Молитва о героях
Храм как живая память
Идея создания храма-памятника принадлежит местной жительнице Антонине Осиповой. Когда началась Великая Отечественная война, Тоне было 14 лет. Первую блокадную зиму её семья прожила здесь, а в 1942‑м фашисты угнали всех в Германию. Антонина Петровна с содроганием в сердце вспоминала, как у них на глазах фашисты заставляли пленных советских бойцов рыть себе могилу и закапывали их заживо. Закончилась война, но память о страданиях воинов не давала покоя, и Антонина Петровна решила, что на этой земле необходим храм-памятник, посвященный погибшим солдатам, тем, кто остались здесь лежать. И вот, когда в 1990‑е годы Антонина Петровна была выбрана депутатом Красносельского районного совета, вместе с жителями Старо-Паново она организовала сбор подписей в поддержку строительства храма-памятника.
— Одинокая пенсионерка в течение пяти лет сумела собрать все необходимые документы, — рассказывает Ирина Минина, помощник настоятеля храма по архивным вопросам. — Это была очень долгая работа. Существовало несколько проектов храма. К 1996 году было получено разрешение на строительство и отведена земля, утвержден проект (архитектор Е. Ф. Шаповалова). По благословению приснопамятного митрополита Иоанна началось строительство. Антонина Петровна успела увидеть свое детище, она преставилась в 2021 году. Самый большой колокол-благовест на колокольне — её подарок.
В 2004 году настоятелем храма-памятника был назначен протоиерей Антоний Витвицкий. Тогда же здесь открыли музейную комнату. Собирали всё, что осталось в земле со времен войны, — что-то местные жители откапывали на своих огородах, что-то находили поисковики.
В ноябре 2017 года новым настоятелем стал протоиерей Михаил Стрельников. Строительно-хозяйственные работы продолжались: была построена купель, началась разбивка мемориального Парка памяти и благоустройство территории. Было организовано мемориальное воинское захоронение вблизи Старо-Пановского кладбища.
Книга памяти — книга жизни
Ирина Минина родилась в этих местах, она знает многое о событиях, происходивших здесь в годы войны. Её дед, военный инженер Михаил Григорьевич Липков, воевал в дивизии народного ополчения и пропал без вести. Когда Ирина услышала по радио, что создается храм-памятник пропавшим без вести при обороне Ленинграда, — поняла, что там её место.
— Я пришла сюда 12 лет назад и осталась как прихожанка, как музейный работник, как помощник настоятеля. Здесь всё мне дорого, всё родное, — говорит Ирина Владимировна.
В 2012 году по благословению отца Антония Ирина Минина стала собирать книгу памяти о погибших и пропавших без вести на этой земле. На сегодня в ней свыше 16 тысяч имен. Первую запись сделал отец Антоний — о своем деде, который тоже пропал без вести.
— В эту книгу мы собираем и биографические рассказы о внесенных в список бойцах. Сейчас историй уже более ста, — рассказывает Ирина Минина.
Немецкие войска вошли в Лигово 13 сентября 1941 года. До окончания блокады через Старо-Паново (Лигово) проходил передовой рубеж обороны города. Особенно ожесточенные бои шли здесь летом 1942 года, во время Старо-Пановской наступательной операции, когда наши войска предприняли неудачную попытку прорвать кольцо блокады. Только по официальным данным в районе Старо-Паново погибло около 4 тысяч наших солдат. Общее же число погибших за два с половиной года тяжелых боев так и остается неизвестным. Множество людей по сей день записаны пропавшими без вести. Потери исчислялись тысячами, тела солдат не успевали захоранивать должным образом, их просто укладывали в окопы и засыпали землей. Имена погибших на этой земле большей частью неизвестны.
