Многоцветное христианство Евфима Фесенко

По степени участия в жизни русского общества продукция фирмы Евфима Ивановича Фесенко (именно так он писал свое имя) сравнима разве что с песнями Владимира Высоцкого. Последние слушали в каждом советском доме, вне зависимости от того, как их в этом доме оценивали. Многоцветные бумажные иконы, отпечатанные типографией первого, также присутствовали в каждом христианском русском доме — и сельском, и городском: у бедных и у богатых, у верующих и не очень. Кем же был Евфим Фесенко? Об этом наш рассказ.
Журнал: № 3 (302) 2025Фотограф: Александр Клементьев Опубликовано: 20 марта 2025

175‑летию рождения виднейшего православного издателя-­типографа Евфима Ивановича Фесенко (1850–1926) посвящена новая книжно-­иллюстративная выставка в Библиотеке Академии наук.


Евфим Иванович Фесенко
Евфим Иванович Фесенко


***
Иконы Фесенко разошлись по многим странам — славянским и западным — и часто встречались на обоих континентах американских, куда их заносили и русские миссионеры, служившие в посольских храмах, и русские переселенцы, в основном — сельские труженики и иные представители беднейших слоев… Многоцветная бумажная иконная продукция Фесенко отличалась удивительной выносливостью, и лакированные изящные литографированные иконы и священные картины удачно пережили XX век. С детства знакомые бумажные образки типографии Евфима Ивановича сопровождали русских подданных в паломничества, на каторгу, на курорты и в эмиграцию, а граждан советских — в заключение, ссылку и эвакуацию. Нередко они просто сохранялись дома — последним ощутимым напоминанием о прежней, человеческой жизни и сберегались семьями пяти поколений обитателей советской России.
Примером тому — публикуемая сегодня икона пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», пять советских десятилетий выживавшая в доме Пелагии Фоминичны Фарафоновой в селе Теньки в 75 км от Казани, а в середине 1980‑х перенесенная чуткими и разумными потомками в Царское Село, где и пребывает ныне. Иконе этой от 105 до 126 лет (разрешение Цензурного комитета на печать дано 12 ноября 1898 года), все эти годы она висела на стенах, краски её не поблекли, и она — почти новая, лишь небольшой участок изображения пострадал от сырости… [Для публикации икона предоставлена Т. А. Богдановой (СПб.)] Подобные артефакты (или святыни) сберегаются в десятках, возможно — в сотнях тысяч наших домов.
Их сохраняли, несмотря на немалый риск, в жилищах деревенских и городских. Глядя ежедневно на эти художественно привлекательные яркие изображения, которые «вызывают удивление тщательностью отделки, а со стороны нежности тонов и общей колоритности рисунка не оставляют желать ничего лучшего», десятилетиями лишенные ­какого-либо духовного просвещения дети советской провинции впервые узнавали, что такое икона — ведь даже в 70–80‑х годах в советском храме можно было приобрести только мало впечатляющую фотопродукцию софринских мастерских.


Образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Предоставлен Т. А. Богдановой)
Образ Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Предоставлен Т. А. Богдановой)


***
Поэтому в день исполняющегося 175‑летия рождения дивного одесского всероссийского типографа-­изографа стоит с благодарностью вспомнить о нем и в нашем городе, где и знаменитый магазин И. Л. Тузова (1851–1916) в Гостином дворе (№ 45), и лавки Александро-­Невской лавры ломились от его копеечных изданий — здесь ежегодно продавали сотни тысяч иконок, листков для народа и книг, в том числе и прекрасное описание самой этой Лавры. Они были доступны каждому, даже нищему: бумажные иконы «в красках и лакированные» ценились в 1–15 копеек, интереснейшие обильно иллюстрированные брошюры — в 10–20 копеек, духовно-­нравственные иллюстрированные листки уходили за 1 копейку. Только немногочисленные объемистые патерики, путеводители и крупноформатные литографии на полотне ценились в 2–3 руб­ля.



