Монархист с советским прошлым

Служить в армии и быть музыкантом-интеллигентом, любить имперские времена и не забывать времена советские… Военный дирижер, капитан I ранга, руководитель Центрального концертного образцового оркестра ВМФ России имени Н. А. Римского-Корсакова Алексей Карабанов к 400‑летию воцарения Дома Романовых представит в Санкт-Петербурге уникальный концерт. Мы поговорили с Алексеем Алексеевичем о российской монархии, о современном положении военных оркестров и о том, что сближает военных и священнослужителей.
Раздел: По душам
Монархист  с советским прошлым
Журнал: № 3 (март) 2013Автор: Анастасия КоскеллоФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 6 марта 2013
Служить в армии и быть музыкантом-интеллигентом, любить имперские времена и не забывать времена советские… Военный дирижер, капитан I ранга, руководитель Центрального концертного образцового оркестра ВМФ России имени Н. А. Римского-Корсакова Алексей Карабанов к 400‑летию воцарения Дома Романовых представит в Санкт-Петербурге уникальный концерт. Мы поговорили с Алексеем Алексеевичем о российской монархии, о современном положении военных оркестров и о том, что сближает военных и священнослужителей.

Имперский шарм
— Вы давно занимаетесь возрождением военной музыки императорской России. Почему вам близка «имперская тема»?
— Наверное, это связано с тем, что я много лет прослужил в Адмиралтейском оркестре в Петербурге, мы много выступали в Эрмитаже. Например, участвовали в церемонии открытия Тронного места в Георгиевском зале после реставрации. Это были незабываемые впечатления. Мы играли «Коль славен», все вокруг плакали…

Я прекрасно знаю, что были в императорской России различные негативные моменты, но позитивного было все-таки больше. В первую очередь меня привлекает идея служения, которая пронизывает всю русскую культуру эпохи империи. Отсюда и высочайшая требовательность к себе, характерная для дворян в целом и для офицеров в особенности. Все-таки был у этой эпохи особый шарм.

— С такими идеалистическими взглядами вам не трудно служить в современной Российской армии?
— Конечно, трудно. Но, вообще, наша армия — разная. Я служу уже 30 лет и видел самых разных людей, разного культурного и морального уровня. Встречал много замечательных, интеллигентных, высокообразованных образованных офицеров. Например, в Высшем военно-морском инженерном училище имени Ф. Э. Дзержинского, где я начинал свою офицерскую службу, был начальником вице-адмирал Виктор Федорович Кудрявцев. Он прекрасно разбирался в классической музыке, литературе, театре. Дружил с руководителем капеллы Владиславом Александровичем Чернушенко, и отсвет этой дружбы ложился и на оркестр училища. Мы часто бывали в капелле, стали там регулярно выступать.

Или первый заместитель начальника училища капитан I ранга Николай Михайлович Питулайнин — он прекрасно играл на рояле. Его отец дружил с И. О. Дунаевским, с детства был в музыкальной среде. В те годы, когда я учился в Московской консерватории на военно-дирижерском факультете, тоже была уникальная атмосфера. Например, все преподаватели называли курсантов на «Вы». Сейчас этого уже нет, и я со своими привычками порой чувствую себя «белой вороной». Наверное, меня считают не очень современным.

Патриотизм и подхалимаж
— Кем вы себя ощущаете в большей степени — военным или музыкантом? Вступают ли в противоречие военная дисциплина и творчество?
— Дело в том, что оркестр — любой, не только военный, — без дисциплины не может существовать. Там, где нет порядка, невозможно добиться высоких творческих результатов. Другое дело, что в армии не так много возможностей для творчества: все-таки, в основном военные оркестры выполняют церемониальные функции, и довольно трудно выйти на уровень концертного исполнения. К счастью, мне повезло работать именно в концертных оркестрах.

— Музыка, на ваш взгляд, может влиять на историческое сознание людей? Например, когда ваш оркестр, помимо советских маршей, добавил в свой репертуар музыку старой России, что-то изменилось в ваших подчиненных?
— Музыка раскрывает и расширяет кругозор человека, обращается к его душе, эмоциям. Но не делает его красным или белым. Причем, я хочу сказать, советские марши мы тоже играем с особым чувством. Это тоже наша история, наша память. У каждого композитора свой мир. И мы каждый раз примеряем на себя новое мироощущение.

— Чем отличаются эти мироощущения?
— Во все периоды была разная музыка. Даже в императорский период была музыка, скажем так, подхалимская. То есть авторы писали произведения, посвященные государям или великим князьям, исключительно из «верноподданнических» чувств — как и при советской власти. Но среди всего этого были произведения действительно талантливые. «Коронационный марш» Чайковского, например. Да, это «музыка по случаю», но она гениальна сама по себе.

— Как, на ваш взгляд, соотносятся понятия «музыка» и «патриотизм»? Существует ли патриотическая музыка?
— Конечно. Это та музыка, которую мы «впитали с молоком матери». Как бы я ни мыслил себя в качестве монархиста, я все равно вырос в советском пространстве. Поэтому меня и задевают за живое, например, марши военных лет. Патриотическая музыка — это часть нашего внутреннего состояния, элемент нашей души. Когда мы исполняем патриотическую музыку, мы обращаемся к генетической памяти людей. И это действует очень сильно. Люди очень быстро откликаются. В XVIII и XIX веках в царской России каждый полк имел свой оркестр. Солдаты шли в атаку с оркестром, и музыка вдохновляла их. И сегодня, когда военные духовые оркестры идут по городу, это производит на публику очень сильное впечатление. Во времена моего детства оркестры в садах и парках были неотъемлемой частью городской культуры Петербурга. Они создавали определенную музыкальную ауру. Лично я дирижировал концертами в Александровском саду и Московком парке Победы с 1986 по 1991 год. Мы тогда давали по два концерта — в субботу и воскресенье. А в такие дни, как праздник Военно-морского флота, мы успевали за день по пять концертов сыграть в разных парках, — только и успевали ездить. И всегда была очень высокая востребованность у слушателей.