«С помощью поисковиков нам удается поднимать останки бойцов и захоранивать их», — говорит Ирина Минина. — На старом кладбище выделен специальный участок земли под мемориальные захоронения. Это важная часть нашей работы, которую организовал наш настоятель отец Михаил. Предстоит еще много труда. На данный момент захоронено уже 70 бойцов, и работы, к прискорбию, хватит на долгие годы…
Имена из Книги памяти занесены и в специальный помянник, который настоятель и иерей Владислав Алякин читают на воинских панихидах: 27 января — в день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 9 мая, 22 июня и 8 сентября, в престольный праздник храма и на остальных поминальных службах.
Со времен Петра до наших дней
Храм-памятник носит имена святых мучеников Адриана и Наталии — именно такое название имел его предшественник, построенный в Лигово в начале XIX века. Еще император Пётр I устроил в этом живописном местечке недалеко от Петербурга хозяйственную мызу. Позже Екатерина II подарит имение своему фавориту Григорию Орлову. Его воспитанницу Наталию выдали замуж за генерала Ф. Ф. Буксгевдена. На кладбище близ деревни Старо-Паново семья Буксгевденов выстроила часовню в стиле ампир, которую после смерти Наталии генерал перестроил в храм, посвященный Адриану и Наталии, покровителям супружества. Этот храм был разрушен в 1942 году.
Уже не первый год при храме проводятся уроки памяти для школьников, студентов и курсантов училищ. В них включена экскурсия в музей воинской славы ДОТ, организованный силами прихода и ставший настоящей достопримечательностью Старо-Паново. Во время строительства храма был обнаружен блиндаж, в котором нашли останки советского бойца, погибшего при освобождении Старо-Паново 19 января 1944 года. Появилась идея сделать это место музеем. Снаружи ДОТ, а внутри — экспозиция, посвященная жизни и быту военного времени. Здесь можно увидеть складень, двустворчатую нагрудную иконку, а также предметы нехитрого окопного обихода воинов, фотографии, карты, легендарные блокадные гранаты-«морковки». После молитвы в храме-памятнике музей оставляет особенное, проникновенное впечатление. Кажется, закроешь глаза — и раздастся артиллерийский грохот… Но распахиваешь холодную дверь блиндажа и ступаешь на мягкий газон, вдыхаешь аромат прихрамового сада и цветника, понимаешь, что на этой земле царят покой и тишина.
В церковно-археологическом музее храма есть уникальная фотография развалин храма, сделанная фашистами при отступлении.
— В 2004 году в Петербург приехала группа туристов из Германии, — рассказывает Ирина Минина. — Оказалось, что некоторые из них воевали здесь во время Второй мировой. Они подарили приходу фотографию, на которой видны развалины храма на фоне радуги. С одной стороны, для нас эта фотография была большой болью, а с другой стороны, эта радуга над развалинами стала знаком, что храм все-таки возродится и станет храмом-памятником солдатской славе.
Только один путь
Настоятель храма отец Михаил Стрельников устало опускается на стул. Его воскресное служение сегодня окончилось после четырех часов дня. Божественная литургия, традиционная совместная трапеза с прихожанами, Таинство Венчания, беседа с духовными детьми. Это его жизнь, его служение и его счастье — то, к чему он шел многие годы.
— Моя мама какое-то время работала внештатным сотрудником в музее фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре, это в Вологодской области, — рассказывает настоятель о своем пути к Богу. — Тематика истории, культуры Древней Руси, а потом и вопросы веры стали ей очень интересны. Сначала это был просто интерес, а потом началось постепенное воцерковление. Естественно, меня, как её сына, всё это коснулось непосредственно. Мы вместе паломничали по различным храмам. К одиннадцати годам я уже был алтарником в храме города Белозерска у настоятеля прихода, игумена Арсения (Шастеля), который очень серьезно повлиял на меня. Каждое воскресенье я приезжал в храм в Белозерске и помогал отцу Арсению. Это была дорога в 62 км, с тремя пересадками, но я ездил, это было мое преодоление. Отец Арсений — настоящий монах, в нем сочетается никому не навязываемая аскеза и при этом любовь и свет, которые он несет людям. Это не замкнутый во внутреннюю молитву угрюмый человек, каким иные представляют себе монаха, а человек, являющий пример доброго и светлого отношения ко всем и вся. Человек, который осуждает сам грех, но при этом не осуждает грешника. Это мое раннее впечатление о Церкви Христовой, эти звуки и запахи сохранил я в своем сердце навсегда. Именно тогда храм стал моим домом на всю жизнь.
