Мироносицкий Порфирий Петрович

Материал о новомученике Порфирии Петровиче Мироносицком.
Журнал: № 3 (март) 2012Автор: Анастасия НаконечнаяИллюстратор: Олеся Гонсеровская Опубликовано:

Новый учебный год в сентябре 1892 года начался в Мордовско-Качимской школе действительно по-новому. Наконец, мальчишкам не надо ютиться в сырой и тесной крестьянской избе, у них появилась своя настоящая школа! Они и раньше не спешили после занятий домой: в школе всегда много важных дел, да и многие пели в хоре, который был лучшим в епархии. А теперь — большой класс, настоящие парты… Строили ребята эту школу вместе со своими отцами, всем миром. Крестьяне, причем не из самых богатых, жертвовали на школу по два-три бревна, а кто мог — десяток. Сами их с реки на помочах и тащили. Учитель Порфирий Петрович даже мебель своими руками сделал! Мальчишкам тоже было чем гордиться: без них не выкопали бы огромные дубовые бревна, оставшиеся от сгоревшей маслобойни и пожертвованные расчувствовавшимся богатым крестьянином. Человек 30 от мала до велика с самого утра пришли и кто мотыгой, кто лопатой, а кто и скребком, — выкопали их!

Порфирий Петрович Мироносицкий тоже был необычайно рад: дело не только в новом здании, которого и правда очень не хватало. Радовало народного учителя, что родители и друзья школы взялись за нее вскладчину. Значит, ценно для крестьян просвещение, готовы в него и трудом, и деньгами вкладываться. Обязательно надо, чтобы в России об этом узнали. Нужно и о других народных учителях собирать сведения, не только о пензенских: ведь в этих трудах просветительских история российская творится. 

Порфирий Петрович действительно написал потом об этом в газеты. Философ Николай Федоров назвал их опыт «проявлением того же духа, что созидал в старину обыденные храмы» и даже «новой эрой в истории человечества». Действительно, школа для Порфирия Петровича была не просто местом, где дети получали знания. Он хотел научить их жить по-христиански, в любви друг к другу и к взрослым. Дети учились отвечать за школу: собранную отцом Петром, родителем Порфирия Петровича, школьную библиотеку вели самостоятельно, работали над пополнением школьного музея. Старшие ученики (из второго класса) преподавали иногда в соседней школе.

Много внимания Порфирий Петрович уделял детскому хору. Его давно интересовала теория пения, открыл он и новую систему в обучении нотной грамоте. Но тут возникла проблема: оказалось, ребятишки зачастую не понимают богослужебных текстов, которые поют. Хор был известен на всю епархию именно за трепетное исполнение литургических песнопений, которые Порфирий Петрович разъяснял хористам. Порфирий Петрович так увлекся переводом, что его даже пригласили в Комиссию по исправлению богослужебных переводов при Синоде, под начало архиепископа Сергия (Страгородского). Так он и проработал в этой Комиссии до самой революции. Спорил о способах перевода с другим переводчиком, Николаем Нахимовым (псевдоним Н.Ч. Заиончковского), их переписка стала самой известной дискуссией на тему богослужебных переводов в начале века. Надо было разобраться, как перевести, чтобы и на слух, и при чтении текст был понятен любому человеку. Порфирий Петрович отстаивал необходимость подходить к переводу не чисто филологически, а на богословских основаниях, опираясь на тексты Священного Писания и святых отцов. 

Одновременно с этими трудами Порфирий Петрович не оставлял преподавания. Особенно после революции старался всюду преподавать: с самого открытия был профессором гимнологии и церковнославянского языка в Богословском институте, в разные годы преподавал на нескольких богословских курсах для взрослых. Это был его ответ безбожной власти: нельзя пассивно смотреть, как она воюет с Церковью. Нужно воспитывать в вере детей и укреплять в ней взрослых, в том числе и через преподавание. Поэтому он вступил в Александро-Невское братство, которое смогло просуществовать в советской России больше десяти лет! Братчики вовремя поняли, что нужно переходить на полулегальное положение, лишь бы не оставлять своих забот: помощь репрессированным, устроение монашеских и иноческих общин, воспитание из молодежи будущих священников и епископов, но главное — постоянная, ежедневная жизнь в христианском братолюбии, которым только и можно победить ненавистную рознь мира сего.

Порфирия Мироносицкого арестовали по «делу Александро-Невского братства» в феврале 1932 года вместе с десятками других братчиков. О его кончине мы узнаем из скупых строк уголовного дела: скончался в ходе следствия «от сердечной недостаточности» 1 марта 1933 года. Незадолго до этого ему исполнилось 65 лет.  

Анастасия Наконечная
Иллюстрации: Олеся Гонсеровская

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Ленинградский мартиролог"

16 октября, среда
rss

№ 3 (март) 2012

Обложка

Тема номера:Христианский ответ на национальный вопрос