Музей или архив? И то и другое
Вначале был проект
К началу XX века в Лавре скопилось много подаренных и пожертвованных предметов. Чтобы сохранить их и показать широкой публике, был создан первый проект древлехранилища. Это произошло при наместнике Александро-Невской лавры митрополите Феофане (Тулякове). При нем же было построено и здание, в котором сейчас находится музейно-библиотечный корпус. Изначально древнехранилище было объединено с ризницей, где хранились богослужебные сосуды и облачения. Туда же стали относить старинные вещи: они начали поступать в Лавру практически сразу после её основания. Впоследствии ризницу и древнехранилище разделили.
Главное отличие Древлехранилища Александро-Невской лавры от светских музеев — его церковная тематика. Оно посвящено памяти святого князя Александра Невского, истории обители, памяти новомучеников и монашеской традиции в целом. Основу экспозиции составляет собрание старинных икон и богослужебных облачений. Также представлены артефакты, найденные во время реставрационных работ. Музей-древлехранилище Александро-Невской лавры является членом Союза музеев России.
Новейшая история
Возрождение древлехранилища началось в декабре 2013 года и связано с именем Лидии Ивановны Соколовой — секретаря епархиальной комиссии по канонизации святых, профессиональным экскурсоводом, филологом. Она стала собирать экспонаты, которые составляют основу нынешней экспозиции. Дело Лидии Ивановны после её смерти продолжил диакон Роман Катаев, он стал хранителем музея.
В 2017 году экспозицию обновили, включив в нее собрание церковных древностей, среди которых иконопись и религиозная живопись, церковные облачения и литургические предметы, а также декоративно-прикладное искусство, исторические документы и фотографии. В сентябре 2023 года новым руководителем Древлехранилища назначен иеромонах Марк (Бирюков).
Господь посылает людей
— Еще до своего назначения я водил экскурсии по Древлехранилищу и имел представление о том, что включает в себя экспозиционный зал, — рассказал иеромонах Марк. — Но когда началось погружение в музейный фонд, мне стало понятно, что всё не так просто: есть еще нумизматика, фалеристика, декоративно-прикладное искусство, архивные фотографии и документы, личные вещи Андрея Фёдоровича Достоевского, внука знаменитого писателя… Не говоря о том, что у нас еще есть в запасниках.
Когда я стал в этом тонуть, произошло то же, что и десять лет назад, когда меня владыка Назарий назначил директором Паломнического центра. Тогда я подумал, что меня так же можно назначить, к примеру, директором космодрома, потому что о космических кораблях я знаю ровно столько же, сколько о работе с турфирмами. У нас состоялся такой диалог: «Владыка, я музыкант». — «А я агроном». И благословил. Действительно, Господь послал людей, и оказались нужные люди в нужном месте. Фактически сразу сложился дружный коллектив Паломнического центра, которому в следующем году исполнится десять лет. Сейчас произошло то же самое. Епископ Кронштадтский Вениамин дал мне в помощники диакона Анатолия Бабакова. Сотрудники «СтройПроекта» Дмитрий Бохонский и Ксения Самарина помогли сделать опись экспонатов. Отец Роман Катаев тоже мне до сих пор помогает, и я ему за это благодарен.
За веру и убеждения
было монастыря, а также икона Спасителя с не сохранившимся ликом и следами от пуль и удара штыком. Рядом — фотографии новомучеников, которые отдали свою жизнь за веру и убеждения.
Часть предметов в 2022 году была предоставлена Древлехранилищем для выставки в Государственной Филармонии, посвященной 100-летию подвига новомучеников и исповедников
Церкви Русской при изъятии церковных ценностей. В экспозицию под названием «Приговор: быть святыми петроградским мученикам…» вошли архивные фотографии и личные вещи митрополита Вениамина (Казанского) и участников следственного дела. Среди экспонатов — последнее письмо митрополита Вениамина из заключения и копия протокола его допроса.
