Молитва о единстве христиан

Ежегодно с 18 по 25 января во всем мире проходит Неделя молитв о единстве христиан. Правда, в России мало кто из православных знает об этой традиции, а тем более участвует в ней. В странах же Европы, где православие зачастую составляет меньшинство, ситуация иная. Вот, например, что происходит в эти дни в Финляндии, — свежими впечатлениями об этом делятся в небольшом очерке недавно побывавшие там очевидцы.
Журнал: № 1 (январь) 2013 Опубликовано: 30 января 2013
Ежегодно с 18 по 25 января во всем мире проходит Неделя молитв о единстве христиан. Правда, в России мало кто из православных знает об этой традиции, а тем более участвует в ней. В странах же Европы, где православие зачастую составляет меньшинство, ситуация иная. Вот, например, что происходит в эти дни в Финляндии, — свежими впечатлениями об этом делятся в небольшом очерке недавно побывавшие там очевидцы.

«О мире всего мира, о благостоянии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся». Эти слова из Великой ектении православные христиане слышат за каждой Литургией. Но задумываемся ли мы всерьез над тем, о чем молимся, вслед за диаконом произнося внутри себя эти слова? Стандартный комментарий литургического текста напоминает, что слова ектении призывают к исполнению заповеди о единстве всех истинных учеников Христовых: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21). Не стоит сомневаться в том, что делать. Христианин не может не исполнять заповедь Христа. Вопрос в том, как.

Уже более века ежегодно, с 18 по 25 января, во всем мире проводится Неделя молитв о единстве христиан. Сами даты говорят о намерениях молящихся: 18-го в западных Церквах традиционно отмечалось исповедание апостолом Петром Иисуса как Мессии (в католичестве праздник также именуется праздником кафедры апостола Петра), а 25-го — обращение апостола Павла на пути в Дамаск. Впервые Неделя была проведена в 1908 году.

Мы отправились к северным соседям на Неделю молитв о единстве христиан по приглашению друзей из экуменического совета Финляндии. В Суоми эта традиция пришла в 1964 году. 60-е годы XX века — время нонконформизма, социального оптимизма, надежд и Второго Ватиканского собора. Инициаторами выступили студенты-теологи Хельсинкского университета — активисты молодежной группы прихода лютеранской Старой церкви. Сейчас они входят в руководство Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии.

День первый
Коротко ответить на вопрос «Чем же занимаются христиане в течение Недели молитв о единстве?» можно так: «Ходят друг к другу в гости». Неделя обычно начинается с общей молитвы в той самой Старой церкви: лютеране, православные, католики, христиане других конфессий вместе слушают и поют духовные песнопения, слушают чтения отрывков из Священного Писания, проповедь, молятся. После, за обедом, в непринужденной обстановке говорят о разном. Этот ритм и последовательность сохраняются потом в течение всей Недели молитв уже на местном уровне.

Мы разговаривали с пастором, доктором Томми Картуненом, руководителем Отдела внешних связей Лютеранской Церкви. Удивило его отношение к росту потока иммигрантов: «Позитивный вызов!» По мнению пастора Картунена, христиане из стран Африки и Ближнего Востока весьма обогащают духовный опыт финских собратий своей живой и непосредственной верой. По словам его православного коллеги отца Хейкки Хуттунена, есть, конечно, в Финляндии и негативное отношение к приезжим: о нем свидетельствует, к примеру, относительный успех на парламентских и муниципальных выборах партии «Истинные (Коренные) финны». Но в Финляндии, в отличие от Швеции, отсутствует «идеологический расизм», это является следствием начатого еще в послевоенные годы процесса «денацификации».

Тем же вечером, уже в Эспоо — городе-спутнике Хельсинки, мы увидели, что такое Неделя молитв о единстве христиан «на местах». После краткой молитвы в православном приходе святых Жен-мироносиц мы шли крестным ходом до лютеранской церкви XIV века, расположенной в историческом центре города. Готические формы храма, бережно сохраняемого посреди современного мегаполиса, радуют глаз и сердце. Молитвы в храме, чтения и проповеди, затем — экскурсия по храму и чаепитие. За чаем все знакомятся, коротко рассказывают о себе.

Пастор Райго Лииман 20 лет назад приехал из Эстонии, прекрасно говорит по-русски. Он рассказывал о своем приходе, насчитывающем 48 000 человек. На наше недоумение, как церковь вмещает такое количество людей (для сравнения, наш Исаакиевский собор, превышающий ее раз в десять, вмещает до 14 000 человек), отец Райго ответил, что считаются не только те, кто собираются в храме, а все, кто платит церковный налог (1% от дохода). Такой же порядок существует и в Финляндской Православной Церкви. Уплата налога освобождает прихожан от платы за требы.

День второй
Следующий день мы начали в церкви пятидесятников. Это была маленькая сенсация, т.к. в Неделе молитв пятидесятники приняли участие впервые. Обычно они настроены анти-экуменически, жестко критикуют «государственные» Церкви (в Финляндии это лютеранская и православная) и католиков. Группа, с которой встретились мы, оказалась исключением из правила. Ее лидеры — супруги Лейво: Пекка и Улла. Он на досуге с увлечением читает Добротолюбие, вникает в опыт Иисусовой молитвы. Она интересуется православной иконописью, даже сама пишет иконы.

05.jpg

От пятидесятников идем крестным ходом к торговому центру Stello. Там, на берегу ручья, — водосвятный молебен. После — прием у православной семьи. 30 человек наполняют уютную квартиру Ибрагима и Марины. Он — православный араб, из Антиохийского патриархата, гражданин Турции, инженер-электронщик, работает на Nokia. Она — архангелогородка, переводчица с английского. Познакомились несколько лет назад на престольном празднике в православном приходе святого Германа Аляскинского. Общаются между собой по-английски. Старший из их сыновей в шесть лет говорит на финском, русском, английском и турецком. Родители вспоминают, как год назад во время приема в Константинополе он весело болтал по-турецки с вселенским Патриархом Варфоломеем, усадившим малыша на свой трон.