— Получается, сейчас востребованности нет?
— Нет, потому что никто не дает на это денег. В советское время заказчиком таких концертов было государство. В каждом районе был отдел культуры. Этот отдел культуры имел особую статью расходов на военные оркестры, в его ведении были свои концертные площадки, которые содержались в порядке. Сейчас никто не хочет этим заниматься, все развалилось, эстрады пришли в ветхость.

— С чем вы связываете это невнимание властей к военной музыке?
— Я — человек военный, а по Конституции армия у нас от политики отделена, так что я политикой не занимаюсь и по политическим вопросам не высказываюсь.

Музыкальная история страны
— По вашим наблюдениям, есть ли у современной молодежи интерес к военной и исторической музыке?
— В Петербурге такой интерес есть. Здесь очень много молодежи, которая интересуется историей, в том числе музыкальной историей страны и военными маршами. Но в Москве с этим не так хорошо. Наверное, это связано с общегородской культурой. Просто в Петербурге она хотя бы отчасти законсервировалась и сохранилась. Такие музеи, как Эрмитаж, очень влияют на сознание горожан — ведь они остаются зоной дореволюционного и даже монархического влияния. В остальных регионах интерес к дореволюционной культуре вообще очень слабый. Хотя есть исключения. Например, мы пару раз выступали в Ярославле, и меня поразила тонкая музыкальность ярославской публики. Зрители там реагировали на музыку живо и трепетно.

— Какова ваша позиция по поводу государственных гимнов? Как вы относитесь к возвращению гимна Александрова?
— Считаю, что гимн Глинки, который был у нас с 1991 года, — это идеальная музыка, которая подходит для современной России. И возврат к коммунистическому гимну — это ошибка. 

— Время от времени звучат голоса в пользу самого старого гимна — «Боже, царя храни». Может, его стоило вернуть?
— Нет. Восстановить «Боже, царя храни» в качестве гимна… Это было бы такой же ошибкой, как и восстановление гимна СССР. Кого хранить-то, если царя нет? Да и сама монархическая идея в нашем обществе сегодня очень слаба.

Встречи на похоронах
— Как вы относитесь к церковному присутствию в армии? Нужны ли военные священники сегодня?
— Лично я в действующей армии, которая находится на переднем крае боевых действий, никогда не бывал. Но я уверен, что вера укрепляет бойцов. Я знаю многих священников, которые служили в горячих точках и крестили солдат прямо перед самым боем, — в Чечне, Дагестане. Солдатам легче идти в бой, когда они знают, что их защищает Ангел-хранитель.

— А тем, кто не в горячих точках служит, нужна Церковь?
— Поддержка Церкви для военных вообще очень важна. Сам я по службе много раз был связан с таким грустным событием, как похороны. Ведь военные оркестры участвуют в ритуале захоронения военнослужащих. И здесь мы как раз «пересекаемся» с батюшками, которые отпевают наших погибших курсантов, бойцов и офицеров. Нам выпало хоронить и экипаж «Курска», в том числе наших ребят-дзержинцев, некоторых из них я знал. Это было очень тяжело. Священники Никольского морского собора тогда очень помогли. И сейчас собор ведет очень важную работу, аккумулируя в себе память о погибших моряках. Надеюсь, что когда-нибудь в Петербурге будет восстановлен и Спас-на-водах — храм-памятник морякам, погибшим в Русско-японскую войну. 

Беседовала Анастасия Коскелло

Поделиться

Другие статьи из рубрики "По душам"

5 октября, суббота
rss

№ 3 (март) 2013

Обложка

Тема номера:400-летие Дома Романовых

Статьи номера

ПРАЗДНИК
24 марта — Торжество Православия
17 марта — Прощеное воскресение
10 марта — Неделя мясопустная, о Страшном суде
АКТУАЛЬНО
Нужна ли Церкви операция на сердце? Интервью с ректором Санкт-Петербургской духовной академии епископом Петергофским Амвросием
ПОДРОБНО
/ Острый угол / «Тяжело служить безнадежному делу»
/ Интервью / Семейные вопросы
/ Via Historica / Имитация триумфа. Как в Петербурге отмечали 300‑летие Дома Романовых
/ Вопрос-ответ / Романовы в звуке
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Библия: слово Божественное и слово человеческое
/ Имена / Несостоявшийся патриарх
/ Имена / Реформатор против революции
/ Имена / Пророк естествознания
/ Умный разговор / Построили бы десять Магниток…
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Георгий Марченко
/ Дошкольное богословие / Как простить?
/ По душам / Монархист с советским прошлым
/ Приход / Храм преподобного Серафима Вырицкого в Купчино
/ Служение / Ангел над городом
/ Служение / Старший брат, старшая сестра
/ Служение / «Чесменские бабушки»
/ Место жительства - Петербург / Дуэльный Петербург
КУЛЬТПОХОД
/ Афиша "ВЖ" / Рахманиновский фестиваль в капелле
/ Анонсы и объявления / Юбилейный Романовский год в Феодоровском соборе
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Дружба через 500 километров
«Как хорошо и приятно жить братьям вместе…»
Бросай курить — играй в футбол
Тепло дружеских голосов
Пройти по «Дороге жизни»