Издательство Е. И. Фесенко просуществовало почти 37 лет. Его 25‑летию посвящена пространная статья в «Одесском листке» (П. С. П. Юбилей русской типографии (Е. И. Фесенко) // № 288. 14 декабря 1908. С. 4), никем ныне ­отчего-то не упоминаемая, но чрезвычайно важная точностью помещенных свидетельств — автор познакомился с Фесенко в 1888 году, тогда же в первый раз и после в продолжение 20 лет был его заказчиком, в 1902 году вместе с ним ездил в Константинополь и на Святую Гору, где Евфим Иванович подрядился печатать издания Русского Ильинского скита и обеспечил неиссякаемый рынок для сбыта своей продукции, «жил с ним бок о бок при самых разнообразных обстоятельствах двухмесячного путешествия по Афону; позднее вместе с ним же объехал Кавказское побережье». Узнаем с его слов, что «Современная типо-хромолитография Фесенко помещается в собственном, специально приспособленном, здании по Ришельевской улице, помещение громадное; много света и воздуха; применено всё, что может благоприятно отзываться на здоровье рабочих. В типографии ежедневно занято свыше 120 человек обоего пола. Типографию обслуживают: 15 скоропечатных машин, первейших систем, девять типографских самого большого размера и шесть громадных литографских машин. Постоянно в ходу около 25 вспомогательных машин и станков лакировальных, бронзировальных и иных. Все станки и машины приводятся в действие мотором Дизеля в 35 сил, не дающим дыма и копоти. Здание имеет собственную электрическую станцию. В настоящее время типография Е. И. Фесенко пользуется широкой известностью, не только в России, Германии, Славянских землях, на Афоне и в Палестине, но и в С. Америке, где считает сотнями своих клиентов и заказчиков».



Начиная с 1893 года ежегодно печатался «Каталог изображений св. икон брошюр и листков издания хромолитографии и типографии Евфима Ивановича Фесенко в Одессе», в котором самый список предлагаемых товаров предваряли несколько страниц новейших отзывов печати о выпущенных изданиях. О степени разнообразия икон, листков, брошюр и книг издательства можно судить по указаниям Каталога на 1908 год: «Изображений св. икон напечатано с 1883 по 1908 г: 1‑го разряда [зависевшего от формата] — 85; 2‑го — 484; 3‑го — 19; 4‑го разряда 5; 5‑го — 173: 6‑го — 57; 7‑го — 16; 8‑го — 100; альбомов [иконных образцов] (в 10 рисунков, 31 рисун., в 20 рис. и в 24 рисунка) — 4; книг и брошюр — 80 названий; листков духовно-­нравственного содержания — 89 названий; образков для младенцев обоего пола — 220». Названные образки для крещаемых младенцев, соименных изображенным святым, имели оборотную сторону, содержавшую краткое жизнеописание святого и особые графы, в которые вносились имя, отчество и фамилия крещеного, даты рождения и крещения. Так всякий младенец приобретал именную икону, на которой фиксировались и, таким образом, сохранялись в семьях метрические сведения, получить которые из далеко отстоящего сельского храма, где совершалось Крещение и находились метрические книги, было не всегда просто…
В каталоге на 1914 год уже более 1000 наименований «св. икон и картин религиозного содержания» многих форматов, сотня художественных видов монастырей, особенный альбом с вставленными в страницы 200 бумажными иконами различных форматов — огромный портативный иконостас, — и всё это в цвете! С началом Мировой вой­ны специальные брошюры, книжки и канцелярские материалы составят целый, в 32 страницы, «Каталог военных изданий» (Одесса, 1916).



***
Не все иконы типографии Фесенко равны по качеству исполнения рисунка. Художественно совершенно исполнено изображение Спасителя с двенадцатью апостолами в медальонах. Изображения из евангельской истории получались далеко не всегда, особенно многофигурные. Это зависело от мастерства гравера. Не всегда выразительно смотрелись изображения отдельных святых, хотя икона святого Тихона Калужского, вставшего на молитву в дупле огромного дерева, явилась, пожалуй, наибольшей удачей издателя и в отношении композиции, и по цветовой гамме. Превосходна икона святого Арсения Коневского, как и группа свв. отшельников — Петр и Афанасий Афонские и Онуфрий Египетский. Исихасты-отшельники ­как-то особенно удавались граверам Фесенко. Многослойная хромолитография придавала изображениям выраженный эффект объема. У большинства подвижников совершенно живые лица и естественное положение фигур — глядя на такой образ, обращаешься с молитвой не к изображению на цветной картинке, но к человеку, действительно жившему на земле. Этим и отличаются иконы типографии Евфима Ивановича от большинства многочисленных подобных изданий времен и давних, и настоящих…