Тепло и угощение располагают к свободной беседе, все знакомятся ближе, немного рассказывают о себе. Но это еще не финал. После отдыха у гостеприимных Ибрагима и Марины идем крестным ходом в лютеранскую церковь в районе Леппявара. Люди на улице смотрят, кто равнодушно, кто с интересом, кто с удивлением. Вот стайка подростков. Что-то выкрикивают. Я могу разобрать только слово «Юмала» — «Бог». Судя по тону, что-то не очень благочестивое. Но лица участников крестного хода спокойны. По дороге беседуем с одной из них. Алевтине 60 лет, она приехала из Карелии и постоянно живет в Эспоо. Занимается с детьми в лютеранском приходе. Для нее это форма покаяния: так она исправляет ошибки молодости, вспоминая о своих неродившихся детях. Ей часто приходится заниматься сбором пожертвований в людных местах, обычно в каких-нибудь гипермаркетах (это делается с разрешения властей в строго отведенное время.) Собирать пожертвования и трудно, и благодатно. В основном люди жертвуют охотно. Некоторые расспрашивают о церкви, церковных программах, берут проспекты, записывают телефоны. Всегда бывает какое-то общение.

01.jpg

Наконец, церковь в Леппявааре. Молитва, всем раздают книги с гимнами, поем, как принято в Лютеранской Церкви, все вместе, под руководством кантора. Между песнопениями чтение Писания, проповедь. Проповедует девушка в реверенде, почти девочка. Только в декабре она стала пастором. После, за чаем, мы беседуем с ней и некоторыми прихожанами. Кантор, спортивного вида молодой человек, только что задававший тон общему пению прекрасно поставленным баритоном, поспешно откланивается. В Лютеранской Церкви канторы часто — просто профессиональные музыканты, абсолютно индифферентные к вопросам веры: они на работе. Но девочка-пастор не теряется, ей нравится ее служение, хотя, поступая на теологический факультет, она и не предполагала, что будет пастором, думала о социальной работе. Первое рукоположение женщины-пастора было совершено в Финляндии в 1984-м, сейчас женщин 60% от общего числа пасторов. Все меняется очень быстро.

Некоторые из прихожан уже несколько лет участвуют в Неделе молитв. Почему? Так сразу и не скажешь: «Естественно как-то получается, как читать Библию или молиться, такая же неотъемлемая часть личной духовной жизни». Они и их пастор сетуют на то, что не очень хорошо поставлено распространение информации о Неделе молитв, обещают рассказать братьям и сестрам о том, как было хорошо.

…День четвертый
Кульминацией этих дней для нас стала воскресная Крещальная литургия в православном приходе святых Жен-мироносиц. Крестили младенца, который приехал с родителями из Зеленогорска. За все время Крещения ребенок не пикнул. Батюшка, читая молитвы, помазывая, все время улыбался, поглаживал младенца по головке, держал за ручку, касался. Все мягко и доброжелательно. Поскольку на службе собрались финны, русские, греки, арабы, румыны, эфиопы, — молитвы, чтения, проповедь звучали на нескольких языках. Было ощущение Пасхи.

02.jpg

После общей трапезы несколько человек предложили всем свои размышления о Евангелии, читавшемся за Литургией. По календарю Финской Церкви в это воскресенье читается отрывок о мытаре и фарисее. Среди выступавших — так не похожие друг на друга люди: пастор из Нигерии, лютеранский пастор, пятидесятник, православная девушка — регент прихода. Запомнились слова пятидесятника Пекки Лейво о том, что Евангелие учит нас смотреть на Бога, а не на соседа, выясняя, кто же все-таки лучше, православные или пятидесятники. Это определит Господь, а наш долг следовать за Ним.

03.jpg

Пожалуй, эта мысль лучше всего передает суть Недели молитв о единстве христиан, в которой нам посчастливилось принять участие.

Александр и Светлана Буровы

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ"

8 октября, вторник
rss

№ 1 (январь) 2013

Обложка

Тема номера:Космос - вчера, сегодня, завтра

Статьи номера

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии 2012/2013 год
ПРАЗДНИК
Образ Боговоплощения 25 января – день памяти иконе Божией Матери «Млекопитательница»
Рождественские подарки. Что внутри?
АКТУАЛЬНО
Социальный патронат: угроза или сохранение?
ПОДРОБНО
/ Острый угол / «Вселенная» — от слова «вселиться»
/ Взгляд / Дело за целью
/ Крупный план / В космос — с Богом!
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Памяти великого мифа
/ Lingua Sacra / Где родился Иисус?
/ Имена / Судьба митрополита
/ Имена / Великий неудачник
/ Умный разговор / Фактор выживания
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / иерей Владимир Афанасьев
/ Ленинградский мартиролог / Лаговский Иван Аркадьевич
/ Дошкольное богословие / Рождественские поделки
/ Приход / Храм святой равноапостольной Нины
/ Служение / Со своей колокольни
/ Служение / «Счастье навсегда»
/ Место жительства - Петербург / Через смерть к победе
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / «Сотворение» в капелле
/ День седьмой / Крещенские контрасты
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Молитва о единстве христиан
Христова елка
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
Ветхий Завет — с интересом
«Не только герои: мученики»
«Искренность не репетируется»
Батюшкина школа
Подарки для всех
Музыканты за круглым столом