Молитвослов для заключенных
В Синодальном отделе по тюремному служению 20 февраля под председательством епископа Красногорского Иринарха состоялась рабочая встреча по подготовке к изданию специального молитвослова для узников. Был проанализирован пилотный проект молитвослова, реализованного на базе отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии.
Раздел: Информация
Журнал: № 4 (апрель) 2015Страницы: 10-11 стр. вставки Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 17 апреля 2015
«У нас есть молитвословы для болящих, для военнослужащих, для матерей. Тем более не должно удивлять, что разработан молитвослов для людей, находящихся в местах лишения свободы, — говорит председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерей Олег Скоморох. — Они должны иметь возможность обращаться к Богу с молитвами — и о справедливом рассмотрении их дел, и о покаянии, испрашивать прощения у Господа за преступления, которые они совершили. Они должны научиться молиться за ближних, родных — и за своих обидчиков, недругов. Это темы для молитв, которые нуждаются в том, чтобы их объединили в определенный корпус и издали так, чтобы таким молитвословом было удобно пользоваться».
Разработкой молитвослова занимался сотрудник епархиального «тюремного» отдела Петр Белов.
«Я служу в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в следственном изоляторе № 5, — говорит Петр Юрьевич, — и там у нас есть практика покамерных обходов. Представители Церкви ходят по камерам, общаются с подследственными. В процессе этих обходов выяснилось, что не только степень воцерковленности очень низкая, некоторые даже читают с большим трудом или вовсе не умеют. Молитвы на церковнославянском языке им непонятны, они длинные и не охватывают специфики режима жизни заключенных».
Петр Белов проанализировал распорядок жизни узников, вопросы, которые их интересуют.
Молитвослов на шестнадцати страницах включает 30 молитв на русском языке. Молитвы краткие, понятные. Читая эти молитвы, человек узнает что-то о Церкви, у него формируется определенное мировосприятие.
«Отличий от традиционного молитвослова много, даже сами названия молитв упрощены, — продолжает Петр Белов. — „Молитвенное правило“ — звучит красиво, но людям это непонятно. В нашем молитвослове написано — „Молитва утром после подъема“, „Молитва вечером перед сном“, „Молитва перед завтраком, обедом и ужином“. Есть „Молитва заключенного о самом себе“ — понятно, что человек сначала должен помолиться сам о себе, чтобы Бог дал ему силы молиться за других. Молитвы о здравии здесь называются „О здоровье живых людей“, „Об исцелении болящего человека“. В отдельную главу собраны молитвы об исцелении от алкоголизма, наркомании и игромании — среди заключенных эти пороки очень распространены. „О своих детях“ — у заключенных дети тоже неблагополучны, а помочь они им могут только молитвой. „О живых некрещеных людях“, „О душах умерших некрещеных людей“ — это очень востребовано; мы объясняем, что молиться о таких людях можно только в частном порядке, поминать их в храме, подавая записки, нельзя. „О самоубийцах“ — по моему опыту общения с заключенными, у большинства из них или родственники, или просто важные в их жизни люди добровольно расстались с жизнью. „Молитва перед поездкой на суд“ имеет миссионерскую направленность: подсудимый просит не чтобы Бог избавил его от наказания, а чтобы простил его грехи. „Если вам приносят зло и вас преследуют люди“ — крайне востребованные молитвы в тюрьме. „Перед отправкой по этапу и перед дальней дорогой“ — тоже специфические, но нужные заключенным молитвы».
В конце молитвослова приведены контакты организаций, помогающих тем, кто вышел из мест заключения. Первые две тысячи экземпляров уже напечатаны и распространены среди заключенных. Получено предварительное благословение владыки Иринарха: он благословил продолжить работу, улучшить молитвослов. Окончательный вариант будет ему представлен.
Первые «тюремные» молитвословы сотрудники отдела раздавали и некрещеным. Инославные христиане тоже просили для себя этот сборник, объясняя, что им все подходит — за исключением Символа веры, который в молитвослове, разумеется, православный. Сотрудники отдела показывали молитвослов представителям католического духовенства, те выразили свое одобрение и сказали, что молитвослов носит общехристианский характер. Так молитвослов способствует и преодолению разногласий внутри Церкви.
