Музыка творения
Потомственный граф, русский эмигрант, оказавшийся в 1921 году в Париже в возрасте 19 лет, Ланской поселился в квартале Монпарнас и сразу попал в круг знаменитых художников. Можно ли было желать бóльшего подающему надежды, но никому не известному в то время молодому живописцу? Он поступил в Академию де ла Гранд-Шомьер и посещал мастерскую Сергея Судейкина — своего кумира. Уже через два года Ланской принимает участие в первой для него выставке. Его полотна были высоко оценены критикой. С той поры Ланской регулярно выставляет свои работы в салонах, наряду с Марком Шагалом и Иваном Пуни. Однако собственный почерк в живописи Ланской обретает под влиянием Василия Кандинского, когда в работах художника появляются абстрактные геометрические фигуры и цветовые пятна. Не порывая окончательно с предметной живописью, Ланской основывает собственное направление в искусстве, названное им «лирической абстракцией», в которой среди ярких цветов, брызг красок, вихрей линий всё же встречаются узнаваемые фигуры.
В живописи художника свет становится главным связующим элементом картины, он организует композицию и ритм, а цвет — основным средством выразительности. Вслед за Кандинским и Паулем Клее Ланской стремился прорваться сквозь завесу видимости предметного искусства к высшей истине. Согласно представлениям художников-абстракционистов, картина должна быть написана по внутренним законам становления, которые раскрываются в процессе её создания. Пожалуй, ярче всего это представлено в серии рисунков Ланского «Книга Бытия» (1966). Сотворение мира и человека — главная тема серии рисунков. Подчиняя свой замысел творческой природе, сквозь цвет и линии художник стремился раскрытьперед зрителем творческий акт Создателя. Вместо узнаваемых предметных образов на рисунках мы видим торжество ярких чистых цветов и движение линий. Как и Кандинский, Ланской стремился раскрыть психологическое воздействие на человека разных цветов и прийти к согласному звучанию людских душ (например, ярко-красный цвет Кандинский уподоблял трубному зову). Поэтому картины Ланского более всего похожи на музыкальные произведения, ведь не случайно абстракционисты называли опыты с цветом «цветовой музыкой». Вся серия состоит из 36 рисунков, выполненных гуашью.
«Композиции Ланского подобны лесу или готическому собору, — писал о художнике критик авангарда Жан-Клод Маркаде. — Его мистический светоцвет будто льется сквозь соборный витраж». И это неслучайно, потому что Ланской был глубоко верующим христианином. Его живопись радостна и отражает красоту мира, сотворенного Богом.
Творчество Ланского охватило живопись, графику, мозаичное и декоративно-прикладное искусство. На Западе этого русского художника знают лучше, чем на родине, по которой Ланской тосковал всю жизнь. Впервые его искусство было показано в России спустя 30 лет после смерти художника. Сегодня знакомство с творчеством Ланского продолжается. В Главном штабе Эрмитажа в рамках проекта «Кабинет художника» будут представлены рисунки Ланского из частного собрания во Франции.