Монахиня Анастасия (Платонова)

Монахиня Анастасия умерла в тюрьме 19 ноября 1941 года в возрасте 57 лет
Журнал: № 11 (ноябрь) 2013Автор: Анастасия Наконечная Опубликовано: 18 ноября 2013
«Существует предание, что ангелы, пролетая над землей, роняют на нее голубые цветы, чтобы люди не забывали о небе. Оттого эти цветы и называют незабудками».

Эти слова Александра Фёдоровна Платонова вынесла в эпиграф к первому номеру детского журнала «Незабудка», основанного ею в возрасте тридцати лет, в 1914 году. В работе над ним, как и во всей своей жизни, она и старалась, чтобы взрослые и дети не забывали о небе. Издавая в начале ХХ века биографии древних мучеников, вряд ли известная детская писательница, по плоти дочь иконописца и духовная дочь отца Иоанна Кронштадтского, думала о том, что и ее ждет этот путь.

Свои стихи и рассказы будущая монахиня начала публиковать в детстве; за десять лет она издала более тридцати книг и брошюр со стихами, рассказами и духовными размышлениями. Одной из самых известных стал «Апостол Японии» — биография равноапостольного Николая Японского, русского миссионера, основателя Православной Церкви в Японии.

После революции Александра Фёдоровна много трудилась в миссионерском Андреевском братстве при соборе Андрея Первозванного на Васильевском острове, которое в 1919 году основали два ее младших брата — протоиерей Николай, известный в городе проповедник, и диакон Симеон. Братство ежедневно собиралось на молитву, помогало больным, занималось просвещением братчиков, имело свой хор и библиотеку, а вскоре вступило в Союз православных братств, основанный при митрополите Вениамине Петроградском. Александра Фёдоровна вела в Андреевском братстве лекции по изучению творений святых отцов и активно участвовала в работе Детского союза: специально для детей были организованы богослужения, во время которых они прислуживали в алтаре, читали и пели. При братстве устраивались также утренники и небольшие паломничества за город с участием детей. Активно участвовала Александра Фёдоровна и в жизни Союза: в 1921 году ее включили в число организаторов богослужебной секции очередной общебратской конференции.

Из Андреевского братства матушке Анастасии пришлось уйти: один из ее братьев, Николай, стал обновленцем. В знак протеста против обновленческой деятельности отца Николая из братства ушло большинство его членов, и оно распалось.

Тогда же, в 1921 году, митрополит Вениамин совершил монашеский постриг Александры Фёдоровны с именем Анастасия. Прожив два года в Иоанновском монастыре, после его разорения матушка создала общину сестер. За десять лет община возросла до 23–25 человек, из которых в постриге были лишь несколько. Сменившая за десять лет несколько квартир в связи с гонениями властей, эта община состояла, по воспоминаниям современников, из «высокоинтеллигентных сестер», среди них были люди очень разных мирских путей: например, вдова старосты университетской церкви академика Б. Тураева монахиня Иулиания и вдова начальника Главного тюремного управления при временном правительстве Любовь Жижиленко. Собрания общины были открыты для верующих разных храмов. Совершалась молитва, затем матушка читала собравшимся проповеди священников и свои произведения (их названия говорят сами за себя: «О кресте», «О Голгофе», стихотворение «За Церковь»). Сестры помогали репрессированному духовенству, отчисляя суммы из своих заработков и собирая средства среди верующих. Распространяли среди прихожан разных храмов произведения монахини Анастасии, утешавшие и вдохновлявшие.

Первый срок (пять лет лагерей) матушка получила в 1934 году, в связи с делом «евлогиевцев». На допросе она прямо назвала причину создания ею тайных общин: так ей советовал делать для сохранения института монашества митрополит Вениамин незадолго до своего ареста. Матушка спокойно говорила, что является противницей советского строя и идеалом считает «строй, основанный на христианских началах».

Второй арест произошел через три года после освобождения: во время войны, в октябре 1941 года.Ее взяли в Вышнем Волочке вместе с родным братом отцом Симеоном, который поселился там, отбыв свой срок: по существовавшим правилам им нельзя было селиться ближе 100 километров от больших городов. В конфискованной у матушки записке к брату она воздавала славу и благодарение Богу «за всё, за всё, за всю жизнь, за все скорби и радости».

За «проведение религиозных обрядов и антисоветской деятельности» монахиня Анастасия, отец Симеон и еще четверо человек, арестованных вместе с ними, были приговорены к десяти годам лагерей. После закрытия храма в Вышнем Волочке они все вместе молились на квартире, и это было вменено им в вину.

Монахиня Анастасия умерла в тюрьме 19 ноября 1941 года в возрасте 57 лет, через месяц после оглашения приговора. 

Анастасия Наконечная

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Ленинградский мартиролог"

4 октября, пятница
rss

№ 11 (ноябрь) 2013

Обложка

Статьи номера

ПРАЗДНИК
18 ноября — Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (избрание 1917)
4 ноября — Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (1612)
АКТУАЛЬНО
Без долгосрочной перспективы
Храм в городском ландшафте
ПОДРОБНО
/ От редакции / Борьба: за что или против кого?
/ Острый угол / Кулачных дел мастера
/ Взгляд / Бои без правил или скрипка? Разговор о Церкви, спорте, шоу и насилии
/ Крупный план / Мужички – защитники
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / На реках вавилонских
/ Умный разговор / Дружественный взгляд со стороны
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Владимир Коваль-Зайцев
/ Ленинградский мартиролог / Монахиня Анастасия (Платонова)
/ По душам / Стойкость сердца
/ Приход / Храм великомученика Георгия на проспекте Славы
/ Приход / Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Тосно
/ Служение / Скит, открытый миру
/ Служение / Дом Романовых — уроки благотворительности
/ Место жительства - Петербург / На Аптекарском острове
КУЛЬТПОХОД
/ Книжная полка / Карта нашей веры
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Возвращение знаменитого иконостаса