Молитва о единстве христиан
Ежегодно с 18 по 25 января во всем мире проходит Неделя молитв о единстве христиан. Правда, в России мало кто из православных знает об этой традиции, а тем более участвует в ней. В странах же Европы, где православие зачастую составляет меньшинство, ситуация иная. Вот, например, что происходит в эти дни в Финляндии, — свежими впечатлениями об этом делятся в небольшом очерке недавно побывавшие там очевидцы.
Раздел: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Журнал: № 1 (январь) 2013 Опубликовано: 30 января 2013
Ежегодно с 18 по 25 января во всем мире проходит Неделя молитв о единстве христиан. Правда, в России мало кто из православных знает об этой традиции, а тем более участвует в ней. В странах же Европы, где православие зачастую составляет меньшинство, ситуация иная. Вот, например, что происходит в эти дни в Финляндии, — свежими впечатлениями об этом делятся в небольшом очерке недавно побывавшие там очевидцы.
«О мире всего мира, о благостоянии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся». Эти слова из Великой ектении православные христиане слышат за каждой Литургией. Но задумываемся ли мы всерьез над тем, о чем молимся, вслед за диаконом произнося внутри себя эти слова? Стандартный комментарий литургического текста напоминает, что слова ектении призывают к исполнению заповеди о единстве всех истинных учеников Христовых: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21). Не стоит сомневаться в том, что делать. Христианин не может не исполнять заповедь Христа. Вопрос в том, как.
Уже более века ежегодно, с 18 по 25 января, во всем мире проводится Неделя молитв о единстве христиан. Сами даты говорят о намерениях молящихся: 18-го в западных Церквах традиционно отмечалось исповедание апостолом Петром Иисуса как Мессии (в католичестве праздник также именуется праздником кафедры апостола Петра), а 25-го — обращение апостола Павла на пути в Дамаск. Впервые Неделя была проведена в 1908 году.
Мы отправились к северным соседям на Неделю молитв о единстве христиан по приглашению друзей из экуменического совета Финляндии. В Суоми эта традиция пришла в 1964 году. 60-е годы XX века — время нонконформизма, социального оптимизма, надежд и Второго Ватиканского собора. Инициаторами выступили студенты-теологи Хельсинкского университета — активисты молодежной группы прихода лютеранской Старой церкви. Сейчас они входят в руководство Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии.
День первый
Коротко ответить на вопрос «Чем же занимаются христиане в течение Недели молитв о единстве?» можно так: «Ходят друг к другу в гости». Неделя обычно начинается с общей молитвы в той самой Старой церкви: лютеране, православные, католики, христиане других конфессий вместе слушают и поют духовные песнопения, слушают чтения отрывков из Священного Писания, проповедь, молятся. После, за обедом, в непринужденной обстановке говорят о разном. Этот ритм и последовательность сохраняются потом в течение всей Недели молитв уже на местном уровне.
Мы разговаривали с пастором, доктором Томми Картуненом, руководителем Отдела внешних связей Лютеранской Церкви. Удивило его отношение к росту потока иммигрантов: «Позитивный вызов!» По мнению пастора Картунена, христиане из стран Африки и Ближнего Востока весьма обогащают духовный опыт финских собратий своей живой и непосредственной верой. По словам его православного коллеги отца Хейкки Хуттунена, есть, конечно, в Финляндии и негативное отношение к приезжим: о нем свидетельствует, к примеру, относительный успех на парламентских и муниципальных выборах партии «Истинные (Коренные) финны». Но в Финляндии, в отличие от Швеции, отсутствует «идеологический расизм», это является следствием начатого еще в послевоенные годы процесса «денацификации».
Тем же вечером, уже в Эспоо — городе-спутнике Хельсинки, мы увидели, что такое Неделя молитв о единстве христиан «на местах». После краткой молитвы в православном приходе святых Жен-мироносиц мы шли крестным ходом до лютеранской церкви XIV века, расположенной в историческом центре города. Готические формы храма, бережно сохраняемого посреди современного мегаполиса, радуют глаз и сердце. Молитвы в храме, чтения и проповеди, затем — экскурсия по храму и чаепитие. За чаем все знакомятся, коротко рассказывают о себе.
Пастор Райго Лииман 20 лет назад приехал из Эстонии, прекрасно говорит по-русски. Он рассказывал о своем приходе, насчитывающем 48 000 человек. На наше недоумение, как церковь вмещает такое количество людей (для сравнения, наш Исаакиевский собор, превышающий ее раз в десять, вмещает до 14 000 человек), отец Райго ответил, что считаются не только те, кто собираются в храме, а все, кто платит церковный налог (1% от дохода). Такой же порядок существует и в Финляндской Православной Церкви. Уплата налога освобождает прихожан от платы за требы.
