Музыка в июле
В июле в Мариинском театре продолжают исполнять великие симфонии (на этот раз в афише Иоганнес Брамс под управлением известного финского дирижера Пааво Ярви), а Исаакиевский собор дает возможность послушать оба богослужебных цикла Рахманинова
Раздел: ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
1 и 2 июля, 20:00
В Концертном зале Мариинского театра в исполнении Немецкого камерного филармонического оркестра Бремена и Пааво Ярви прозвучат все симфонии И. Брамса.В музыку Брамса окунаешься, как в омут. Ее гипнотизм в красоте (Брамс совсем не боялся быть красивым, за что даже получал упреки в пошлости) и в нежности, перед которой невозможно устоять. Симфоний у Брамса всего четыре. Первую из них он писал целых 18 лет — из-за мучительной неуверенности в себе, заставившей уничтожить чуть ли не половину своих юношеских опусов, и из боязни недотянуть до планки, заданной Бетховеном.
Бетховенского в симфонии оказалось очень мало. Бетховен своим искусством стремился объединить миллионы и создал для этого современный симфонический оркестр — громадную машину по производству музыки, для которой нет ничего невозможного. Брамсу же вся мощь романтического оркестра нужна только для того, чтобы показать происходящее внутри одной-единственной головы.
Тем не менее, избежать сравнения с Бетховеном не удалось. Современники заметили сильное сходство между темами финалов симфонии Брамса и Девятой Бетховена и использование ритма «судьбы» из Пятой Бетховена. А дирижер Ганс фон Бюлов назвал Первую Брамса «Десятой симфонией Бетховена».
Действительно, в Первой симфонии можно увидеть бетховенский принцип движения «от мрака к свету», но это сходство внешнее. Музыка Брамса развивается нелинейно: ее логика повернута вспять, зачастую ретроспективна. Потому и драматически накаленное начало симфонии не приводит к обещанной буре и растворяется в рефлексии.
Музыка первых двух симфоний Брамса светла, полна благоговения и благородства, а после постепенно происходит омрачение. Третья, начинаясь в мажоре, низвергается в драматический минорный финал, в Четвертой же трагический конец предопределен с самого начала. Первая горестная тема сразу примиряет со случившимся. Впереди еще многое, но это только бесконечное перепродумывание произошедшего, возврат к не отпускающим воспоминаниям.
Благодаря меланхолической красоте Четвертая симфония стала чуть ли не самым популярным произведением Брамса. Немецкий дирижер Феликс Вайнгартнер находил «подлинно сверхъестественным страшное душевное содержание этой вещи» и видел в ней «образ неумолимой судьбы, которая безжалостно влечет к гибели то ли человеческую личность, то ли целый народ…» Насчет «народа», думается, он преувеличил: всё, что пишет Брамс, касается только его самого.
Играть Брамса в Мариинке будет Немецкий камерный филармонический оркестр — один из лучших небольших оркестров Европы. Что же касается Пааво Ярви — этот представитель почтенной дирижерской династии «собаку съел» на исполнении музыки немецких классиков.
8 июля, 20:00 и 15 июля, 20:00
Камерный хор Смольного собора под руководством Владимира Беглецова исполняет «Всенощное бдение» (Исаакиевский собор) и «Литургию» («Спас-на-Крови») Сергея Рахманинова.У Рахманинова совсем немного духовных сочинений — кроме «Всенощной» и «Литургии», есть еще концерт «В молитвах неусыпающую Борогодицу» и один малоизвестный студенческий опус. Все сочинения написаны композитором до эмиграции: завершив летом 1910 года «Литургию» и в начале февраля 1915-го «Всенощное бдение», Рахманинов больше к духовной тематике не возвращался.
«Литургия» и «Всенощная» — очень разные сочинения, это связано и со временем их создания (за пять лет, отделяющие 1910 год от 1915-го, Рахманинов многому научился), и с особенностями жанров. Повествовательная композиция «Всенощной» дает много возможностей для создания музыкальных красот, а «Литургия», созданная в первую очередь ради молитвы, с точки зрения классической драматургии кажется статичной. Чтобы оживить эту статику, нужно уметь погружаться в тишину, как это делали в древности, а потом вновь научились делать в XX веке. Рахманинову это удалось: красочные мерцающие гармонии, ритмические повторы и протянутые звучности создают живую, постоянно меняющуюся ткань, в которую можно вслушиваться бесконечно.
А вот «Всенощное бдение» совсем не статично. Это богатое, насыщенное контрастами полотно, продуманное от первой до последней ноты. Кроме красоты музыки поражает объем заключенной в нем исторической памяти. Из глубины веков ничего не потерялось: в единое целое сплавлены и древние напевы, и песнопения обихода со всеми оттенками их настроений, и отголоски русской эпической оперы.
12 июля, 12:00
в день первоверховных апостолов Петра и Павла, небесных покровителей Санкт-Петербурга, на колокольне собора Феодоровской иконы Божией Матери состоится колокольный концертИсполняют звонари Феодоровского собора и других храмов Санкт-Петербурга. В программе традиционные и авторские звоны
12 июля, 19:00
в верхнем храме Феодоровского собора в исполнении камерного хора Смольного собора под управлением заслуженного артиста России Владимира Беглецова прозвучат духовные песнопения русских композиторов XIX—XX вв. — Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова. Вход свободный. Адрес: Миргородская, д. 1. Подробнее на сайте: feosobor.ru
28 июля, 18:00
в парке «Озеро Долгое» (ст. м. Комендантский проспект) состоитсяБлаготворительный праздник неограниченных возможностей «На Руси живем», посвященный 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира.
В программе:
• театрализованное представление,
• выступление артистов с ограниченными возможностями,
• спортивные и интерактивные площадки,
• социальная ярмарка (сбор учебных принадлежностей для детей из малообеспеченных семей)
• «Деревня мастеров» — мастер-классы народных промыслов
Организатор: отдел по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии при поддержке Администрации Приморского района.
С 12 по 19 июля
в деревне Пенино Сланцевского района Ленинградской области пройдёт первый летний епархиальный лагерьОрганизаторы — отдел по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, приход храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Пенино, Ассоциации православных молодежных общин Санкт-Петербурга.
Участники лагеря разместятся в обустроенных корпусах на территории храма Рождества Пресвятой Богородицы. В храме ежедневно совершается Литургия и вечернее богослужение. Поблизости находится святой источник мученицы Параскевы Пятницы, красивое озеро, лес. Программа лагеря, разработанная Ассоциацией православных молодежных общин Санкт-Петербурга, будет включать совершение утреннего и вечернего правила, богослужения, несложные труднические работы, образовательные мероприятия, купание в озере, время отдыха и свободного общения.
Участниками лагеря могут стать воцерковленные православные христиане в возрасте от 18 до 35 лет.
Участникам потребуется внести пожертвование на проезд, питание и пр. Количество участников лагеря ограничено.
Заявки на участие присылайте на адрес отдела по делам молодежи odm-spb@bk.ru.
Подробнее о форме подачи заявки на сайте отдела: http://odm-spb.ru.