Монахи за партой
Иерей Александр Асонов, преподает в Иоанно-Богословском Череменецком мужском монастыре Гатчинской епархии: Курсы рассчитаны на тех монахов и послушников, кто не имеет семинарского образования, и не дают права в дальнейшем рукополагаться. Если же брат всё же хочет стать священнослужителем, ему необходимо закончить семинарию.
В некоторых монастырях преподают заочно, это допустимо в наше время. Я преподаю очно. Еженедельно приезжаю в монастырь, обычно по субботам, либо же в любой другой день по согласованию с обителью. В Гатчинской епархии Череменецкий монастырь — единственный. Мой курс рассчитан на год, делится на два семестра с перерывом на летние каникулы. Занятие длится полтора часа. До каникул мы проходим Ветхий Завет, после — Новый Завет: формирование канона, священная история, состав.
— Сколько учащихся в группе?
Иерей Александр Асонов: Всего восемь учащихся.
Иеромонах Алексий (Степанов), преподает в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре: Два монаха, один инок и один послушник.
— Форма занятий ближе к лекции или семинару?
Иерей Александр Асонов: Это лекция. Такой способ преподавания мне наиболее близок. Но, конечно, я с учащимися виду диалог, а не просто начитываю материал и ухожу. Это очень важно для образовательного процесса. Мы идём строго по программе, утвержденной комиссией по вопросам образования монашествующих. Каждое шестое занятие нужно обязательно проводить тест на проверку знаний и усвоения материала, следят за этим строго. Ближе к лету должна состояться большая контрольная проверка знаний, но пока неизвестно, будут заниматься этим специалисты из СПбДА или приедет комиссия из Москвы.
Иеромонах Алексий (Степанов): Занятия проходят на основе утвержденной комиссией программы. Иногда на свое усмотрение я добавляю интересные, с моей точки зрения, моменты. Много использую конспекты, которые вел сам, когда учился в семинарии. В основном мы занимаемся содержанием книг, их толкованием, а текстологию и лингвистику меньше затрагиваем. В семинарии я учился на библейско-богословском отделении, нам преподавал Дмитрий Георгиевич Добыкин, как раз конспекты его лекций я положил в основу своего курса. Он рассказывал нам об интересных моментах иудейского быта, много внимания уделял толкованию отрывков, провозвещающих пришествие Спасителя.
— Какова начальная подготовка учащихся? Оценивались ли знания перед началом занятий?
Иерей Александр Асонов: Конечно. Нужно понять, кому предстоит преподавать: каков уровень знаний у слушателей, какое у них образование, обучались ли они в высших учебных заведениях и так далее. Человек с высшим образованием иначе воспримет информацию, чем тот, кто такового не имеет. Иногда на лекциях я могу употреблять термины, которые не всегда понятны человеку со средним школьным образованием: дефиниция, императив и так далее. Иногда ученики, не до конца понимая услышанное, стесняются уточнить смысл. И, как следствие, остаются пробелы в знаниях. Поэтому я в обязательном порядке уточняю уровень подготовки. Перед началом занятий я пообщался со слушателями и провел краткий тест. Вопросы по преимуществу были довольно простые: сколько сыновей было у Ноя и как их звали, как переводятся имена Адама и Евы. Были и более каверзные: как звали маму царя Соломона? Как переводится на русский язык имя Соломона?
— И каков усредненный портрет ваших учеников? Кого больше? Молодых или людей в возрасте? С высшим образованием или без?
Иерей Александр Асонов: Fifty-fifty, пятьдесят на пятьдесят. Есть и совсем молодые, и люди среднего возраста, и пожилые. Ответами слушателей я был, в принципе, удовлетворен. Ответов на какие-то вопросы они не знали, но это было ожидаемо. Собственно, чтобы восполнить пробелы в знаниях, и проводятся эти занятия. Требование проверить и обучить монашествующих возникло ведь не на пустом месте. За процессом образования строго следят наши кураторы, которым я еженедельно отсылаю фотоотчеты с занятий. После каждого занятия я провожу небольшой тест, оцениваю усвоение материала; это моя личная инициатива, такой тест не является обязательным.
Иеромонах Алексий (Степанов): Монахи прочитали всю Библию, знания у них неплохие. Есть, конечно, некоторые недопонимания и пробелы, какие-то книги Ветхого Завета ими лучше поняты — в основном исторические, какие-то меньше — пророческие, например. У послушника подготовка чуть слабее, он несколько отстает от монахов, но всё равно, общее представление о текстах Писания хорошее. На самом деле было бы очень странно, если бы насельники монастырей совсем не знали Библии. Задача курса — не знакомить их с содержанием, с ним они и так знакомы, а восполнять пробелы, акцентировать внимание на важных местах Писания.
— Домашние задания даете?
Иерей Александр Асонов: Прочитать материал из учебника, который проходили на уроке.
— Как сами учащиеся проявляют себя на занятиях, задают ли вопросы?
Иерей Александр Асонов: Именно по темам первых книг Ветхого Завета — о сотворении мира, грехопадении — вопросов не особо много. Скорее возникают вопросы, не касающиеся напрямую проходимого материала. Например, учащихся интересует формирование канона, откуда он взялся. В целом Новый Завет, конечно, их больше интересует, потому что он ближе именно в практическом смысле. Ветхий Завет для большинства слушателей представляет исторический интерес, проблематика его не кажется им столь актуальной.