День второй
Следующий день мы начали в церкви пятидесятников. Это была маленькая сенсация, т.к. в Неделе молитв пятидесятники приняли участие впервые. Обычно они настроены анти-экуменически, жестко критикуют «государственные» Церкви (в Финляндии это лютеранская и православная) и католиков. Группа, с которой встретились мы, оказалась исключением из правила. Ее лидеры — супруги Лейво: Пекка и Улла. Он на досуге с увлечением читает Добротолюбие, вникает в опыт Иисусовой молитвы. Она интересуется православной иконописью, даже сама пишет иконы.
От пятидесятников идем крестным ходом к торговому центру Stello. Там, на берегу ручья, — водосвятный молебен. После — прием у православной семьи. 30 человек наполняют уютную квартиру Ибрагима и Марины. Он — православный араб, из Антиохийского патриархата, гражданин Турции, инженер-электронщик, работает на Nokia. Она — архангелогородка, переводчица с английского. Познакомились несколько лет назад на престольном празднике в православном приходе святого Германа Аляскинского. Общаются между собой по-английски. Старший из их сыновей в шесть лет говорит на финском, русском, английском и турецком. Родители вспоминают, как год назад во время приема в Константинополе он весело болтал по-турецки с вселенским Патриархом Варфоломеем, усадившим малыша на свой трон.
Тепло и угощение располагают к свободной беседе, все знакомятся ближе, немного рассказывают о себе. Но это еще не финал. После отдыха у гостеприимных Ибрагима и Марины идем крестным ходом в лютеранскую церковь в районе Леппявара. Люди на улице смотрят, кто равнодушно, кто с интересом, кто с удивлением. Вот стайка подростков. Что-то выкрикивают. Я могу разобрать только слово «Юмала» — «Бог». Судя по тону, что-то не очень благочестивое. Но лица участников крестного хода спокойны. По дороге беседуем с одной из них. Алевтине 60 лет, она приехала из Карелии и постоянно живет в Эспоо. Занимается с детьми в лютеранском приходе. Для нее это форма покаяния: так она исправляет ошибки молодости, вспоминая о своих неродившихся детях. Ей часто приходится заниматься сбором пожертвований в людных местах, обычно в каких-нибудь гипермаркетах (это делается с разрешения властей в строго отведенное время.) Собирать пожертвования и трудно, и благодатно. В основном люди жертвуют охотно. Некоторые расспрашивают о церкви, церковных программах, берут проспекты, записывают телефоны. Всегда бывает какое-то общение.
Наконец, церковь в Леппявааре. Молитва, всем раздают книги с гимнами, поем, как принято в Лютеранской Церкви, все вместе, под руководством кантора. Между песнопениями чтение Писания, проповедь. Проповедует девушка в реверенде, почти девочка. Только в декабре она стала пастором. После, за чаем, мы беседуем с ней и некоторыми прихожанами. Кантор, спортивного вида молодой человек, только что задававший тон общему пению прекрасно поставленным баритоном, поспешно откланивается. В Лютеранской Церкви канторы часто — просто профессиональные музыканты, абсолютно индифферентные к вопросам веры: они на работе. Но девочка-пастор не теряется, ей нравится ее служение, хотя, поступая на теологический факультет, она и не предполагала, что будет пастором, думала о социальной работе. Первое рукоположение женщины-пастора было совершено в Финляндии в 1984-м, сейчас женщин 60% от общего числа пасторов. Все меняется очень быстро.
Некоторые из прихожан уже несколько лет участвуют в Неделе молитв. Почему? Так сразу и не скажешь: «Естественно как-то получается, как читать Библию или молиться, такая же неотъемлемая часть личной духовной жизни». Они и их пастор сетуют на то, что не очень хорошо поставлено распространение информации о Неделе молитв, обещают рассказать братьям и сестрам о том, как было хорошо.
…День четвертый
Кульминацией этих дней для нас стала воскресная Крещальная литургия в православном приходе святых Жен-мироносиц. Крестили младенца, который приехал с родителями из Зеленогорска. За все время Крещения ребенок не пикнул. Батюшка, читая молитвы, помазывая, все время улыбался, поглаживал младенца по головке, держал за ручку, касался. Все мягко и доброжелательно. Поскольку на службе собрались финны, русские, греки, арабы, румыны, эфиопы, — молитвы, чтения, проповедь звучали на нескольких языках. Было ощущение Пасхи.
После общей трапезы несколько человек предложили всем свои размышления о Евангелии, читавшемся за Литургией. По календарю Финской Церкви в это воскресенье читается отрывок о мытаре и фарисее. Среди выступавших — так не похожие друг на друга люди: пастор из Нигерии, лютеранский пастор, пятидесятник, православная девушка — регент прихода. Запомнились слова пятидесятника Пекки Лейво о том, что Евангелие учит нас смотреть на Бога, а не на соседа, выясняя, кто же все-таки лучше, православные или пятидесятники. Это определит Господь, а наш долг следовать за Ним.
Пожалуй, эта мысль лучше всего передает суть Недели молитв о единстве христиан, в которой нам посчастливилось принять участие.
Александр и Светлана Буровы