Протоиерей Олег Скоморох: «В дореволюционной истории пастырского тюремного служения были молитвословы для заключенных, так что мы не изобрели ничего нового. Важно отметить, что наш молитвослов — это не просто тематический сборник молитв, он имеет миссионерскую направленность, снабжен комментариями».
Разработкой молитвослова занимался сотрудник епархиального «тюремного» отдела Петр Белов.
«Я служу в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в следственном изоляторе № 5, — говорит Петр Юрьевич, — и там у нас есть практика покамерных обходов. Представители Церкви ходят по камерам, общаются с подследственными. В процессе этих обходов выяснилось, что не только степень воцерковленности очень низкая, некоторые даже читают с большим трудом или вовсе не умеют. Молитвы на церковнославянском языке им непонятны, они длинные и не охватывают специфики режима жизни заключенных».
Петр Белов проанализировал распорядок жизни узников, вопросы, которые их интересуют.
Молитвослов на шестнадцати страницах включает 30 молитв на русском языке. Молитвы краткие, понятные. Читая эти молитвы, человек узнает что-то о Церкви, у него формируется определенное мировосприятие.
«Отличий от традиционного молитвослова много, даже сами названия молитв упрощены, — продолжает Петр Белов. — „Молитвенное правило“ — звучит красиво, но людям это непонятно. В нашем молитвослове написано — „Молитва утром после подъема“, „Молитва вечером перед сном“, „Молитва перед завтраком, обедом и ужином“. Есть „Молитва заключенного о самом себе“ — понятно, что человек сначала должен помолиться сам о себе, чтобы Бог дал ему силы молиться за других. Молитвы о здравии здесь называются „О здоровье живых людей“, „Об исцелении болящего человека“. В отдельную главу собраны молитвы об исцелении от алкоголизма, наркомании и игромании — среди заключенных эти пороки очень распространены. „О своих детях“ — у заключенных дети тоже неблагополучны, а помочь они им могут только молитвой. „О живых некрещеных людях“, „О душах умерших некрещеных людей“ — это очень востребовано; мы объясняем, что молиться о таких людях можно только в частном порядке, поминать их в храме, подавая записки, нельзя. „О самоубийцах“ — по моему опыту общения с заключенными, у большинства из них или родственники, или просто важные в их жизни люди добровольно расстались с жизнью. „Молитва перед поездкой на суд“ имеет миссионерскую направленность: подсудимый просит не чтобы Бог избавил его от наказания, а чтобы простил его грехи. „Если вам приносят зло и вас преследуют люди“ — крайне востребованные молитвы в тюрьме. „Перед отправкой по этапу и перед дальней дорогой“ — тоже специфические, но нужные заключенным молитвы».
В конце молитвослова приведены контакты организаций, помогающих тем, кто вышел из мест заключения. Первые две тысячи экземпляров уже напечатаны и распространены среди заключенных. Получено предварительное благословение владыки Иринарха: он благословил продолжить работу, улучшить молитвослов. Окончательный вариант будет ему представлен.
Сотрудник «тюремного» отдела Санкт-Петербургской епархии Петр Белов«Это издание очень дешевое, — говорит Петр Белов. — Возможно, в дальнейшем будет более добротное издание, тогда подумаем о шрифтах, об иллюстрациях. Само оглавление молитвослова — готовый план миссионерских бесед с заключенными».
Первые «тюремные» молитвословы сотрудники отдела раздавали и некрещеным. Инославные христиане тоже просили для себя этот сборник, объясняя, что им все подходит — за исключением Символа веры, который в молитвослове, разумеется, православный. Сотрудники отдела показывали молитвослов представителям католического духовенства, те выразили свое одобрение и сказали, что молитвослов носит общехристианский характер. Так молитвослов способствует и преодолению разногласий внутри Церкви.