Иеромонах Алексий (Степанов): Лекция проходит в постоянном диалоге с учащимися. На самом деле процентов 30–35 времени занимают именно их вопросы, ответы, уточнения. Они делятся своими мнениями, своими толкованиями отрывков, стараются применить усвоенное к своему монашескому быту. Мы разбирали, например, историю принесения Авраамом в жертву своего сына Исаака — это ведь аллюзия как на саму искупительную жертву Христа, Который смирил Себя и принял смерть, так и на жизнь христианина, в том числе монаха, который дает обет послушания Богу и своему игумену.
— Почему, на ваш взгляд, эти курсы актуальны?
Иерей Александр Асонов: Возможно, это такая реакция церковного организма на события в Среднеуральском монастыре. Есть в нашей Церкви и другие очаги подобных настроений, просто они не столь заметны. Образование и просвещение должно помочь предотвращать подобные случаи.
Иеромонах Алексий (Степанов): Писание, Слово Божие — это основа нашей веры, знать его необходимо. Важно прояснять для себя непонятные моменты и отрывки. К тому же нас могут в любой момент остановить прихожане или паломники, задать вопрос — и важно ответить на него правильно, не ударив в грязь лицом. Это если говорить именно о нашем предмете, Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. В дальнейшем насельники будут изучать еще литургику — тут, думаю, наша братия будет очень сильна, потому что они ежедневно участвуют в богослужебной жизни. То же самое можно сказать и об Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, которые также входят в трехгодичную программу обучения, ведь этот документ — лаконично сформулированный ответ Церкви на вызовы современного общества. Знание этого документа поможет и в решении наших повседневных задач, потому что наш монастырь не совсем обычный: он расположен в самом центре мегаполиса. В связи с этим у нас свои задачи, проблемы и особенности быта, которым, может быть, не так просто дать оценку исходя из исторической перспективы, опыта монашеской жизни прошлых эпох.
Отзывы учащихся
Послушник Борис (Елисеев), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры: Каждый раз открываю для себя что-то новое, и не только непосредственно на занятиях, но и когда читаю после в келье: как произошел мир, как зародился еврейский народ, как Господь являл Свою волю через пророков. Всё это очень интересно. Мы начали заниматься чуть раньше положенного срока и ушли немного вперед по программе, но это и хорошо: будет больше времени на повторение материала. Я не так давно живу в монастыре, мне очень помогает мой сокелейник монах Антипа.
Монах Антипа, также насельник Лавры: Я живу в монастыре уже 15 лет, потому в целом с Писанием знаком хорошо, но разве бывает лишним еще раз прочесть Слово Божие, наполнить им свою душу? Какие-то отдельные моменты, бывает, забываются, не без этого. В качестве келейных занятий перечитываем то, что проходили на лекции, если что-то упустил на занятии, можно всегда через неделю поднять этот вопрос.
На одном из занятий в Лавре:
Иеромонах Алексий (Степанов): Инструмент, на котором царь Давид исполнял свои сочинения, назывался псалтирью, он и дал название всей книге псалмов. Сколько всего в Псалтири псалмов?
Учащиеся: 158.
Иеромонах Алексий (Степанов): Нет, меньше, 151 псалом: 150 каноничных и один неканоничный. Распространено мнение, что все псалмы принадлежат Давиду, это мнение неверное. По описанию еврейской Библии, царю Давиду принадлежат 73 псалма, то есть чуть меньше половины. По описанию же греко-славянской Библии, Давид — автор 87 псалмов. В настоящее время исследователи считают, что Давиду принадлежат 78 псалмов, примерно половина всей книги. Это 73 псалма, которые подписаны его именем в еврейской Библии: с 3-го до 31-го, с 33-го по 40-й, с 50-го по 64-й, с 67-го по 70-й, 65-й, 100-й, 102-й, со 107-го по 109-й, 123-й, 130-й, 132-й, со 138-го по 144-й, и пять псалмов, автором которых еврейская Библия Давида не указывает, но ему несомненно принадлежащие: 1-й, 2-й, 32-й, 103-й и 137-й псалмы. Кого вы еще можете вспомнить как авторов псалмов?
Учащиеся: Братья Кореевы.
Иеромонах Алексий (Степанов): Сыны Кореевы. Им принадлежат псалмы с 41-го по 48-й, 83-й, 84-й и 86-й, всего 11 псалмов. Это были потомки того самого Корея из книги Чисел, который стал одним из предводителей неудавшегося бунта против Аарона и Моисея. Потомки Корея служили певцами при Скинии. Произведения, которые они исполняли перед Скинией, были записаны и вошли в Псалтирь. Эти псалмы относятся к разным историческим эпохам: правления царей Соломона, Иосафата, Езекии. Поэтому «сыны» в данном случае — это не два и не три человека, а несколько поколений потомков Корея.
Учащиеся: Царь Соломон тоже был автором псалмов.
Иеромонах Алексий (Степанов): Да, он считается автором трех псалмов: 71-го, 126-го и 131-го псалма. Псалмам Соломона присущ философско-рассудительный стиль. 71-й псалом был написан к восшествию Соломона на престол, 126-й посвящен окончанию постройки храма, 131-й — принесению Ковчега Завета в храм.
Есть еще семь псалмов потомков Асафа и пять псалмов самого Асафа. Также авторами псалмов были Еман, написавший 87-й псалом, Ефам — автор 88-го псалма.