Музей христианской культуры: выставка и хранилище

Уникальный в своем роде Музей христианской культуры находится на первых двух этажах здания на Рижском проспекте, 9. На третьем этаже — храм преподобномученика Андрея Критского — подворье Константино-Еленинского женского монастыря, сооруженный в конце XIX века как домовая церковь Экспедиции заготовления государственных бумаг (сегодня — ФГУП «Гознак»). В экспозиции музея и императорские платья, и иконы, и живописные полотна...
Раздел: Проект
Музей христианской культуры: выставка и хранилище
Музей христианской культуры
Журнал: № 1 (январь) 2015Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 25 февраля 2015

С чего всё началось

Возрождение церкви святого Андрея Критского после закрытия в советское время стало возможным благодаря благотворителю Константину Голощапову — ктитору Константино-Еленинского монастыря. Нижние этажи здания планировалось приспособить под музей изначально, однако открыть выставку для всех желающих получилось не сразу: необходимо было навести порядок.

— Первые экскурсанты поя­ви­лись у нас лишь спустя два года после освящения храма в 2007 году, — рассказывает Марина Кришталь, директор музея. — Первое время помещение использовалось больше как церковное хранилище. Иконы поступали постепенно, и часть из них переводилась наверх, в храм. Официально Музей христианской культуры является филиалом расположенного в Москве первого в стране частного музея — Русского национального музея. Экспонаты в Петербург попадают в основном из московского «головного» музея. Вопросами их приобретения и доставки занимается Константин Вениаминович. Бывает, что экспонаты дарят благотворители. Константин Голощапов берет на себя и все финансовые расходы.



Что представлено в музее?

На первом этаже — византийские иконы, русские образа XV — начала XX веков, предметы церковной утвари. Интересный экспонат расположен в центре зала первого этажа: платье семьи последнего российского императора Николая II. «Царская тема для нас очень актуальна. Во-первых, храм преподобного Андрея Критского был создан в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе, а во-вторых, наш Константино-Еленинский монастырь основан в честь равноапостольных Константина, византийского императора, и его матери Елены», — говорит Марина Кришталь.

Не обо всех иконах, размещенных на первом этаже, доподлинно известно, когда и где они написаны. Это одно из основных отличий экспозиции от музеев в классическом понимании этого слова, где неатрибутированные предметы не выставляются в залы. Дело в том, что музей работает как открытое хранилище, что допускает определенную свободу размещения и отсутствие сопроводительных документов. Однако работа по исследованию происхождения таких икон ведется: музей приглашает для этого специалистов.

На втором этаже музея — коллекция картин русских и зарубежных мастеров, в том числе Ивана Билибина, Козьмы Кудрявцева, Луки Пенни — художника круга Рафаэля.

«Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом» Козьма Кудрявцев

Одна из центральных работ экспозиции — картина «Авраам изгоняет из дома Агарь с сыном ее Измаилом» забытого ныне художника Козьмы Кудрявцева. Написана она в 1878 году. На картине изображен праотец Авраам, отправляющий в неизвестность своего первенца и его мать-служанку. Это одно из немногих полотен его кисти, дошедших до наших дней.

Козьма Кудрявцев не успел оставить большого наследия: он умер в 1885 году от чахотки в возрасте всего 30 лет.

Кто приходит в музей

Посетители музея — туристические группы, студенты учебных заведений, подопечные социальных организаций и детских домов. Мы, например, встретили в залах группу студентов Государственной полярной академии.

— Я в музее уже пятый раз. Мне здесь очень нравится. Сегодня я привела студентов-­реставраторов с факультета национальной художественной культуры. Считаю, что молодым людям нужно обязательно знакомиться с подлинниками, ведь имеющиеся информационные носители не передают живого ощущения памятника, которое просто необходимо для работы реставратора, — рассказала заведующая кафедрой реставрации и дизайна факультета национальной художественной культуры Государственной полярной академии Наталья Регинская.

В ходе экскурсии Марина Кришталь не только рассказывала о самих иконах, но и разъясняла сюжеты, на них изображенные: Воскресение Иисуса Христа, Успение Пресвятой Богородицы, Вознесение. Конечно же, речь шла и о технологии создания образов: о применявшихся в разные эпохи красках, лаке, других материалах.

— Я человек не церковный, но профессия реставратора обязывает посещать такие места. Здесь я уже во второй раз, — сказал по окончании экскурсии Максим Иванов, студент Государственной полярной академии.

Официально в музее работает всего один человек — его директор. Других сотрудников не числится. Но нередко экскурсии ведут другие подготовленные люди.

Музей открыт по субботам и воскресеньям с 13 до 17 часов.
На будние дни можно заранее заказать экскурсии для групп.
Входной платы нет. Группы могут пожертвовать музею около 800 рублей, но это по желанию.

Адрес: Рижский проспект, д. 9
8 (812) 251-01-65
blagochestie@konst-elena.ru
www.konst-elena.ru

Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Проект"