Музыка в феврале

Февраль в нынешнем году в Петербурге будет богатым на интересные культурные события, музыкальная афиша второго зимнего месяца порадует самого взыскательного меломана. 
Журнал: № 2 (февраль) 2017Автор: Георгий Ковалевский Опубликовано: 1 февраля 2017

9 февраля — «Саломея»

Эта опера Рихарда Штрауса после долгого перерыва будет вновь поставлена на новой сцене Мариинского театра. Описанная евангелистами Матфеем и Марком история о пире правителя Галилеи Ирода Антипы, давшего слово исполнить любое желание своей падчерицы (её имя, Саломея, дошло до нас благодаря Иосифу Флавию) и вынужденного, в результате, казнить пророка Иоанна Крестителя, не однажды вдохновляла художников, писателей и композиторов. Рихард Штраус создавал свою оперу в 1905 году, опираясь не на библейский текст, а на одноименную драму Оскара Уайльда, в основе сюжета которой положена любовь-страсть Саломеи к пророку Иоканаану. Казнь пророка стала продуманной местью Саломеи за то, что тот сурово отверг её любовные притязания. Знаменитый «Танец семи покрывал», исполняемый Саломеей перед Иродом, стал символом рокового соблазна. В центре оперы Штрауса, поклонника античных мифов, одного из основоположников экспрессионизма в музыке, — идея мощной пагубной силы страстей, толкающих к гибели как саму принцессу, так и мужчин, встречающихся на её пути. В России эта опера впервые была поставлена только в 1924 году, поскольку до революции существовал запрет на появление библейских персонажей на театральных подмостках. Художественный руководитель и главный дирижер Мариинки Валерий Гергиев дважды возобновлял «Саломею» Штрауса, в 1995 и 2000 году, нынешняя постановка доверена молодому российскому драматическому режиссеру, лауреату премии «Золотая маска» Марату Гацалову.


15 февраля — Симфонический оркестр финского радио

Гастроли этого коллектива (главный дирижер — Ханну Линту) состоятся в Большом зале Петербургской филармонии. Основанный в 1927 году в Хельсинки оркестр финского радио сегодня — один из лучших скандинавских музыкальных коллективов, активно играющий классическую музыку своей страны, выпустивший множество записей, удостоенных престижных европейских наград. В программе петербургского выступления знаменитый скрипичный концерт Яна Сибелиуса, самого известного композитора Финляндии. В его музыке чувствуется суровость, и одновременно хрупкая красота и чистота северного края лесов и озер. Партию солирующей скрипки сыграет российский скрипач, победитель конкурса имени Яна Сибелиуса в 2010 году Никита Борисоглебский. В этом же концерте Ханну Линту продирижирует сюитой из балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского и Третьей «Героической» симфонией Людвига ванн Бетховена. Написанная в Вене в 1803–1804 годах во время острого жизненного кризиса, для самого Бетховена эта симфония стала символом победы над собственной тяжелой судьбой, мужественности и несгибаемости. Первоначально композитор хотел посвятить свое сочинение Наполеону, но, узнав о том, что тот короновал себя как императора, вычеркнул его имя из партитуры, полностью разочаровавшись в политике и справедливо решив, что искусство обладает большей способностью вдохновлять и объединять людей.


20–26 февраля — II международный хоровой фестиваль «Поющая масленица»

Он пройдет в Концертном зале Мариинского театра. На фестиваль помимо местных хоров приедут певческие коллективы из Польши, Германии, Словении и США. Фестивальная афиша порадует и любителей старинной музыки, и поклонников современных хоровых авторов. Особое внимание следует обратить на вечер 22 февраля, на котором солисты Саарбрюкенского камерного хора вместе с хором «Фестина» будут петь немецкую музыку от Германа Шайна до Йоганнеса Брамса, а также на абонементный концерт 25 февраля, где французский ансамбль Le poème harmonique и московский камерный хор Intrada представят на суд слушателей музыку французского композитора Марка Антуана Шарпантье.

Живший во второй половине XVII века и знакомый со многими влиятельными особами Франции, в том числе с детьми Людовика XIV, Шарпантье — автор огромного числа произведений хоровой, инструментальной и театральной музыки, которая звучала в Версале, в церквях и аристократических салонах Парижа. После последовавшей в 1704 году кончины композитора его гигантское творческое наследие было практически забыто и возвращено на концертную эстраду лишь во второй половине XX века. «Священные истории» Шарпантье, которые прозвучат в Концертном зале Мариинского театра, — цикл драматических (то есть разыгрываемых по ролям) мотетов (мотет — полифонический жанр хоровой музыки, распространенный в эпоху Ренессанса и барокко).

За основу сюжета этих предназначенных для исполнения в церкви «мини-ораторий» взяты библейские истории из Ветхого и Нового Завета. Шарпантье сочинял свои «истории» в 1670-е годы, после возвращения в Париж из Италии, где он проходил обучение у знаменитого тогда композитора, автора латинских ораторий и кантат Джакомо Кариссими. В истории музыки Шарпантье вслед за Жаном Батистом Люлли стал одной из ярчайших фигур: в своем творчестве он сумел соединить мелодичность и драматическую выразительность с мелодекламацией и торжественным благородным пафосом.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

10 октября, четверг
rss

№ 2 (февраль) 2017

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
Неудавшееся преображение. Петр Бухаркин о культуре в 1917 году
Революцию усугубляйте, но Бога не забывайте. Митрополит Вениамин Федченков и революция
Два храма отца Василия. Приход и прихожане Серафимовского храма
/ Взгляд / Февральская революция: катастрофа или шанс?
/ Взгляд / Когда ктитор ушёл. Историк Сергей Фирсов о Февральской революции
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Души на всё хватит. Актриса Нина Усатова об отце Василии Ермакове
/ Имена / Двадцать три из двадцати пяти. Воспоминания протоиерея Николая Конькова об отце Василии Ермакове
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Дети, девушки и кошка. Приют для молодых мам в Новодевичьем монастыре
Цыганское призвание. Ансамбль "Лойко" и его лидер Сергей Эрденко
/ Приход / Храм на "книжном месте". Подворье Александра Свирского монастыря
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Век мой. зверь мой...
Музыка в феврале