У меня был непростой путь, как у всякого подростка. Хотел стать океанографом… кстати, океаном «болею» до сих пор. Для меня океан — прекрасный, удивительный, непознанный, неукротимый и сильный —подтверждает бытие Божие. Но Ленинградское арктическое училище меня разочаровало, я не получил той романтики, которую ожидал встретить. Доучивался в вечерней школе, работал, а потом просто понял, что мой путь — только путь священника. В 1990 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Два года служил в Мурманске, потом — в Санкт-Петербурге: три года диаконства на Смоленском кладбище и 17 лет служения в Спасо-Преображенском соборе.
Высокую культуру и школу священства Спасо-Преображенского собора, неоценимые уроки главных своих учителей — протоиереев Бориса Глебова и Николая Гундяева — отец Михаил постарался перенести в свой новый храм, новый приход — храма Адриана и Наталии.
— Благоговейное служение, красота, музыкальность, внешняя и внутренняя дисциплинированность служителей храма Божия — это школа Спасо-Преображенского собора, — продолжает настоятель. — При этом благословение владыки, послушание, которое он мне здесь доверил, я воспринял как действительно благословение Божие, дар от Бога. Дар, который позволил мне принять уже состоявшийся приход и в то же время его развивать. Развитие прихода — это прежде всего собирание людей вокруг Христа, вокруг Евхаристии. Это главное. Но в то же самое время они объединяются вокруг настоятеля, главы прихода. И здесь — как в служении родителя детям: каков будешь сам, таковы будут и твои чада. Не зря говорят: каков поп, такой и приход. Приснопамятный протоиерей Борис Глебов говорил: запомните, отцы, к пустому колодцу люди не приходят. Мы, священники, должны быть полны. А неиссякаемый источник благодати — это, известно, Бог. Поэтому именно благодатью Божией стремимся наполняться.
Отец Михаил счастлив людьми, своими прихожанами. Для него счастье — усадить после Литургии всех за стол в трапезной, проследить, чтобы всем досталось мягкого пирога, каждому сказать доброе слово. Тянутся к нему люди — черпать из полного колодца.
Приходская жизнь в храме Адриана и Наталии — это и молодежный клуб, где молодые люди собираются, читают Библию, смотрят фильмы, спорят, обсуждают. Это и детская воскресная школа. Это развитие музея и сохранение памяти о войне, о погибших ради мира предках. Это книга памяти с дорогими именами. Это любимая всеми прихожанами ежегодная Акция памяти, на которую приезжают петербуржцы со всех районов города.
Концерт-реквием
Акция памяти проводится в храме в ночь с 21 на 22 июня ежегодно уже более 15 лет. Это стало традицией. В эту ночь здесь звонит колокол, звучат молитвы.
— Эта акция — не концерт, не перформанс, это своего рода реквием, — говорит прихожанка Наталия Савощик. — Да, это и выступления музыкантов, артистов, детских коллективов, приходского хора, но для каждого из нас кульминацией является, конечно, поминальная молитва. Мы вспоминаем тех, кто отдал свои жизни за Родину, кто пострадал во время блокады Ленинграда. Мы вспоминаем тех, кто воевал на этом рубеже. Здесь под землей лежат тысячи бойцов, и до сих пор поднимают их останки. Мы собираемся, чтобы молитвенно почтить их, чтобы духовно быть рядом с ними.
Наталия Савощик (Бойко) — радиожурналист, автор информационно-публицистических программ «Радио России — Санкт-Петербург» — является ведущей акции памяти уже несколько лет. В 2007 году она пришла впервые в этот храм и поняла, что нашла свою вторую семью и духовного отца. Здесь они с мужем обвенчались, здесь она чувствует себя в любви и покое.
