Миссия на Филиппинах: лихорадка, бокс, подвиги веры

С чем сталкивается православный священник, уезжая на полгода за 10 тысяч километров от своего прихода? Есть ли смысл нести православие в далекие экзотические страны? Председатель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии иерей Николай Святченко рассказал в подробностях о своем пребывании на Филиппинах и о том, что он вкладывает в понятие «современная миссия».
Журнал: № 07-08 (июль - август) 2021 Опубликовано: 16 декабря 2021

Одно православие — две страны

— Церковь направляет свои миссии далеко за пределы России, в то время как на родине ещё работы непочатый край. Нет ли в этом противоречия?

— Да, наши соотечественники нуждаются в духовном просвещении, но здесь есть свои особенности. По статистике, 4–5% нашего населения регулярно посещает богослужения и участвует в таинствах — против 70% тех, кто считает себя православным по факту рождения. Поле для миссии в этом случае приобретает многосторонний характер.

На Филиппинах совсем другое общество и по-другому воспринимают православие, да и сама Церковь там миссию мыслит по-другому. К примеру, на Филиппинах совершенно нормальна практика уличной миссии, использование естественной любознательности местного населения для знакомства людей с церковной верой. Твой внешний вид, когда идешь в подряснике с крестом, уже привлекает внимание и является поводом к установлению контакта, это приветствуется и воспринимается отлично. В России православие существует более тысячи лет, есть длинная история Церкви, и внешний вид духовенства воспринимается естественно.

Даже когда я посещал спортивные клубы в светской одежде, то своим европейским лицом и ростом выделялся среди местных жителей и привлекал любопытных по природе филиппинцев. Ко мне подходили, смело расспрашивали, а я рассказывал о миссии в их стране и ближайшем православном приходе.

— Вы посещали спортивный клуб?

— Да, по рукопашному бою, вот с какой целью. Рядом с нашим центром расположен спортивный зал известного филиппинского боксера Мэни Пакьяо, он глубоко верующий христианин и очень много занимается благотворительностью.

Я надеялся пересечься с кем-нибудь из его коллег, которые курируют эту спортивную школу. К сожалению, моя задача по максимуму не была достигнута, но за это время к вере обратился один из тренеров этой школы.

На Филиппинах очень влажный и жаркий климат, поэтому Литургию начинают рано
На Филиппинах очень влажный и жаркий климат, поэтому Литургию начинают рано


Христианство среди восточных религий

— Кто на Филиппинах является объектом миссии? Люди, не знакомые с Евангелием, или верующие других конфессий?

— На Филиппинах основным адресатом миссии являются жители страны, и Православная Церковь на 99,99% состоит из филиппинцев. В отличие от других представителей Юго-Восточной Азии, филиппинцы уже несколько сот лет знают об Иисусе Христе. Начальные знания о христианстве они получили от римо-католических миссионеров еще в XVII веке. Возникшее позже влияние восточных религий (синтоизма и буддизма) не закрепилось. До прихода христианской веры филиппинцы были язычниками наподобие тех, кем были наши с вами предки.

Христианство быстро утвердилось как основная религия, а в XX веке с усилением влияния США на Филиппины стали проникать многие неопротестантские исповедания. Миссия Русской Православной Церкви носит очень конкурентный характер, так как она одна из сотен других верований в этой стране.

Для филиппинцев характерен «американский» подход к религиям. То есть филиппинец должен четко соблюдать Конституцию, официальный закон, быть примерным гражданином, а во что он верует и кого исповедует, это его личное дело. Я много общался с филиппинцами, так вот атеистов среди них, в том числе молодежи, я ни разу не встретил. Они могли по-своему интерпретировать Бога, но никто однозначно не объявлял себя неверующим.

В этом была сложность: люди не понимали, почему я так настойчиво проповедую именно православное христианство. Считая себя христианами, они свободно посещают по воскресеньям различные христианские собрания. Вот такие особенности.

С определенной регулярностью я посещал приходы на Минданао, их около десятка, в которых помимо богослужений проводились катехизация, учебные семинары и встречи с различными местными представителями власти и молодежи различных деревень и поселков. Везде были свои особенности.

Уже при мне были диаконы-филиппинцы, затем появились и местные священники. Мы, русские миссионеры, говорили только на английском языке, который в небольших деревнях и поселках жители стали забывать. К тому же многие церковные термины непонятны филиппинцам, и нам было непросто общаться во время встреч или исповеди. Священники-филиппинцы знают местные диалекты, что важно для миссии и пастырской деятельности.

Катехизация — важная часть православной миссии на Филиппинах
Катехизация — важная часть православной миссии на Филиппинах

Проповедь без границ

— Идея отправиться на Филиппины с миссией — это ваша давняя мечта или призыв Божий, как у пророка Исаии: «вот я, пошли меня» (Ис. 6, 8)?