Исключительно удачным можно считать и черно-­белый оттиск иконы «Собор святых угодников Печерских» (См.: Рассказы для народа из житий Святых Угодников Киево-­Печерских. 1897). Подобные групповые изображения сегодня исполняются малоинтересно и невыразительно. Не то на иллюстрации Фесенко — здесь каждый из подвижников наделен именем и индивидуальной внешностью, у каждого собственное, отчетливо выписанное выражение лица.




Несравненный технический уровень работ типографии Фесенко обеспечивался его вниманием к новейшим достижениям мировой полиграфии: «Ефим Иванович, будучи уже солидным человеком, […] ежегодно ездил заграницу в центры книгопечатания — в Лейпциг, Дрезден, Париж, Лондон, и там на месте сам изучал постановку хромолитографии, постоянно приобретал новые машины и станки и, по возвращении в Одессу, лично руководил всеми нововведениями». Новейшие станки начинали работать в Одесской типографии одновременно с крупнейшими мировыми книгопечатнями. Современники отмечали, что от своей работы он получал невероятное эстетическое удовольствие, деньги уже мало интересовали его — в них он мог утонуть, хотя значительная доля дохода типографии и уходила на улучшение жизни рабочих и несравнимо высокие оклады жалования. Это принесло неплохие плоды: в первые месяцы пролетарского освобождения бесчинства трудящихся семьи Евфима Ивановича серьезно не коснулись…




***

Обладая значительным состоянием, Е. И. Фесенко и после переворотов 1917–1919 годов всё же остался в Одессе. Его типография, в 1918 году переименованная владельцем в народную (что так и было в действительности), работала до конфискации предприятия большевиками в 1920‑м, а невероятные запасы иконного и книжного товара отправились тогда в переработку.
Издания его типографии прилежно изымались и из общественных библиотек, причем с наибольшим усердием — в 50–70‑е годы XX века. Особенно досталось выходившим многими изданиями житиям святых и историко-­патриотическим книжкам для народного чтения, появившимся с началом Мировой вой­ны.
Но советский погром не обернулся катастрофой для дела его жизни… По всему миру Фесенко предусмотрительно два десятка лет обустраивал очень значительные склады своей продукции — в Болгарии, Греции, Румынии, Сербии, в Иерусалиме и, в первую очередь, на Святой Горе, обители которой два межвоенных десятилетия продолжали торговать его иконами и книгами (объявления о чем и перечни товаров регулярно размещались в крупнейших зарубежных русских газетах) и на которой они не иссякли до сего дня…



***

Евфим Иванович продолжал жить в огромном трехэтажном шестиквартирном доходном доме, сооруженном для его семьи в Одессе в 1899–1901 годах (улица Отрадная, дом № 14, ныне дом № 6), откуда обратившие его квартиру в коммунальную устроители всеобщего счастья всё же не сумели выдавить его окончательно, к 1925 году здесь завершил он запись своих воспоминаний. Е. И. Фесенко скончался в 1926 году, а его супруга и неутомимая сотрудница в типографской работе Вера Феодосиевна — в 1931‑м. Имущество их растащили соседи. Но семья его продолжала оставаться в своем доме, и еще совсем недавно там проживала его внучка. Похоронили супругов Фесенко под двумя чугунными крестами на Втором христианском кладбище, где и сейчас сохраняется их могила.
Всероссийский типограф Евфим Фесенко, происходивший из украинско-­белорусской семьи, был и большим ценителем культуры украинской, и едва ли не самым успешным украинским просветителем рубежа столетий, издателем листков, брошюр и книг на украинском языке. Можно с уверенностью говорить о том, что мало кто сделал столько для сохранения и культурного развития украинского народа. Тем непонятнее и ужаснее выглядит поистине кощунственное полное разрушение оригинальнейшего исторического здания его типографии на Ришельевской улице, № 49, совершенное современными владельцами в течение 2021 года вопреки формальному запрету администрации Одессы даже на капитальную его реконструкцию. К этому времени все интерьеры производственных помещений типографии полностью сохранялись…