— Тут есть искреннее теплое расположение людей друг к другу, при этом люди-то самые разные, — рассказывает Наталия. — Есть люди весьма влиятельные, состоятельные — и самые простые, пожилые женщины, бабулечки. У нас есть люди известные — и люди очень скромные, которые просто тихо делают свое дело, помогают. У нас есть женщины с детьми-инвалидами, которые находят здесь помощь и утешение. И объединяет нас всех вера и любовь. И конечно, наш настоятель отец Михаил, который самозабвенно служит, созидает, собирает.
Сами возделываем свой сад
Отец Михаил вновь и вновь повторяет, что важным двигателем объединения общины, а особенно молодежной её части, он считает совместный труд. Наверное, поэтому вокруг храма — воистину райский уголок: на яблонях краснеют румяные плоды, везде ухоженный газон, чудесные цветы, кустарники, ягодники, альпийские горки, рокарий. Настоятель и сам не гнушается ручного труда — вместе с прихожанами он всегда в заботах. Вместе трудятся, копают ямы под новые деревья, удобряют, обрезают, сажают, ухаживают, косят…
— Сколько мы высадили деревьев за эти годы! — рассказывает настоятель. — В честь 75‑летия Победы высадили 75 сосен, и теперь каждый год добавляем по одной, чтобы деревьев было точно по числу лет, прошедших после окончания войны. В планах обустройство беседки в память о погибших во время блокады детях. Она будет называться «Беседка ангелов».
Интересно, но в приходе нет ни садовников, ни дизайнеров. Главным дизайнером в общине все называют самого настоятеля. Часто бывают споры о том или ином моменте в обустройстве территории, и решение настоятеля почти всегда оказываются самым стильным и оригинальным. Берет лопату — и вперед, выполнять задуманное. А энергия настоятеля передается всей общине!
Отец Михаил рассуждает, как важно настоятелю «гореть, но не выгорать». Но уверен: выгорание ему не грозит, пока вокруг столько дел и забот. Вот здание храма, например, настоятель называет проблемным: храм построен давно, требуется ремонт. Службы проходят сейчас в нижнем храме Всех святых, а в верхнем храме святых мучеников Адриана и Наталии предстоит выполнить большие работы: сейчас там сооружается мраморный иконостас, затем грядет установка Царских врат, роспись храма, написание икон. Попечителей у храма немного, поэтому работа движется не так быстро, как хотелось бы.
Приходская фея
Заботы по обустройству храма и прилегающих земель разделяют с настоятелем многие его любимые прихожане, но своей правой рукой отец Михаил называет Наталью Моргошию. Она — помощница настоятеля, и действительно нужна всегда и везде: её хрупкая фигура то мелькает у свечной лавки, то скрывается в ризнице, то спешит к духовно-просветительскому центру «Ковчег» подле храма. Наталья духовная дочь отца Михаила уже много лет, она пришла за ним сюда из Спасо-Преображенского собора, не побоявшись почти загородного местоположения храма.
— Помню, была поздняя осень, когда мы с дочерью пришли сюда впервые, — вспоминает Наталья. — После Спасо-Преображенского собора мы оказались здесь, почти за городом, в небольшом нижнем храме (тогда служили только в нём)… После благолепия Преображенского собора был сильный контраст… Батюшку нашего даже жалко стало… Признаюсь, охватило некоторое уныние. Но долго унывать и раскисать нам было некогда и некстати — нам нужно было поддержать отца Михаила. Мы с дочерью стали ездить на все службы. И так и остались здесь. Сейчас дочь поет здесь в хоре, а я волей Божией стала помощницей настоятеля.
Наталья Моргошия — казначей, пресс-секретарь, управляющая домом паломника и «Ковчегом». А прихожане называют её приходской феей. Сейчас она не мыслит себя без храма, общины и батюшки. Её жизнь оказалась плотно вплетенной в жизнь прихода.