Судьба икон
Самый древний образ в коллекции — фрагмент иконы «Ангел» (середина — третья четверть XVI века). Его антикварная реставрация была сделана в XIX веке. Интересна история деисусной группы икон (одна — конца XVIII века и две — XIX века). Их хотели вывезти контрабандой за рубеж, но на таможне перехватили и передали в музей Лавры.
Особым экспонатом со своей историей является греческая икона Божией Матери «Скоропослушница» — прототип иконы Божией Матери «Невская Скоропослушница», на которой Богородица изображена без Младенца, с молитвенно простертой десницей подчеркнуто больших размеров, символизирующей Божественную помощь. Греческий оригинал памятен тем, что его подарил иеромонах Свято-Андреевского скита Афонской горы Паисий Его Императорскому Высочеству великому князю Владимиру Александровичу и его супруге великой княгине Марии Павловне 20 марта 1875 года. На обратной стороне иконы сохранилась дарственная подпись и печать афонской обители.
Среди необычных предметов — подарок творческого объединения «Митьки»: образ святого благоверного князя Александра Невского, написанный на двери коммунальной квартиры в эпоху перестройки.
Откуда берутся экспонаты
Судьба многих предметов витиевата. Например, вот пасхальное священническое облачение, которое в советское время служило реквизитом одного из ведущих театров города — БДТ или Александринского. Артисты выходили в нем на сцену. А когда обнаружили на фелони печать «Ризница Александра-Невской лавры, конец 19 века», передали её в Древлехранилище.
Еще одна из старинных вещей — Евангелие петровских времен с автографом митрополита Никодима (Ротова). На нем совершаются богослужения в праздничные дни — Рождество Христово и Пасху. Рядом с Евангелием лежит антиминс первой половины XVIII века, который священнодействован архиепископом Санкт-Петербургским Сильвестром 15 мая 1759 года. Это самый древний антиминс в коллекции Древлехранилища.
Вериги начала XX века в дар музею передали из подворья Оптиной пустыни. «Они весят 4 килограмма 800 граммов и олицетворяют собой, по сути, монашеский параман. Когда монах принимает постриг, ему на грудь надевается деревянный крест, а сзади плат с крестом, всё это крепится на нитках, чтобы ему напоминать самому себе, что он монах. Вериги — по сути то же самое, только из металла. Можно сказать, это более конкретное напоминание о своих монашеских обетах. Это тайный подвиг, который нигде не афишируется», — рассказал отец Марк.
Планы и цели
Скоро в залах Древлехранилища будет выставлен самый древний экспонат коллекции — поминальный каменный крест, практически ровесник Дмитрия Донского (конец XIV — начало XV веков). Его передали в Лавру исследователи-энтузиасты, которые занимаются поисками древних крестов. Этот поминальный крест нашли на дороге, по которой Александр Невский ездил из Великого Новгорода в Копорскую крепость.
Из поступлений последних лет — самая большая в России Евхаристическая чаша, которая вмещает восемь литров и весит шесть килограммов. Она была изготовлена в Луганске в 2021 году в честь 800-летия со дня рождения Александра Невского. Сама Чаша сделана в виде шлема князя Александра, с его изображением. На ней служили всего один раз — как раз в 2021 году, во время юбилейных торжеств, служил Святейший Патриарх Кирилл. Владыка Вениамин решил, что люди должны её видеть, а если надо будет послужить, то музей передаст Чашу в храм.
Иеромонах Марк поделился планами и целями на будущее — организовать филиал музея в крипте Свято-Троицкого собора, когда окончится реставрация, и посвятить его новейшей истории Лавры, начиная с возвращения собора Церкви в 1956 году и до наших дней. Новая экспозиция будет связана с личностями, которые определяли духовную жизнь монастыря. Также планируется отразить в экспозиции ход реставрационных работ. Часть экспонатов из Древлехранилища перейдет туда, в частности монашеское облачение духовника Лавры архимандрита Елеазара (Иванова). Планируется также сделать экспозицию, посвященную владыке Никодиму (Ротову). Собирание музейных предметов продолжается. Древлехранилище готово принимать вещи по тематике экспозиции.Также на базе музея будет возрожден архив монастыря как дополнительное подразделение.