***
Особенное место в каталогах Фесенко занимают вышедшие многими изданиями десять 25‑копеечных выпусков серии «Живописное обозрение русских святых мест», посвященные всем четырем Лаврам, обителям Соловецкой, Валаамской, Ново-­Афонской и Тихоновой Калужской, Святой Синайской горе и Святому Граду Иерусалиму. Комплектация этих изданий зависела от брошюровщиков, зачастую на собственное усмотрение включавших в книжку различное число иллюстраций и имевшихся и в отдельной продаже литографированных икон.
Также замечательны «Путеводитель по св. Афонской горе» (с двумя огромными многоцветными литографированными изображениями двух склонов Афона со всеми находящимися на Святой  Горе крупными монастырями и келлиями), изящно и обильно иллюстрированный «Путеводитель по Святой Земле», «Путеводитель по святым местам Киева», «Киево-­Печерский патерик» с изображениями святых подвижников из ранних патериков.



Именно из этих книг, большинство из которых за исчерпанием тиражей регулярно переиздавались, улучшаясь от издания к изданию (совершенствовались не только иллюстрации и обложки, но зачастую и тексты), тысячи паломников, странников и просто небезразличных к окружающему миру людей получали достоверные сведения о посещаемых святынях и достопамятных местах.
Незаменимым пособием для всякого ценителя истории остаются они и сегодня.



***
К 100‑летию Е. И. Фесенко воспоминания о нем были написаны в США. Отыскались они среди бумаг покойного парижского протоиерея Игоря Верника, настоятеля храма РСХД на улице Olivier de Serres, и дошли до нас в виде машинописи без подписи, но в конверте, отправленном в 1949 году к Рождеству из Свято-­Троицкого монастыря в Джорданвилле. Текст не подписан, но, судя по его содержанию, принадлежит другому великому типографу — архиепископу Виталию Максименко, создателю крупнейших в эмиграции русских церковных Типографий прп. Иова Почаевского при обителях в Ладомировой, в Словакии и в Джорданвилле. Он был долго и близко знаком с Евфимом Ивановичем еще в годы устроения и возглавления типографии Успенской Почаевской лавры, в искусствах полиграфии и книжной коммерции многому учился у него. Воспоминания эти ценны многими подробностями, а уточняющие их сведения из статьи в «Одесском листке» внесены в текст публикации в квадратных скобках.
Текст публикуется по машинописному экземпляру из собрания протоиерея Игоря Верника (Частное собрание. Париж).