— В течение десяти лет я участвовал в нескольких командировочных миссиях. Иногда священноначалие инициировало миссию, а порой я совершал её в рамках своего ежегодного отпуска. Поэтому всё, о чем вы сказали — мечта и призыв, — совпало. Недостаточно просто иметь собственное желание или какое-то доброе настроение для миссии. Необходим целый комплекс различных обстоятельств. Плюс в течение последних восьми лет присутствие Русской Православной Церкви на Филиппинах активизировалось: несколько тысяч филиппинцев присоединились к Церкви. При поддержке священноначалия мне дали благословение и возможность принять участие в этой поездке.


— Как миссионер готовится к подобным поездкам? Нужны ли прививки?

— Лично я не делал прививок. Из России только взял известные мне лекарственные препараты. Хотя во время пребывания в этой командировке я все-таки заболел лихорадкой денге. Профилактических прививок от нее нет, и лечить её пока не научились. Единственное, что можно сделать, — пить много воды и находиться в покое, ждать, пока симптомы спадут.


— Как вы переносили погоду, местный климат? Сложно ли было в облачении на службе?

— Некоторые миссионеры очень страдают от жары и тропического климата, но мне, как коренному петербуржцу (у нас ведь тоже погода влажная и часто меняющаяся), было легко, я не нуждался даже в кондиционере. Правда, порез мог долго заживать из-за высокой влажности.

Единственная проблема с жарой, которую я ощущал, была связана с проведением богослужения: ведь ты носишь на себе несколько слоев богослужебной одежды. По этой причине уже сформирована была до меня традиция — начинать Литургию рано, около 7 утра, пока нет такой жары. И тогда к девяти все основные богослужебные действия уже завершены. Или проводить службу в помещении с кондиционером, но основная масса приходов ими не располагает.

Однажды я надел подрясник светлых тонов, но он по цвету напоминал филиппинцам одежду восточных религий, которые не очень любит местное население. Из-за негативной ассоциации пришлось отказаться от такой практики.


Аглипайский раскол как почва для Православной миссии

— Каковы методы православной миссии на Филиппинах?

— Уличная миссия, миссия через культуру и взаимодействие с общественными организациями. Одной из важных форм свидетельства о православии является благотворительность. Эта страна по финансовому характеру очень сильно отличается от России. Люди живут гораздо скромнее. Почти все семьи многодетные, очень многие люди нуждаются в более сбалансированном питании.

Миссия постоянно расширяется и помогает полезной едой малоимущим семьям, и не только среди членов православного прихода. При благотворительной миссии сложилась группа волонтеров православных филиппинок-христианок — сестричество. Активные женщины, молодые и пожилые, трудятся как сестры милосердия. Мужчины, конечно же, помогают им в этом по части физического труда. Волонтеры получают пищу от церкви, подвозят и раздают её.

Почти каждый приход вместе со своей богослужебной нагрузкой, катехизацией имеет и благотворительное направление деятельности.


— Можно ли говорить об успехе православной миссии на Филиппинах? Что православие дает нового филиппинцам?

— Дело в том, что многие перешедшие в православие пришли из аглипайского раскола.

Будучи знакомы с историей Церкви, ценя апостольское преемство, причастными к которому аглипайцы себя считают, они не могли просто примкнуть к какой-то протестантской деноминации, возникшей в XIX-XX веке. Благодаря социальным сетям они обратили внимание, что в середине XX века Филиппины посетил известный православный проповедник святитель Иоанн (Максимович). Так возник интерес к православию.

Во-первых, это историческая апостольская Церковь, во‑вторых, не римо-католики, а в‑третьих, в православии всегда учитывается национальный характер.

В нашу пользу сыграло время: когда православие пришло на Филиппины, римо-католическая миссия исторически оказалась связана с эпохой колонизации и ассоциируется с агрессивной политикой.


Герои веры

— А если говорить о подвиге веры?

— Я видел примеры реального подвига в вере людей, ставших нашими прихожанами. Многие из них живут вдали от мест проведения служб, и чтобы приехать на богослужение, встают в 4 утра, в течение трех часов перемещаются на 3–4 видах общественного транспорта, который очень неудобен, особенно для больших расстояний.

Многие прихожане целыми семьями едут издалека для участия в службе, причастия, общения. Это показатель, насколько люди дорожат Православной Церковью, таинствами и взаимным общением, когда они готовы испытывать неудобство, тратить свое время, силы, финансы. Это они делают еженедельно.

Также меня всегда восхищало отношение к благотворительности многих христиан. Они 3–4 раза в неделю организовывают раздачу питания и одежды для малоимущих, в то же самое время ограничивают себя во времени, отрывая его от своих семей, подвергаясь опасностям в поездках. Но они продолжают служить на протяжении длительного времени, делают это во славу Божию, и это восхищает! 


Беседовали священник Дионисий Землянов, Ксения Шевелёва, Михаил Барченков

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"