— Для меня храм стал вторым домом в буквальном смысле: три-четыре дня в неделю я здесь живу, потому что далеко ездить, а обязанностей и забот очень много, — рассказывает Наталья. — И чувствую себя я здесь как дома. Радуюсь, что у меня появилась возможность работать на земле. Мечтала о даче — вот, Господь меня услышал! Помню, как вся территория у храма была завалена строительными материалами. Постепенно, шаг за шагом начали приводить всё в порядок. Отец Михаил обладает чувством прекрасного, он точно знает, как, и что, и где посадить, разместить. Трудимся всем приходом. У нас замечательные люди! И я рада, что в последнее время стало появляться много молодых семей. Многие приезжают на Литургию с других концов города. Например, есть прихожане с Озерков, Гражданского проспекта. А сколько у нас необыкновенных, талантливых прихожан: есть художники, писатели, иконописцы, артисты, музыканты. Автор и композитор Вячеслав Ковалёв, писательница-сказочница Светлана Щелкунова (псевдоним Тётушка Сова), семейная пара художников Наталья и Виктор Шестак, иконописец Ирина Иванова — это всё наши прихожане! Они все принимают активное участие в жизни прихода: учат детей в воскресной школе, выступают на концертах, пишут иконы для храма.
Наталья готова рассказывать про каждого из общины длинную историю и удивляется, как Господь собрал их всех на одном приходе. Это главное богатство, это настоящее чудо. И конечно, такая творческая атмосфера создается во многом благодаря творческой личности самого настоятеля.
— Отец Михаил — живой, настоящий и со всеми находит общий язык, — эту фразу помощницы может повторить каждый прихожанин храма Адриана и Наталии. — Он везде свой!
Волшебный чемоданчик
Особое внимание в общине уделяют детям и воспитанию молодого поколения. Воскресная группа при храме существует уже более 10 лет. Самыми любимыми уроками уже не в одном поколении дети признают уроки художницы Натальи Полежаевой, которая старается рассказать малышам о Боге с помощью православных сказок и кукольных представлений. Вместе с мужем Андреем они мастерят тряпичные и деревянные куклы, и каждый раз дети с волнением ждут на уроке волшебный чемоданчик своей наставницы.
— Я стараюсь рассказать о Боге так, чтобы детям было интересно, чтобы они хотели узнавать больше, идти дальше, — рассказывает Наталья. — Однажды у нас был урок, посвященный житиям святых, — его мы провели в импровизированном шалаше с голубым небом наверху… Ребята прониклись, слушая истории о великих святых.
Наталья Полежаева — многодетная мать, у нее четверо детей. Все они вместе с родителями принимают участие в спектаклях, которые Андрей и Наталья показывают не только в воскресной школе, но и на различных площадках Петербурга и Архангельской области, откуда оба родом и где учились на мастеров художественного промысла.
Удивительное сообщество
В общине много людей, которые когда-то случайно зашли на минуточку — и остались. Искренность и живая вера, проникновенные проповеди настоятеля заставляют вернуться. Именно поэтому в общине так много помощников. Наталья рассказывает не только о прихожанах творческих профессий, но и о мастерах с золотыми руками. Мастер по металлу Сергей, переселенцы из Луганска Роман и Алексей, свечница Яна — имена Наталья Моргошия перечисляет с нескрываемым восхищением и любовью.
— Любой приход — это удивительное сообщество, — рассуждает о своей пастве отец Михаил. — Господь объединил в одном месте абсолютно разных людей: по возрасту, уровню образования, воспитания. И вот эта многокультурность, многоплановость смешивается в одном котле, — и ты понимаешь, что не ты собрал здесь этих людей, а Христос привел их к тебе. И ты должен стать «всем для всех», как говорит апостол Павел. И это совсем не приспособленчество, ни в коем случае. Это нахождение общих моментов во взаимоотношениях, близких сторон для взаимодействия, общения. И с Божией помощью, потихонечку, у нас это получается. Кроме любви как высшего дара и высшей добродетели нужно, чтобы у людей было терпение друг к другу: чтобы настоятель проявлял терпение, чтобы люди к настоятелю и друг к другу проявляли терпение. Как говорил апостол Павел, «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 1.2).