Ефим Иванович Фесенко. К 100‑летию  со дня рождения

Весной 1850 г. в глуши Черниговской губернии, в семье потомка запорожских казаков родился Ефим Иванович Фесенко. Рано закончив начальную школу, но всё же основательно усвоив грамоту, мальчик устремился к городской жизни и для заработка отправился в Киев. Добравшись до Днепра и поклонившись лаврским святыням, он был ошеломлен жизнью большого города. Особенно очаровали его витрины магазинов со своими выставками. Но наблюдатель со стороны легко бы заметил, что никакие магазины не вызывают такого внимания Ефима, как магазины книжные. Терпеливо перечитывал он название каждой книжки, с восторженным любопытством любовался иллюстрированными обложками. Наибольший интерес, разумеется, вызывали в мальчике более знакомые и доступные его пониманию книги религиозно-­нравственного содержания. Но не только любуется мальчик ими. С первого же дня любознательного Ефима точит мысль-­вопрос: как же делаются эти прекрасные предметы?
Время шло. Назревали встречи и знакомства. Мальчик недолго задержался в Киеве. Родичи и знакомые настояли на его дальнейшем путешествии в Одессу, торговый город, где каждый молодой человек мог без труда найти себе работу. [Согласно воспоминаниям самого Фесенко, он отправился в Одессу зимой 1869 года, пешком пройдя около 600 верст. П. С. П. также ничего не говорит о поездке Фесенко в Киев. По его сведениям, юноша сразу пешком направился из Черниговской губернии в Одессу.] И вот наш путешественник в Одессе, где в первую очередь он вновь интересуется окнами типографий, где загадочные машины раскрывают на глазах тайну книгопечатания.
Короткое время Ефим работает мальчиком при крупном мануфактурном магазине и, наконец, добивается поступления в старейшую в городе типографию Францова. Здесь начинается его блаженство, его «печатная» наука. По обычаю тех времен, он проходит последовательно и контору, и наборную, и печатное, и наборное отделения. К 25 годам, завоевав симпатию и доверие хозяина, становится он одним из видных работников предприятия. В то же время процесс печати, во всех его видах, всё более и более увлекает Ефима, и он работает и с любовью, и с воодушевлением.
Но вот умирает старик Францов. Дело наследует великовозрастный единственный сын. Но он художник, музыкант, антиквар, меценат. Отцовским делом он никогда не интересовался. Ему ничего не остается, как приступить к распродаже имущества. Успев, однако, наслышаться об успехах Ефима и памятуя исключительное к нему доверие со стороны покойного отца, молодой Францов (ему было уже около 40 лет) дарит Ефиму за верную службу золотые (именные) часы и, зная небывалое увлечение своего служащего печатным делом, предоставляет ему в кредит маленькую машинку «Лилипут», комплект набора, кое-что из инвентаря с рассрочкой на 5 лет. [По свидетельству П. С. П., «Францов принял живое участие в предприятии своего ученика, даже дал начинающему „свою линию“ типографу две машины — одну на прокат, другую на выплат… 15‑го декабря 1883 года, на Греческой улице, в доме, где теперь помещается магазин Гинанда [Винная торговля Цезаря Гинанда помещалась в трехэтажном доме № 30 по Греческой улице. Однако сохраняющийся и сегодня дом построен был лишь в 1897 году. —  А. К.], была, таким образом, открыта Фесенко собственная типография,… Состав служащих ограничивался тремя наборщиками, двумя печатниками и двумя мальчиками»] Ефим с глубочайшей признательностью принял дар и восторженно согласился на деловое предложение. И вот 15 декабря 1883 г. в двухкомнатном магазинчике на Греческой улице открылась «Типография Е. И. Фесенко».
При поддержке духовенства (особенно местных афонских подворий), людей науки, чиновничества, контор и учреждений дело стало быстро развиваться. А умение вести дело и личные качества Ефима Ивановича ничего, кроме симпатии, приобрести среди заказчиков ему не могли. Заветная мечта молодого предпринимателя стала сбываться. Он не только постиг полностью тайны печатания, но и сам стал превращаться в типографа-­издателя.
А Господь Бог, вера в Коего у Ефима Ивановича была неизменно стойкой, послал ему в те поры достойнейшую подругу жизни. Вера Феодосиевна с первых же дней и полюбила, и увлеклась, и уверовала в дело своего мужа и до гибели дела стояла рядом с Ефимом Ивановичем.
Уже 10‑летний юбилей (1 декабря 1893 г.) праздновался на Ришельевской ул., в собственном доме в присутствии множества почитателей четы Фесенко и созданного ими русского дела на юге России. Высшее духовенство, администрация, профессура, писатели, художники, представители разнообразных учреждений и фирм, множество отдельных лиц приняли участие в торжественном молебне и чествовании.
А 25‑летний юбилей (1908 г.) прошел под знаком всероссийской известности и фирмы, и её основателей. К тому времени в бескрайной России не было ни избы, ни хаты, где не было бы того или иного предмета издания Фесенко. Были прекрасные литографии в 12–14 красок с «серебром и золотом» (бронза), на прекрасной плотной хромовой бумаге, всегда покрытые лаком. Дешевизна этих изданий была необычайной: от полукопейки до пятака — наиболее ходкие сорта. И не только простой люд, но и среди всех слоев населения были заказчики.
Издавались репродукции известных итальянских, византийских, бельгийских и прочих европейских мастеров, помимо, разумеется, художественных и наиболее интересных образцов старинной русской иконописи. Из появившихся самостоятельных изданий предреволюционного времени «Похвальный Лист» в древнерусском стиле (выпущенный к Романовским торжествам) получил громкую известность и был принят во всех без исключения низших и средних учебных заведениях Империи. Ему же была присуждена золотая медаль (Киев, 1913) и почетный диплом (Лейпциг, 1913). Обо всех этих делах мало говорилось и редко упоминалось. Такова была традиция фирмы.
Три правящих митрополита, все епархиальные архиереи и епископы, все православные Братства, монастыри и большинство из 40 тысяч приходских российских священников — всё это множество составляло главный костяк заказчиков фирмы. А среди светских заказчиков фигурировали бесчисленные учебные заведения, воинские части, деятели науки и искусства и, наконец, Особы Императорской Фамилии.
В памятный день 25‑летия прибыл из столицы рескрипт с благодарностью за «благочестивую деятельность». Рескрипт сопровождал роскошный портрет малютки Наследника в дивной раме с Императорской короной. Впоследствии среди особо ревностных заказчиц фирмы была мученица Елисавета Феодоровна. 35‑летие фирмы (15 дек. 1918 г.) праздновалось, увы, в грустной обстановке. Только что закончилась «оккупация Украины» союзниками, уступавшая место отрядам атамана Григорьева.
Ефим Иванович и Вера Феодосиевна уклонились от всяческого чествования, остались дома, где был отслужен скромный молебен и принят адрес от служащих, получивших в этот день значительное пособие.
До полных 40 лет не дожила фирма! Дело было «национализировано» 21 авг. 1920 г. Владельцам указали на дверь, а дело стало именоваться «типография имени Троцкого»! Моментально были мобилизованы все наборщики и в 3–4 дня была выпущена объемистая брошюра, на лучшей бумаге; на прекрасной хромовой обложке красиво в краски было набрано содержание этого творчества:

