался на стиль Дмитрия Дмитриевича. Но даже поддержка известного мэтра, к сожалению, не помогла его серьезной музыке приобрести популярность. В широких кругах Вайнберг известен больше как автор музыки к советской киноклассике: «Летят журавли», «Гиперболоид инженера Гарина», «Афоня», а также ко многим мультфильмам, среди которых «Двенадцать месяцев» и трилогия Фёдора Хитрука о Винни Пухе, — и мало, кто догадывается, что в творческом активе композитора 22 симфонии, восемь опер, 16 квартетов и множество иных симфонических и камерных произведений.
Возрождение оперного Вайнберга началось уже в XXI веке: в 2010 году на фестивале в австрийском Бергенце была с большим успехом поставлена «Пассажирка» (1967–1968). В основе сюжета этой оперы — воображаемая встреча бывшей надзирательницы и бывшей узницы концентрационного лагеря. А в 2013 году в немецком Мангейме была показана масштабная опера «Идиот» (1985–1986), также собравшая очень благожелательные отклики прессы и зрителей. Сам композитор, скончавшийся в Москве в 1996 году, к сожалению, не услышал эти свои творения даже в концертном исполнении. «Пассажирка», партитурой которой восхищался сам Шостакович, прозвучала в России впервые лишь в 2006 году, в Московском доме музыки — в концертном исполнении силами артистов Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко под управлением Вольфа Горелика, а опера «Идиот» впервые была поставлена на сцене Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского, с большими купюрами и изменениями. 24 мая 2011 года она (также со значительными сокращениями) была исполнена студентами факультета музыкального театра Российского университета театрального искусства под рояль на сцене учебного театра ГИТИСа.
В Мариинский театр последней оперой Вайнберга приедет дирижировать Томас Зандерлинг, музыкальный руководитель мангеймской премьеры, глубокий знаток вайнберговского творчества, лично общавшийся с композитором. За постановочную часть будет отвечать режиссер Алексей Степанюк, имеющий серьезный опыт работы с современной музыкой.
Моисей Вайнберг и либреттист Александр Медведев постарались достаточно подробно отразить перипетии повествования Достоевского о судьбе князя Мышкина, поэтому длительность произведения приближается к вагнеровским масштабам: опера идет больше четырех часов. Но пусть это не смущает любителей и подлинных ценителей, ведь, согласно отзыву авторитетного немецкого критика Элеоноры Бюнинг, «Идиот» — «композиция невероятной, всепоглощающей красоты и совершенства». Настоящее искусство создано не для развлечения, а для того, чтобы ставить перед человеком серьезные вопросы — о том, кто мы и какова наша роль в этом мире.