Долой чертей, долой богов,
Долой монахов и попов!

Автор этого «научного труда» явился тогдашний «градоначальник», известный под псевдонимом Шумского. Наборщики с отвращением под террором набирали эту кощунственную бездарность.
В конторе с первого же дня начался разгром. Полетели со стены царские портреты, рескрипты, дипломы. Под покровом ночи «верный раб», спасая портрет Наследника, снял корону и, вскрыв раму, прикрыл портрет Царственного младенца… портретом… нового шефа Троцкого.
В те кошмарные дни всем, не исключая и хозяев положения, весь этот хаос казался временным явлением и преходящим. Но неумолимое время, руками новых хозяев, разрушало всё более и более дело Фесенко. Бесчисленные запасы картин пошли на переработку на бумажные фабрики. Бесценная коллекция камней (до 5000!) с накопленными за десятки лет дорогими гравюрами расхищалась и разбивалась от неумелого обращения.
К­огда-то в период расцвета дела Вера Феодосиевна сообщила автору этих строк, будто бы один схимник на Афоне, где не раз побывал Ефим Иванович (был он и в Иерусалиме), предсказал последнему: «умрешь в нищете». Инок оказался прав, вся семья впала в острую нищету и пошла по мукам еще не изведанным. А еще не так старые супруги Фесенко, впервые после стольких лет счастливой жизни, познали муки холода и голода и ужасы заключения.
Значение дела Фесенко для императорской России было огромным. Его создатели популяризировали русскую икону древнего и современного письма; они знакомили население и с образцами иконописи мировых мастеров. А значение неисчислимо выпущенных духовно-­нравственных листовок, брошюр, картин не поддается учету. И всё это, благодаря массовости и отсутствию «коммерческой» жилки у владельцев, можно было иметь за гроши.
В мемуарной литературе есть упоминания о том, что Государь, среди коллекций икон, украшавших стены Его личных покоев, наряду с бесценными образцами, сам размещал «копеечные картинки Фесенко»: деятельность своих верноподданных на окраине Он особенно ценил.
Есть указания на то, что несколько таких бумажных иконок сопровождали Страстотерпцев до самой Голгофы. 

Подлинно русские люди, рассеянные ныне на чужбине, прочтя эти строки, несомненно в душе своей скажут: Ефиму Ивановичу и Вере Феодосиевне Фесенко вечная память, вечная слава!


ЧТО ЧИТАТЬ О Е.И. ФЕСЕНКО:
Воспоминания Ефима Ивановича Фесенко // Семейный альбом одесского издателя Е. И. Фесенко. Одесса, 2007. С. 15–124.
Ю. А. Лабынцев, Л. Л. Щавинская. 
Е. И. Фесенко — один из крупнейших издателей 
народной православной печатной продукции XIX–XX вв. 
М., 2017. С. 11–19.







Поделиться

Другие статьи из рубрики "ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ"